Найти в Дзене

Как сделать городские дороги безопасными для пешеходов?

Оглавление

Европа статистически является регионом с самым безопасным дорожным движением в мире: в 2019 году в Германии в ДТП гибнет 3,9 человек на каждые 100 тыс. населения, в Великобритании – 3,3, в Швейцарии – 2,2 человека.

В России же в том же 2019 году смертность на дорогах 17 человек на 100 тыс. жителей — почти в 8 раз выше, чем в Швейцарии! Как же европейским странам удалось такого добиться, и что нужно сделать в России для достижения таких же показателей? Спойлер — много чего, но начать предлагаем с малого.

Островки безопасности

Заграничный опыт содержит комплекс мер по организации дорожного движения, одна из которых — установка на оживленных участках дорог, так называемых, островков безопасности. По временным и финансовым затратам их обустройство гораздо выгоднее, чем строительство наземных или подземных переходов, а эффективность выше в разы.

Островки безопасности одновременно решают несколько задач:

  • вынуждают водителей снижать скорость за счет сужения дороги;
  • позволяют пешеходам пересекать улицу в два приема, что удобнее и безопаснее для детей, пожилых и маломобильных групп населения;
  • на перекрестках принуждают водителей сбавить скорость за счет изменения привычной траектории поворота автомобилей.
В России установка на дороги островков безопасности регламентируется ГОСТ 33151-2014 и ГОСТ Р 52766-2007.
В России установка на дороги островков безопасности регламентируется ГОСТ 33151-2014 и ГОСТ Р 52766-2007.

Чаще всего ими оснащают улицы с двусторонним движением, когда пешеходы должны переходить как минимум две полосы движения в одном направлении, либо на перекрестках.

Другим действенным методом обеспечения безопасности пешеходов являются переходы в уровень тротуара, распространенные в Европе не меньше, чем островки безопасности.

Пешеходные переходы в уровень тротуара

Приподнятый пешеходный переход представляет собой конструкцию в виде «холма» на проезжей части, равного по высоте тротуару, что позволяет:

  • решать вопрос безбарьерной городской среды и обеспечивать удобное и безопасное пересечение проезжей части гражданами без спусков и подъемов;
  • обеспечивать сухую зону движения пешеходов в любую непогоду — вода будут стекать в водостоки на проезжей части;
  • обращать внимание автомобилистов на пешеходное пространство и вовремя снижать скорость.
-2

Пешеходный переход в уровень тротуара исключает потребность использования «лежачих полицейских», которые не так эффективны в вопросе безопасности и часто становятся причиной повреждений автомобилей.

Такой переход идеально смотрится во дворах, второстепенных проездах, на маленьких улицах в центре города с односторонним либо двусторонним движением максимум в две полосы. В России его использование закрепляется ГОСТ 32944-2014. (О том, что в России также было бы неплохо привести в порядок все тротуары, мы промолчим — это совершенно другая история.)

Наилучшее решение для такого перехода — это сочетание колотой и пиленой гранитной брусчатки. Пиленая брусчатка создает ровное покрытие для удобного передвижения пешеходов, а колотая на подъемах обеспечивает необходимое сцепление с колесами автомобиля.

А вот такое лучше не делать О_о Источник: bashavtoliga.ru
А вот такое лучше не делать О_о Источник: bashavtoliga.ru

А вы встречали в своем городе такие элементы проезжих частей? Делитесь впечатлениями (и фото) в комментариях :)

Как сделать трамваи безопасными для автомобилей и пешеходов, читайте тут.