Отдельно стоит сказать и о морских медиках. Как известно, в то время медики в Англии в зависимости от квалификации и работы были разделены на три независимых замкнутых мирка. Врачи (помните доктора Ватсона?) - это люди, получившие элитное медицинское образование, имевшие частную практику (и кстати - очень высокий заработок), и лечившие на основе классических принципов науки сложные или хронические недомогания. Второй большой группой были аптекари, которые тогда совмещали продажу препаратов и работу терапевтов, или врачей общей практики. В третью группу входили хирурги, которые специализировались на лечении вывихов, переломов, ссадин, фурункулов и прочее.
Понятно, что на флоте нужны были люди, которые бы могли совмещать все эти три специальности.
Чтобы получить должность военно-морского хирурга надо было три года иметь практику на берегу. Это могли быть курсы по анатомии, фармакологии, это могло быть ухаживание за больными в одном из госпиталей, но факт остается фактом - практика нужна была обязательно. Далее, отработав три года, молодой хирург ехал в Лондон, в Колледж Хирургов, на сдачу экзамена. На экзамене опытные врачи и хирурги спрашивали соискателя о тех или иных симптомах заболевания, какие курсы лечения и когда назначаются, выясняли знания в области анатомии и физиологии, и обязательно проводили практический экзамен с пациентом, которого до этого соискатель ни разу не видел.
В зависимости от результатов экзамена соискатель получал диплом либо корабельного хирурга (ship's surgeon), либо помощника хирурга I, II или III класса. Колледж также выдавал соискателю список хирургических инструментов и список лекарств, который в обязательном порядке должен был быть у корабельного хирурга. Эти инструменты и лекарства хирурги покупали за свой счет, в начале войны список сверяли с наличием и отсутствие чего-либо из списка каралось аннулированием диплома. В середине войны, понятно дело, о проверках забывали, да и физической возможности сделать их постоянными просто не было.
Хирург имел отдельную каюту, расположенную чаще всего на орлоп-деке, ниже ватерлинии. Это была очень тесная комнатка с одним или двумя рундуками, низким потолком и небольшим столом для инструментов. Во время боя в качестве лазарета использовали кают-компанию или жилую палубу, поскольку количество раненных резко возрастало и в каюте хирурга банально не хватало места разместить всех.
Наверное самым главным нововведением на флоте стало обязательное ведение медицинских дневников. В 2010 году Национальный Морской Архив Британии оцифровал и выложил в общий доступ примерно 1000 таких дневников от хирургов Роял Неви, охватывающих период с 1793 по 1880 годы. Могу сказать только одно - это богатейший материал, иллюстрирующий жизнь на флоте с точки зрения заболеваний и медицины.
Более того, некоторые корабельные хирурги по выходу на сушу издавали свои дневники, и некоторые потом становились бестселлерами, принося их авторам не только славу, но и большие деньги. Так, к примеру, поступил ирландский судовой врач Уильям Битти, занимавший должность корабельного хирурга на HMS «Victory» во время Трафальгарского сражения. Имея уже на берегу частную практику он собрал из своего дневника все, касающееся болезней, травм и смерти Нельсона и опубликовал отдельной книгой. Говорят, гонорар автора составил 10 тысяч фунтов.
Описаны в дневниках и случаи из присказки «хоть стой, хоть падай».
К примеру, корабельный хирург Пауэр осматривал 15 июня 1825 года на корабле «Elisabeth» 12-летнюю девочку Эллен Маккарти. Сделал диагноз - кишечный червь. Далее часть дневника подпорчена водой, поэтому назначенный рецепт расшифровать не удалось, но интересная запись наутро, 16-го: прибежала мать девочки и принесла кишечного червя длиной 87 дюймов (это на секундочку 2.2 метра!!!!), которого девочка срыгнула ночью после приема лекарства. Запись доктора была лаконичной: «Лечение сработало хорошо».
Еще один журнал описывает, как матрос Джон Тейлор «испытывал постоянную боль при ходьбе». В результате обследования (без рентгенаппаратов, заметьте!) было обнаружено, что парень на спор... съел 19 перочинных ножей. Было произведено вскрытие брюшной полости, ножи были вынуты, полость зашили, была назначена строгая диета и продолжительное лечение в Мальтийском госпитале.
