Найти в Дзене
А.Брусницына.

Не вините родителей за то, что они что-то не смогли вам дать

Сегодняшняя статья – о конфликте поколений. Может, и не о конфликте поколений, а об ошибочности моей тории воспитания. Суть от этого не меняется.
Статья, по-видимому, будет из нескольких частей.

Лето на Севере. Цветет иван-чай.
Лето на Севере. Цветет иван-чай.

Приветствую вас, друзья мои!
Не знаю, стОит ли вообще писать то, о чем я сегодня напишу. Но, как я говорила во вчерашней статье, расскажешь о своей проблеме, люди прочитают, посочувствуют, дадут совет и, вроде, на душе отлегло.
Прошлое лето для нас было очень тяжелым. Наверное, тяжелее в нашей жизни пока ничего не было. Мы жили на автопилоте – вот-вот всё закончится и мы, наконец, вздохнем свободнее. Да, все проблемные ситуации разрешились, стало полегче, но на поверхность выплыли другие.
Мои подписчики знают, что у нас две дочери. И, глядя на них, я каждый раз думаю, ну вот как в одной семье, при одних родителях и примерно равных закладываемых базовых ценностях вырастают столь разные дети?

Между девочками разница одиннадцать лет. Старшая росла, когда мы оба работали на государственной работе. Особо заниматься было ею некогда – садик, бабушка с дедушкой. Летом ее на дачу забирали. Нагружала ее с детства дополнительными занятиями, чтобы времени на глупости не оставалось. Я не заметила, как она выросла. Характер всегда имела общительный, бойкий, умела за себя постоять. Люди к ней тянулись. В требованиях всегда была непритязательна, хотя росла очень красивой девочкой. Не гналась за фирменной одеждой, дорогими аксессуарами, но всегда имела какой-то просто железный внутренний стержень. Всегда знала, что хочет и как этого добиться. Она давно замужем, отличная жена и мать. Они с мужем, с которым начали встречаться со школы, сделали отличные, по меркам выходцев из глубокой провинции, карьеры. Они много зарабатывают, купили дом.
Старшая дочь никогда не зависела от чужого мнения. У нее всегда было свое, и она могла его отстоять.

Это видно даже в мелочах.
Несколько лет назад понадобился ей новый телефон. Вроде бы, человек имеет статусную работу, хорошо зарабатывает. Предполагается, что нужно купить айфон последней модели. Дочь посмотрела, почитала. Сказала, что она не готова платить за бренд четырехкратную стоимость аналогичной, и даже с лучшими техническими характеристиками, модели на Андроиде. Ей есть на что потратить эти деньги и лучше она их отложит на отпуск. Так же с одеждой. У нее фигура – песочные часы. И она покупает только ту одежду, которая ей идет. Подобрать одежду ей сложно. Размер, вроде, небольшой, но бёдра широкие, грудь немаленького размера и очень тонкая талия. Плюс невысокий рост. Поэтому большая удача купить что-то, что подходит. Никогда не гонится за брендами. Выбрала себе несколько производителей, у которых есть подходящая одежда, там и покупает. Ей неважно, какого производителя на ней одежда. Главное, что бы было качественное, удобное и ей самой нравилось. Такое вот осознанное потребление.
Мне близка её позиция. Я точно так же рассуждаю. Может, потому, что знаю, как тяжело достаются деньги и жаль их тратить на всякую ерунду и понты.

Младшая же родилась с какой-то врожденной завистью к тем, кто лучше живёт. Может, конечно, время изменилось. Старшая росла, когда мы все очень тяжело жили. А малышка появилась, когда у нас уже свой небольшой бизнес был. Мы немного полегче стали жить в материальном плане. Я имела возможность возить ей красивые игрушки и одежду из Москвы из командировок.
Но она с детства имела очень непростой и нервный характер. И не дементная свекровь тут виной. Может, сказывается ее недоношенность. Но в детстве случались у нее такие истерики, когда ее невозможно было ничем успокоить. Катается по полу, кричит, слезами захлебывается. Успокоить можно было, только нашлепав по щекам или влив в рот успокоительное. Показывала неврологу, водила к психологу. Вроде, никаких отклонений не нашли. С детства очень умная, нежная, ранимая, с тонкой душевной организацией и, как будто, с оголенными нервами. Отец ее, мой муж, в принципе, тоже примерно такой же. Так что, было в кого.

