Найти в Дзене
Batyrev.Camp

Педагогический дизайнер VS методист

Слово “пед.дизайн” еще не устоялось в русском языке и обычно смешит людей, не связанных с созданием обучающих проектов. Может, проще говорить по старинке - методист? Или это разные профессии? Разбираемся с нюансами.

Мир не стоит на месте. Совершенствуется и развивается все вокруг нас, в том числе подход к обучению. Задачи специалистов, создающих образовательный продукт, сегодня намного шире, чем 5 - 10 лет назад. Это связано, прежде всего, со стремительным ростом рынка EdTech и увеличением спроса на онлайн-образование. В сфере методологии появились новые профессии, либо трансформировались старые. Педагогические дизайнеры, методисты курсов, методологи, специалисты в области Training & Development сейчас очень востребованы. Давайте подробнее поговорим о первых двух профессиях. На их примере будет понятно, как в реалиях нового времени создаются учебные проекты, в частности, в команде Batyrev.Camp.

Чем же занимается методист?

Организацией образовательного процесса и координированием деятельности преподавателей . Главные задачи данного специалиста:

  • составить программу, которая поможет участникам достичь целей их обучения;
  • общаться с предметными экспертами: четко ставить перед ними цели, помогать структурировать материал так, чтобы можно было понятно донести его до аудитории;
  • отслеживать результаты обучения.

Методист ищет способы решения конкретных образовательных задач, опираясь на готовые шаблоны.

А что за «зверь» тогда педагогический дизайнер?

-2

Чтобы проект не был скучным, над ним нужно работать не только с научной точки зрения, но и с творческой. Этим и занимается пед.дизайнер. Он должен спроектировать весь курс так, чтобы учащимся было интересно его проходить.

Методист описывает технологию, а дизайнер оформляет продукт, создает его начинку и оболочку.

То есть, речь про визуальное оформление?

Нет, круг обязанностей педагогического дизайнера намного шире и сложнее. Специалист в этой области должен:

  • уметь исследовать аудиторию, четко видеть ее особенности, определять болевые точки и, соответственно этому, подбирать подходящие инструменты и форматы обучения;
  • решать, какую информацию включить в обучение;
  • определять уровень сложности материалов;
  • продумывать, в какой последовательности лекции и практические занятия будут идти друг за другом;
  • устанавливать длительность уроков, мастер-классов;
  • понимать, какие упражнения и тесты ввести в курс;
  • создавать стиль и визуальный дизайн образовательного продукта;
  • оценивать результаты и эффективность материалов;
  • предлагать пути совершенствования дальнейших курсов.

На первый взгляд может показаться, что работа педагогического дизайнера очень схожа с работой методиста. Задачи, действительно, во многом пересекаются, но есть принципиально важное отличие: методист больше занимается содержанием курса, а пед.дизайнер сосредоточен на учебной среде. Он смотрит на проект глазами учеников, старается быть в теме их проблем и интересов, учитывает эмоциональные особенности и потребности аудитории, для которой разрабатывается материал.

Это позволяет пед.дизайнеру заранее предугадать моменты, с которыми, вероятно, у учеников возникнут трудности и понадобится поддержка.

Раньше такой профессии не было. Это что-то новенькое?

-3

Педагогический дизайн зародился в середине 20-го века, в Америке. В это время, с развитием радио, телевидения и кино, стало понятно, что аудиовизуальное движение можно использовать для обучения. Тогда и появились первые исследования, как с помощью новых технологий организовать образовательный процесс. В 1956 году американский педагог-психолог Бенджамин Блум создал “Таксономию образовательных целей”. Сегодня она больше известна как “Таксономия Блума”. Данная система и легла в основу новой дисциплины.

Для России педагогический дизайнер - профессия пока малоизвестная. Она появилась несколько лет назад, когда обучение начало переходить в онлайн-формат. Особенно яркое развитие случилось во время пандемии - именно тогда, в связи с переходом в смешанное или полное онлайн-обучение, стало понятно, что образовательные продукты теперь должны проектироваться иначе.

Методики педагогического дизайна применяются только в онлайн-обучении или в офлайне эта история тоже актуальна?

Конечно! Еще как. Например, крупные вузы сегодня прибегают к помощи дизайнеров образовательного опыта. Эти специалисты подсказывают преподавателям, как перестроить обучение, чтобы процесс был не только полезным, но и увлекательным. При этом совсем необязательно разбираться в предмете, главное - понимать как подать материал, чтобы он зацепил и запомнился студентам.

Программы для Batyrev.Camp, и в офлайн, и в онлайн-формате, также разрабатываются профессиональным педагогическим дизайнером.

Кто может стать пед.дизайнером? Какими качествами и навыками нужно обладать?

-4

В теории кажется, что нужно иметь базовое педагогическое образование. Практика же показывает, что это совсем не обязательно. Образование может быть любым. Важнее - уметь мыслить системно, видеть взаимосвязь наполнения курса с результатами, понимать устройство учебного процесса, проявлять эмпатию к учащимся.

“ У меня первое образование техническое, а затем уже я проходила обучения, связанные с педагогикой и управлением проектами, также прокачивала другие компетенции, которые мне помогают сейчас быть пед.дизайнером”

-5

Еще один классный скилл, который развивает эта необычная профессия, - гибкость, умение постоянно переключаться. Ты постоянно занимаешься разными вещами и получаешь новые навыки в любых сферах, независимо от того, насколько хорошо в них разбирался изначально.

Сегодня ты делаешь курс по менеджменту, завтра - по психологии, а послезавтра - по рисованию.

И обязательно успевать осваивать новые технологии и учить им других.

Для застоя времени нет. Только движение вперед!

Понравился материал? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи.

Наш сайт: https://batyrev.camp/

Вконтакте vk.com/batyrev.camp
Telegram канал
t.me/batyrevcamp