Есть там наряду с нормальными рецептами и экзотические. Например, полугаллонная клизма из... бренди, в качестве облегчения от страданий во время геммороидальных колик. Или лечение сифилитических язв около глазного яблока путем промывания глаза аммиаком. Думаю, если парень не ослеп, то не из-за лечения, а вопреки. Так же интересный метод лечения ангины - полоскание горла.... сильно разбавленной серной кислотой.
В общем, из этих записей ясно, что были хирурги хорошие, а были плохие. Как и сейчас. Как и всегда. Флот во все времена - это всего лишь срез общества.
И все-таки главной причиной смерти моряков были болезни. Давайте приведем две таблички, которые характеризуют изменение качества работы медицинской службы Роял Неви.
Табличка первая. В Royal Navy 1756-1762 годах всего задействовано (нанято) моряков и морских пехотинцев: 184 893 человек.
Умерло от болезней и пропало без вести
133 708 человек
72%
Погибло в боях и в результате катастроф
1 512 человек
0,80%
В наличии к заключению Парижского мира:
49 673 человек.
То есть, как мы видим, ¾ всего состава флота погибло из-за болезней, а это прямое упущение медицинской службы.
Как же ситуация изменилась к следующей большой войне? Статистика смертей в Роял Неви за 1810 год:
Причина смерти
Кол-во
Процент
Болезни
2592
50
Несчастный случай (включая суицид)
1630
31,5
Утонуло, погибло при авариях, взрывах, крушениях
530
10,2
Погибло в боестолкновениях
281
5,4
Погибло после боестолкновений, от ран
150
2,9
Всего
5183
100
То есть через 50 лет статистика смертей от болезней улучшилась если не кардинально, то существенно - на 25%. Дичайшие потери были от болезней, таких как тропическая лихорадка или оспа. В 1801-м году 74-пушечный «Brunswick» прибыл в Вест-Индию и в команде началась эпидемия тропической лихорадки. Всего за неделю погибло 297 человек из 650-ти. Через 6 месяцев та же история произошла и с 74-пушечным «Hannibal» - 200 человек из 700-т.
А вот в бою у матросов Королевского Флота вероятность гибели была меньше, нежели у солдат. К примеру в Трафальгарской битве участвовали британских 19000 моряков, погибло и ранено 1700 человек, или 9 процентов от общего числа. При Ватерлоо из 68000 англо-прусских войск потери составили 15000 человек, или 22 процента. Но если смотреть процент совокупных потерь от всех причин - на флоте смертность по сравнению с армией просто зашкаливала.
И все-таки, как медики боролись с болезнями и смертностью на кораблях?
Главных бичей было несколько и первым, конечно же, была цинга. Смертность от цинги превышала смертность от дизентерии и лихорадки вместе взятых! До некоторого времени считалось, что цинга возникает от сидячего и лежачего образа жизни, поэтому больных скорбутом заставляли... бегать с ядром по палубе, чтобы разогнать кровь.
Однако в 1779 году доктор Вест-Индской эскадры Гилберт Блейн с согласия адмирала Роднея приказал добавлять в грог по 2/3 унции лимонного сока на порцию. В результате эпидемии цинги на эскадре не возникло. Но Родней действовал в архипелаге Карибского моря, где множество островов, и варианты пополнения провизии есть всегда, поэтому к мнению Блейна не прислушались. Споры разгорелись не только на кораблях, но и в ученых кабинетах Лондона и портовых городов.
В 1785 году Блейн стал личным врачом будущих Георга IV, а позже - Вильгельма IV (на тот момент Принца Уэльского и Герцога Кларенса соответственно), и с помощью своего авторитета продавил перед военно-морским медицинским советом постановку эксперимента - в 1794 году британский адмирал Рейнер прибыл в Ост-Индию с 64-пушечным «Саффолк», Там к нему присоединились 50-пушечный «Сенчурион», 44-пушечный «Дайомед» и 18-пушечный шлюп «Хобарт». Эскадра сначала отплыла к Тринкомали (Цейлон), а потом высадила десант на Моллукских островах. Были захвачены гигантские ценности - 515 940 фунтов гвоздики, 84 777 фунтов мускатного ореха, 19 587 фунтов других пряностей, почти 150 тысяч песо в серебряных ефимках. Каждый капитан экспедиции получил потом примерно по 15 тысяч фунтов призовых.
