Найти тему
Очаг для семьи

Летом, когда приходилось читать заданную кучу литературы, дедушка, приставленный наблюдать за мной, предложил бартер. Я подумал и согласился

Папины родители жили от нас далеко, на другой стороне города, куда нужно было ехать двумя транспортами по пробкам. Маленькому мне такие поездки в то время были запрещены, поэтому видел я дедушку с бабушкой крайне редко, в основном, по праздникам и когда с папой на машине к ним заезжал.

Мне было около десяти, когда бабушка умерла и дедушка остался один. Я совсем не помню чувств, сожаления или скорби, последовавших после её смерти, так как, скорее всего, я просто не до конца понимал, что значит её уход для остальных. Для меня же это значило, что, теоретически, где-то в другой части города бабушка существует, она там есть, и я всё так же не могу добраться к ней самостоятельно.

После того, как дедушка стал одинок, он начал сильно и часто болеть, из-за чего мы виделись ещё реже. Но однажды в начале лета, когда школа осталась позади на целых три месяца, а мама была очень занята рабочими вопросами – у взрослых ведь не бывает каникул – папа привёз дедушку к нам, погостить и заодно присмотреть за мной.

Несмотря на то, что каникулы начались, нам выдали целый список литературы на лето, которую нужно было прочитать, даже если находились дела поинтереснее. Каждое утро, уходя на работу, папа приказывал мне осилить до вечера хотя бы три главы какой-нибудь книги, а я оттягивал неизбежное, всякий раз ссылаясь на что-то, что мешало мне выполнить задание. Потому-то папа и попросил дедушку не просто присматривать за мной, но и контролировать продвижение моего летнего чтения.

Дедушка обычно до обеда из комнаты не выходил, потом готовил что-то на обед, – предпочитал супы, которые я не любил даже больше чтения – затем садился смотреть телевизор, вечно находя занятия для своих рук – то узлы какие-то распутывал, то леску для удочек. Не помню, чтобы когда-нибудь у кого-нибудь видел столько прозрачной прочной нити. У дедушки был целый рыболовный чемоданчик со всякими принадлежностями для рыбалки, и от папы я слышал истории о том, как они вместе выбирались на рыбалку, но со мной никто никогда рыбу ловить не ходил.

Пока дедушка работал огрубевшими от тяжёлой работы руками, мельком поглядывая в телевизор с минимальным звуком, я должен был сидеть на диване и читать. А мне жуть как не хотелось знать, что там у того Робинзона Крузо происходит, отвлекался на любую ерунду, в частности на телевизор. Сменяющие одна другую картинки без звука выглядели как немое кино, только в цвете и в тысячу раз интереснее в то время, которое нужно было посвящать учёбе. Когда дедушка отвлекался от распутывания узлов, бросал взгляд в мою сторону, желая убедиться, что взгляд мой устремлён в книгу, а не в телевизор, а потом непременно тяжело вздыхал. Из-за меня и моего непослушания ему приходилось жертвовать просмотром программы полностью, чтобы это не отвлекало меня. Но даже тогда в окружающей среде я находил более интригующие занятия, вроде внимательного наблюдения за дедушкиными манипуляциями.

Я недоумевал, зачем он распутывает это, накручивает на катушку, а потом просто складывает в коробку. Разве в этом есть смысл? Если позже мы не пойдём на рыбалку, это так же глупо, как распутывать шерстяные нитки не для того, чтобы связать шарф, а для того, чтобы сложить их в нижний ящик комода. Мама так иногда делала, но когда-нибудь всё равно бралась за шарф.

Не помню, кто из нас первым не выдержал, но в один из таких дней, когда мы с дедушкой были совсем одни, у нас завязался разговор. Он пытался выспросить меня о книге, я его – о леске. Мне было очень любопытно что да как, и каким образом она умудряется запутаться, а ещё не ходит ли часом дедушка в тайне от меня на рыбалку. Мне не терпелось попробовать себя в рыбалке, и дедушка, чтобы прийти к компромиссу, предложил мне бартер – взаимный обмен. Я пересказываю ему первые три главы, мы сразу же идём на рыбалку и он показывает мне, как распутывать леску быстро и качественно.

Сначала мне казался такой обмен нечестным – дедушка легко справляется со своим делом и труда ему не составит сводить меня к местной реке. Но моё желание вырваться оказалось сильнее. Я осилил три главы быстрее, чем когда-либо и дедушка даже сделал поблажку, позволив мне пересказывать книгу по дороге на рыбалку.

Мне очень понравилось ловить рыбу! Это было так интересно и захватывающе, что мне хотелось ещё. Тогда дедушка снова предложил сделку – каждые пройденные три главы равны двум часам рыбалки. Теперь я понимаю, какой это был хитрый ход. Из-за своей лени и нежелания я накручивал себя, думая, что чтение не моё, что я вечность просижу над книгой, но, когда у меня появилась мотивация, я за день мог прочесть и шесть глав, чтобы в обед, после того, как дедушка проснётся, мы шли на рыбалку не на два, а на четыре часа.

Благодаря дедушкиной хитрости – исключительно в хорошем смысле этого слова – я прочитал весь список. Это было лучшее лето в моей жизни. И последующие два мы провели почти так же, к рыбалке добавляя другие приключения.

Сейчас я очень скучаю по своему дедушке. Когда он нас покинул, я был старше и настолько привык к нему, что не представлял, как это я смогу прожить без него? Но жизнь продолжается, а воспоминания о том времени, что мы провели вместе, запечатлены в памяти и я всегда их могу «посмотреть», когда сердце попросит.

#дедушка #детство #дети #лето