Европа статистически является регионом с самым безопасным дорожным движением в мире: в 2019 году в Германии в ДТП гибнет 3,9 человек на каждые 100 тыс. населения, в Великобритании – 3,3, в Швейцарии – 2,2 человека.
В России же в том же 2019 году смертность на дорогах 17 человек на 100 тыс. жителей — почти в 8 раз выше, чем в Швейцарии! Как же европейским странам удалось такого добиться, и что нужно сделать в России для достижения таких же показателей? Спойлер — много чего, но начать предлагаем с малого.
Островки безопасности
Заграничный опыт содержит комплекс мер по организации дорожного движения, одна из которых — установка на оживленных участках дорог, так называемых, островков безопасности. По временным и финансовым затратам их обустройство гораздо выгоднее, чем строительство наземных или подземных переходов, а эффективность выше в разы.
Островки безопасности одновременно решают несколько задач:
- вынуждают водителей снижать скорость за счет сужения дороги;
- позволяют пешеходам пересекать улицу в два приема, что удобнее и безопаснее для детей, пожилых и маломобильных групп населения;
- на перекрестках принуждают водителей сбавить скорость за счет изменения привычной траектории поворота автомобилей.
Чаще всего ими оснащают улицы с двусторонним движением, когда пешеходы должны переходить как минимум две полосы движения в одном направлении, либо на перекрестках.
Другим действенным методом обеспечения безопасности пешеходов являются переходы в уровень тротуара, распространенные в Европе не меньше, чем островки безопасности.
Пешеходные переходы в уровень тротуара
Приподнятый пешеходный переход представляет собой конструкцию в виде «холма» на проезжей части, равного по высоте тротуару, что позволяет:
- решать вопрос безбарьерной городской среды и обеспечивать удобное и безопасное пересечение проезжей части гражданами без спусков и подъемов;
- обеспечивать сухую зону движения пешеходов в любую непогоду — вода будут стекать в водостоки на проезжей части;
- обращать внимание автомобилистов на пешеходное пространство и вовремя снижать скорость.
Пешеходный переход в уровень тротуара исключает потребность использования «лежачих полицейских», которые не так эффективны в вопросе безопасности и часто становятся причиной повреждений автомобилей.
Такой переход идеально смотрится во дворах, второстепенных проездах, на маленьких улицах в центре города с односторонним либо двусторонним движением максимум в две полосы. В России его использование закрепляется ГОСТ 32944-2014. (О том, что в России также было бы неплохо привести в порядок все тротуары, мы промолчим — это совершенно другая история.)
Наилучшее решение для такого перехода — это сочетание колотой и пиленой гранитной брусчатки. Пиленая брусчатка создает ровное покрытие для удобного передвижения пешеходов, а колотая на подъемах обеспечивает необходимое сцепление с колесами автомобиля.
А вы встречали в своем городе такие элементы проезжих частей? Делитесь впечатлениями (и фото) в комментариях :)
Как сделать трамваи безопасными для автомобилей и пешеходов, читайте тут.