Но речь наша не об этом. Дело в том, что «Саффолк» входил в программу Sick and Hurt (недуги и болезни), и в течение всего плавания снабжался лимонным соком для проверки - предотвращают ли цитрусовые цингу.
Еще в далеком 1734 году Джемс Линд писал в своем трактате «Заметки о цинге»: «цинга проистекает исключительно вследствие недостатка в питании свежих овощей, фруктов и зелени. Именно это и является основной причиной заболевания.»
И вот мнение Линда блистательно подтвердилось! Результаты были ошеломляющими - цинга не возникла вообще! (Рис. 10)
Во второй половине XVIII века спасением от цинги стала квашеная капуста, но вот проблемы ее хранения и очень специфический вкус были довольно большим препятствием. Добавление же в грог лимонного сока (то есть теперь со столь любимым моряками алкоголем они получали суточную дозу витамина С) стало элегантным и полным решением проблемы, более того - сильно улучшился запах грога, который до лимона был... сильно специфическим. Довольны были и врачи, и моряки, и коки.
Грог
Состав:
2 кусочка сахара,
кипяток,
50 мл темного рома.
Сок половинки выжатого лимона
Приготовление: В стакан положите кусочки сахара, опустите чайную ложку и до половины наполните кипятком. Помешивая, растворите сахар и налейте ром. Добавьте сок лимона.
А как хранили лимоны в плаваниях?
Абсолютно грамотный вопрос. Кстати, именно его противники «лимонной темы» раз за разом задавали Блейну и комиссионерам. Помучиться с решением этого вопроса пришлось 5 лет, сразу после того, как было принято решение, что снабжение флота лимонами - необходимо. Получалось так, что в дальних плаваниях приходилось выкидывать до 2/3 запасов цитрусовых, и это, конечно же, сильно не нравилось провиантским службам Роял Неви. Решили вопрос чисто по-английски, в традициях королевского флота - лимоны, начали... солить!
Причем солили их... в лимонном соке! Примерно по такому рецепту:
4 лимона;
4 ст.л. крупной морской соли;
сок 4 лимонов.
Помойте и хорошо потрите кожуру лимонов, чтобы снять восковой налет, если он используется для хранения. Разрежьте лимоны на четвертинки вертикально, но не разрезайте до конца (у вас получится как бы цветочек).
Насыпьте в середину лимона соль и плотно прижмите створки. Сложите лимоны в чистую стерилизованную банку, плотно набив банку. Закройте банку крышкой и оставьте на 3-4 дня.
За это время лимоны слегка размягчатся и выпустят достаточно сока. Откройте банку, сильно прижмите лимоны и залейте свежим лимонным соком, чтобы покрыть все лимоны.
В таком виде лимоны должны стоять в холодном месте в течение 1 месяца. Чем дольше они будут стоять, тем вкуснее будут. Если лимоны не будут полностью покрыты соком, может образоваться плесень.
Как было сказано, использовать нужно только кожицу лимонов, освободив их от оставшейся мякоти и промыв под струей воды, чтобы убрать лишнюю соль.
Как видите - все достаточно просто. Это дало возможность поставлять на флот лимоны в бочках, не боясь, что они пропадут.
Отдельно стоит сказать о квашеной капусте. Исследователи очень любят объяснять нелюбовь моряков к квашеной капусте ретроградством, консерватизмом и т.д. На самом деле проблема была проста: на флоте и так было очень много соленого. Солонина соленая. Масло соленое. Сало соленое. Лимоны чуть позже – тоже соленые. Как вы думаете, можно было в такой ситуации обрадоваться еще одному соленому блюду?
Скажем, в 1759 году введение в рацион картофеля было воспринято с невиданным энтузиазмом. То же самое было и с фруктами. Когда на эскадру адмирала Хока прибыл груз яблок для плавания – он был разграблен и съеден моряками прежде, чем вообще начались погрузочно-разгрузочные работы.
Отдельно стоит сказать про так называемые «витаминные пакеты», хранившиеся у хирургов. Это чаще всего была высушенная говядина, сушеные овощи и фрукты, и куриные вяленые грудки. После операций доктор в тяжелых плаваниях для скорейшего выздоровления больных кормил их как раз бульонами из таких «витаминных пакетов».