В школе начала себя сравнивать с другими и всегда не в свою пользу. Как же я боролась с ее комплексами всегда. Доказывала, что она не хуже всех, что красивая. Нет, она не верила. Что только не делала для поднятия ее самооценки. Последний мой шаг был – записала ее в модельную студию и там ей немного подняли самооценку и вселили уверенность в себе.

Дети сейчас жестокие. Очень видно социальное расслоение. В классе заводилами были несколько девочек из очень обеспеченных семей и мальчик-мажор.
Причем, дети эти не отличались умом и сообразительностью, а стали лидерами в классе благодаря материальному положению их семей. Айфоны у подростков последней модели за сто тысяч рублей. Дорогие поездки, красивая одежда. Наша семья ничего не могла противопоставить этим детям.
В 2008 году случился, кто помнит, серьёзнейший экономический кризис и нас так отбросило назад, что мы выкарабкивались из этого кризиса несколько лет.
Так получилось, что перед кризисом мы купили квартиру в ипотеку и вложились в стройку коммерческой недвижимости. Это был конец 2007-го года. А в 2008 году случился кризис. Казалось сначала, что нас он не коснется. А получилось так, что кто-то его не заметил, а по кому-то он прошелся асфальтоукладочным прессом. Это оказались мы.
У нас была небольшая сеть салонов сотовой связи, и основной доход приносила продажа телефонов. Люди до 08-го года жили очень хорошо. Ни в чем себе не отказывали. Вышла новая модель телефона – тут же меняли. Поездки за границу два раза в год – в порядке вещей. Причем, Египет, Турция – моветон.
Казалось, так будет всегда.
Но, всегда нужно помнить слова царя Соломона «Всё проходит. Пройдет и это».

В 9-10 году доходы у нас упали раз в десять. Мы как-то сумели всё сохранить. Ценой неимоверных усилий коммерческое помещение достроили, квартиру отремонтировали и въехали в нее. Думали, когда брали ипотеку, что закроем ее за один год. Всё так и было о кризиса. А потом мы оказались в тяжелейшей финансовой ситуации. Ипотека, в квартире ремонт, стройку надо финансировать. И плюс дочь поступила учиться в Москву в творческий вуз на платной основе. Нужно было за учебу платить и ей переводить раз в месяц на жизнь. И ничего из купленного не продашь. Никому это не нужно, или только если отдать задёшево.
А ведь, кроме этого, надо было как-то работать. То есть каждый месяц – зарплата работникам, четыре аренды, налоги с зарплаты, кредиты, дочери за учёбу и на жизнь. В 14-м году еще смогли сыграть свадьбу практически полностью за наш счет. Немного помогли бабушка с дедушкой зятя. И в этот же год влезли еще в один кредит, что бы детям помочь квартиру купить. Не знаю, как мы выжили тогда.
Насколько было тяжело, говорит один эпизод.
Дочь уже заканчивала учёбу и параллельно работала. Оставался последний взнос за учёбу, и у нас реально не было денег. Вообще. Вот просто жить было не на что. И я среди своих друзей по интернету попросила – помогите, кто сколько может. Отдам в течение полугода. Помог только один близкий друг, полковник, продолжатель одной известной военной династии. Спасибо ему. Отдала, действительно, через полгода. До сих пор ему благодарна, что поддержал тогда. Нам было бы не выкрутиться.
После кризиса 08 года я научилась экономить на всём, на чем только можно. Покупать продукты оптом в дискаунтерах, выискивая скидки и акции.
Но, несмотря на это, мы всегда находили возможность отправлять младшую дочку в лагерь на море каждый год. Сами не могли съездить, а она ездила на три недели на море. Понимали, что это очень важно для здоровья.

До айфонов ли нам было?
Я думаю иногда – вот нам было так трудно, но мы давно не жили на одну зарплату. А каково же жилось тем, кто работал в бюджетной сфере. И каковы были возможности у их детей? Не представляю.

У нас всегда были дети на первом плане. Всё для них, исходя из наших возможностей.

Продолжение в следующей статье.
Спасибо, что вы со мной. Анфиса.