Найти в Дзене

Узкоколейная железная дорога Дымного торфопредприятия

Узкоколейная железная дорога Дымного торфопредприятия — торфовозная узкоколейка с шириной колеи 750 мм в Верхнекамском районе Кировской области. Длина дороги составляет 79 км, была открыта в 1967 году. В настоящее время по дороге осуществляется грузовое и служебное пассажирское движение. В 1967 году было организовано торфопредприятие «Дымное». Вскоре был введён в эксплуатацию деревянный мост через реку Волосницу, ведущий к будущим торфяным полям. Три года велась подготовка полей для уборки торфа: убирался растительный покров, выкорчёвывались пни, снимался слой мха. Для осушки болота рылись валовые канавы. Первый уборочный сезон был в 1970 году. Торф, убранный на полях, отправляли как топливо на ТЭЦ-4 и ТЭЦ-5 в г. Киров, вывозили в качестве удобрения в колхозы и совхозы, подсобные хозяйства. Узкоколейная железная дорога действует, дорога работает круглогодично и ежедневно, летом проводится добыча, осенью и зимой грузовое движение - транспортировка торфа до Светлополянска, далее автомоб

Узкоколейная железная дорога Дымного торфопредприятия — торфовозная узкоколейка с шириной колеи 750 мм в Верхнекамском районе Кировской области. Длина дороги составляет 79 км, была открыта в 1967 году. В настоящее время по дороге осуществляется грузовое и служебное пассажирское движение.

Тепловоз ТУ4-2790, Светлополянская УЖД, 2010 год. Автор: Абрамкин Сергей.
Тепловоз ТУ4-2790, Светлополянская УЖД, 2010 год. Автор: Абрамкин Сергей.

В 1967 году было организовано торфопредприятие «Дымное». Вскоре был введён в эксплуатацию деревянный мост через реку Волосницу, ведущий к будущим торфяным полям. Три года велась подготовка полей для уборки торфа: убирался растительный покров, выкорчёвывались пни, снимался слой мха. Для осушки болота рылись валовые канавы. Первый уборочный сезон был в 1970 году. Торф, убранный на полях, отправляли как топливо на ТЭЦ-4 и ТЭЦ-5 в г. Киров, вывозили в качестве удобрения в колхозы и совхозы, подсобные хозяйства.

Узкоколейная железная дорога действует, дорога работает круглогодично и ежедневно, летом проводится добыча, осенью и зимой грузовое движение - транспортировка торфа до Светлополянска, далее автомобильным транспортом в Киров ТЭЦ-4 и ТЭЦ-5, и обеспечение торфом котельной в п. Рудничный. Пассажирское движение - перевозка рабочих к торфяникам.

Карта Дымного торфопредприятия
Карта Дымного торфопредприятия

Ранее до 2014 года был перегруз на широкую колею станции Светлополянск.

Торфоперегруз на станции Светлополянск. Автор: Логиновский Денис
Торфоперегруз на станции Светлополянск. Автор: Логиновский Денис

Главная станция, станция Перегрузочная, депо и хозяйство торфопредприятия находятся в п. Светлополянск. Далее дорога разветвляется на два направления, на 1-й и 9-й участки (торфополя).

На восточном участке дороги имеется мост длиной 60 м через реку Волосница, который ранее был деревянным.

Мост через реку Волосница. УЖД Дымного торфопредприятия, 2017 год.
Мост через реку Волосница. УЖД Дымного торфопредприятия, 2017 год.

На западном участке УЖД пересекает по путепроводу линию широкой колеи Светлополянск- Верхнекамская.

Узкоколейный мост пересекает линию широкой колеи Светлополянск - Верхнекамская. Автор: Логиновский Денис.
Узкоколейный мост пересекает линию широкой колеи Светлополянск - Верхнекамская. Автор: Логиновский Денис.

На железной дороге работают тепловозы ТУ4 — № 2721, 2790, ТУ6Д — № 0319, ТУ7 — № 1252, 1595, 3050, ЭСУ2А — № 459 (нерабочая), 586, 715, 1017, полувагоны для перевозки торфа, путеукладчики ППР2МА, вагоны ПВ40.

Спасибо за внимание! Не забываем подписаться! И огромная благодарность за лайки!

Ниже не менее интересная статья про Опаринскую УЖД:

Опаринская узкоколейная железная дорога
Забытый уголок России25 июля 2022

Источники информации: