Смерть Дария Великого наступила в ноябре 486 г. до н.э., когда по всей Державе Ахеменидов шла лихорадочная подготовка к новому походу на Грецию. Незадолго до смерти царя царей по всему Египту распространились уже больше года продолжающиеся там беспорядки, вызванные введением новых налогов. Царь царей умер, так и не успев закончить свои земные дела, теперь они стали проблемой его наследника – сына Атоссы Ксеркса.
Другие статьи из серии "Империя Ахеменидов. Царствование Дария I:
Походы Дария на эламитов и саков
Покорение Египта Дарием I
Мятежные аристократы
Дарий I. Расширение границ империи
Загадки скифского похода Дария
Вторжение в Европу
Фракийцы и Фракия до персидского вторжения
Поход Дария через Фракию в Скифию
Скифия перед персидским вторжением
Армия и флот Персии в скифо-персидской войне
Армия скифов, стратегия и тактика скифо-персидской войны
Хроника войны Персии со скифами
Война, зашедшая в тупик
Отступление Дария из Скифии. Итоги войны
Греческие соратники Дария
Империя Ахеменидов и Македония
Ахеменидский Египет
В предыдущей статье Ахеменидский Египет мы обсуждали общество, сложившееся на территории древнего Египетского царства, в результате его завоевания Персидской империей (Подробнее ЗДЕСЬ: Египетский поход Камбиса II; Камбис II на египетском троне). Снятие всех многовековых ограничений, препятствующих доступу на земли «страны Та-Кемет» иноземцев, привлекли в Египет множество ремесленников, торговцев, вояк и просто «охотников за удачей». Под защитой персидской империи иностранцы чувствовали себя вполне вольготно и, хотя основным местом жительства иноземцев оставался Верхний Египет – Дельта и приморская зона, некоторые иностранные общины добирались до лежащего у его границы Тайю-джайета (современное поселение Эль-Хиба) и даже до расположенного на южной границе Нижнего Египта Сиена (Асуана). При столь значительном распространении организованных групп иностранцев по территории Египта взаимопроникновение культур было просто неизбежно. Египтяне жадно впитывали новые знания «… Египет действовал как великий поглотитель чужеземных изобретений, которые он перетолковывал на свой лад и некоторым образом усовершенствовал, пока не начинало казаться, что именно он и был их настоящей родиной ...» Кембриджская история Древнего мира.
Разумеется, в роли «учителей» выступали в основном представители месопотамской цивилизации, столь же древней, как египетская. Греки и персы могли учить египтян разве что военному делу, к которому население берегов Нила большой склонности не демонстрировало, «высшие знания» они сами заимствовали у Египта. Зато потомки народов древних царств Месопотамии порой могли удивить даже поднаторевших в «абстрактных науках» жрецов «страны Та-Кемет». Египтяне узнали многое из вавилонской математики, например теорему, позднее, в свою очередь, позаимствованную у египетских жрецов греческим философом-мистиком Пифагором. Где математика, там и ее практическое воплощение – астрономия, точнее ее предшественник астрология. Папирус времен Ахеменидского Египта содержит серию предсказаний, основанных на затмениях и появлениях луны, что характерно для вавилонской астрологической «школы». Однако, это далеко не все «тайные знания» полученные египтянами с востока, археологами был найден текст, написанный демотическим письмом, но на арамейском языке, он содержит детально разработанные магические формулы, для обращения к божествам северной Сирии и Месопотамии. Ученые предполагают, что данный текст был создан восточными мистиками и предназначался для того чтобы облегчить египтянам декламацию «магических заклинаний» на арамейском языке.
После подобного сотрудничества в сфере «сакральных знаний» уже совсем не удивляют смешанные браки между мужчинами из чужеземных общин в Египте и египтянками, египетские слуги, работавшие на еврейских хозяев в Элефантине или египтяне, финикийцы и ионийские греки, совместно строившие и эксплуатировавшие суда египетского флота. Иноземцы с востока сумели оставить в Египте прочный след, еще в середине IV в. до н.э. один из кварталов Мемфиса назывался Сирикоперсикон, т.е. Сирийско-персидский квартал, а арамейский язык использовался в Египте в качестве «международного коммерческого языка» даже в IIIв. до н.э.. Одновременно с проникновением чужеземцев в жизнь Египта шел обратный процесс - «оегипечивание» иноземцев. Источники фиксируют значительное количество иностранцев, делавших посвящения египетским богам. Иногда подобные подношения имели «разовый» характер, в связи с конкретным случаем, но порой приобщение чужеземцев к египетской религии было более серьезным.
Керамический осколок (остракон) из Саккары рассказывает нам анекдотическую историю: некий египтянин, жалуется богине Исиде, на ее мужа бога Осириса, принимающего поклонение от какого-то перса по имени Багафарна или Мегаферна и якобы благоволящего этому чужеземцу. Возможно, желание живущих в Египте иностранцев приобщиться к местной религии кроме поиска покровительства у «местных» небожителей было продиктовано попыткой таким образом войти в местное общество, слиться с ним. Ничего невозможного в этом не было, египтяне различали «своих и чужих» не по расовым или этническим признакам, а по соответствию «культурному коду». Если человек говорил по-египетски, поклонялся египетским богам и вел себя подобающим египтянину образом, то он считался египтянином, независимо от происхождения.
Несмотря на все вышесказанное (написанное) ксенофобия египтян никуда не делась и нет-нет да и прорывалась наружу незначительными, но очень тревожными «симптомами». «Иранцев» и их союзников в Египте, мягко говоря «не любили» и было в этой неприязни намешано очень много всякого-разного, от ущемленного чувства национального достоинства, обостренного необходимостью подчиняться «примитивным дикарям из иранских гор», до осознания своего культурного превосходства, зачастую ложного. Мечи у «иранских дикарей» были острые, поэтому свою неприязнь большинство египтян выражало довольно пассивно, как правило, на бытовом уровне. Так нам не известно ни одного случая, чтобы египтянина назвали в честь «фараонов» Камбиса, Дария или Ксеркса, зато на протяжении всего «ахеменидского периода» пользовались популярностью помпезные имена властителей Саисской династии, даже крайне нелюбимого в свое время фараона Нехо II. В дошедшем до нас тексте египетской мистерии, найденном в Эдфу, присутствует весьма характерная деталь – бог Сет желая оскорбить своего оппонента Гора, называет его мидийцем.
Еще одной реакцией египетского общества на завоевание и многолетнее иностранное владычество стало стремление «уйти в религию», ставшее спасительным прибежищем для многих египтян, утративших «земные ориентиры». Во время персидской оккупации эти люди нашли новый смысл жизни в ревностном служении Осирису и богине Исиде. Но особую популярность в Ахеменидском Египте начали набирать культы, воплотившие в себя те черты египетской религии, которые египтянами осознавались как присущие только им одним. Быстро росло число почитателей божеств, имеющих анималистический внешний облик – Гора, Анубиса, Бастет, Аписа и т.д. Особо процветал культ Аписа, в эту эпоху развивается ранее не практиковавшийся обычай торжественного захоронения матерей-коров этого «священного быка».
Но это все – эмоции, а вот достаточно тяжелая дань, необходимость регулярно посылать флот для участия в войнах Дария, снаряжая его «за счет налогоплательщиков Египта» и отправка тысяч мастеров и рабочих на стройки в столицы империи – это уже объективная и не слишком приятная реальность Ахеменидского Египта. Среди египтян было популярно мнение, что роскошные дворцы Персеполя, Суз и Экбатаны были построены благодаря богатствам Египта и руками его мастеров. Поздняя египетская традиция и вовсе приписывала формирование облика дворцов Мидии и Персии египетским зодчим. Но все это, мягко говоря, преувеличение собственной значимости со стороны жителей «страны Та-Кемет». Разумеется, постройки персидских царей были оплачены, в том числе, и захваченными в «египетском походе» сокровищами. Но далеко не только ими, Лидия, Иония, Мидия и Вавилония, ничуть не меньше «финансировали» это строительство. Что же касается создания персидских дворцов по египетскому «проекту», то историки архитектуры давно установили, что чисто египетские архитектурные приемы были использованы в Персеполе при строительстве пилонов с карнизом из дворца Дария и в дверях гаремного дворца Ксеркса, но это единственные характерные египетские элементы во всем проекте.
Египетские строители выполняли свою тяжелую работу наряду с другими мастеровыми, согнанными со всех концов огромной империи Ахеменидов. Согласно сохранившейся надписи Дария египетские специалисты вместе с мидийцами на строительстве цитадели работали как золотых дел мастера, а другие египтяне плотничали вместе с лидийцами. Примерно то же самое сообщают документы из Персеполиса, с той разницей, что здесь один из египтян трудился пивоваром. В большинстве своем строители работали «за еду», персидская казна платила лишь самым уважаемым мастерам, поэтому те, кому посчастливилось вернуться на родину, отзывались о Персии нелестно. Материальные и человеческие траты Египта на участие в «великих стройках империи» были сравнимы с затратами на участие в имперских войнах, а может и превосходили их. Стремление персидских владык использовать в своих проектах именно египетских мастеров вполне понятно, они пытались собрать в своих столичных городах все лучшее в Империи, чтобы сделать их «визитной карточкой» Державы Ахеменидов. А искусство Египта во все времена обладало притягательной силой с налетом непознанной тайны и мистицизма, работы мастеров «страны Та-Кемет» настолько ценились, что в Финикии существовала целая индустрия по их копированию. Ахеменидские вельможи коллекционировали алебастровые вазы «египетского стиля», причем часть из них при исследовании учеными оказалась искусной финикийской подделкой. Также сохранились персидские печати ахеменидских времен содержащие «египетские мотивы» и иероглифы.
Однако, несмотря на всю неприязнь египетского общества к «иранским захватчикам», некоторую стагнацию экономики из-за чрезмерных податей и участия в разного рода имперских проектах Египет долгое время оставался вполне лояльной и спокойной провинцией. Последней каплей, переполнившей чашу терпения египтян, стала подготовка Империи к новой войне с Грецией. После поражения войск Датиса и Артафрена под Марафоном (Подробнее ЗДЕСЬ: Сражение при Марафоне) Дарий осознал, что план быстрого завоевания Эллады (Подробнее ЗДЕСЬ: Путь к Марафону) оказался несостоятельным и согласно новому плану войска Империи должны были совершить вторжение в Грецию одновременно по суше и по морю. Предполагалось что персидская армия пройдет через Фракию, и Македония и атакует греческие полисы с севера, ее численность не должна была оставить грекам ни одного шанса на победу. Подготовка столь масштабного похода и к тому же, в страну, находящуюся так далеко от Персии, требовала времени. Посланники Дария отправились в разные области Персидской державы с приказанием снаряжать войска и корабли для очередной войны. Подготовка к «греческому походу» потребовала введения новых налогов и создания больших запасов продовольствия. В письме, датированном июнем 486 г. до н. э., вавилонский торговец, чье имя не сохранилось, жалуется, что царедворец Шатамаксу и дворецкий Набугаза сообщили ему, что прежде чем забрать со склада на вавилонском канале уже оплаченные ячмень, пшеницу и горчицу он должен, согласно новому царскому закону, уплатить вновь введенную пошлину.
Египту, от которого Дарий требовал снарядить флот, уплатить изрядную сумму денег на снаряжение новой армии и поставить продовольствие, пришлось нелегко, ведь от обычных платежей и налогов страну никто не освобождал. Особенно обострилась ситуация на четвертый год подготовки к походу (486 г. до н.э.) не исключено, что в это время не слишком обеспеченные египтяне узнали что такое настоящий голод. В стране началось «брожение», разом вспомнились все подлинные и мнимые обиды, наиболее активные смутьяны начали сбиваться в настоящие банды. О том что творилось в те дни рассказывает письмо египетского чиновника Хнумемахета сатрапу Ферендату, отправленное из города Элефантины 5 октября 486 г. до н.э.. Хнумемахет сообщает что по распоряжению другого египетского чиновника – Осорвера, персидский командир иудейского гарнизона на острове Элефантине Артабан вместе с отрядом своих воинов отправился в Эфиопию и доставил оттуда на корабле зерно. После этого бравый воин счел свою миссию выполненной и приказал морякам выгрузить зерно на берег, а сам с воинами, вероятно, удалился. Хнумемахет просит сатрапа отдать приказ Артабану вернуть зерно на корабль и установить на нем стражу, а зерно выгружать на берег только в таком количестве, сколько можно за один раз доставить на лодке в город Сиена (ныне Асуан). Чиновник сообщает сатрапу, что если не принять предлагаемые им меры предосторожности, то ночью придут бунтовщики и унесут зерно,они уже обнаглели настолько, что показываются даже средь белого дня.
Примерно через месяц после событий, описанных Хнумемахетом, в ноябре 486 г. до н.э., по всему Египту вспыхнуло восстание, хотя Геродот писал, что оно началось еще за год до этого. Почти никаких сведений о нем не сохранилось: кто стоял во главе повстанцев, каковы были их цели, как развивались события – ответов на эти вопросы нет. Существует предположение, что быстрому развитию мятежа способствовал вывод из Египта наиболее боеспособных персидских частей, которые должны были принять участие в походе на Грецию. Также существует предположение о том, что во время смуты 486-485 г. до н.э. погиб сатрап Египта Ферендат (Фарнадата), но как именно это произошло опять же неизвестно. Руководство Персидской империи не успело как-либо отреагировать на египетскую смуту, практически сразу же после получения известий о распространении восстания на большую часть Египта умер Дарий I. Когда ему было двадцать восемь лет он взял в свои руки власть в момент распада Империи, «железом и кровью» прекратил смуту и тридцать шесть лет властвовал над Державой Ахеменидов, превратив ее в самое могущественное государство того времени. Скончался Дарий в шестьдесят четыре года, так и не успев разгромить очередной бунт и восстановить свою власть в Египте.
Последние годы жизни персидского царя, по праву носившего наименование «великий», были беспокойными, как и вся его жизнь. Сложности с завоеванием Греции, волнения в Египте, начавшиеся еще за год до «основного» восстания, отчаянные склоки внутри семьи за право унаследовать Персидскую империю. По словам Геродота: «... Во время этих сборов Дария в поход на Египет и Афины среди его сыновей началась великая распря из-за царского сана, так как, по персидскому обычаю, перед походом Дарий должен был назначить другого царя. У Дария еще до вступления на престол было трое сыновей от первой супруги, дочери Гобрия, а после воцарения — еще четверо от Атоссы, дочери Кира. Из прежних сыновей старшим был Артобазан, а из родившихся после — Ксеркс. Как сыновья разных матерей, те и другие притязали на власть. Так, Артобазан утверждал, что он — старший в роде и что у всех народов власть, по обычаю, принадлежит старшему. Ксеркс же основывал свои притязания на том, что он — сын Атоссы, дочери Кира, а Кир — освободитель персов ...».
Дарий подготовил себе гробницу задолго до своей смерти. К северо-западу от Персеполя равнину, на которой он был построен, огораживала низкая горная цепь, на одной из ее скал неведомый эламитский царь приказал вырезать барельеф со своим изображением. Во времена Дария Великого местность вокруг этой скалы именовалась «Нупишти», в переводе с древнеперсидского - «расписанное», такое название оно получило из-за эламского рельефа на скале. В XII в. н. э. по сообщению иранского книжника Ибн ал-Балхи его называли «гора Кух-и Нибишт» (Гора письмен), сейчас место называется Накш-и Рустам (Изображение Рустама), согласно средневековому преданию изображения и памятники на скале приписывались этому герою сказаний. Под этой скалой, в пяти километрах от Персеполя, по распоряжению Дария, был расчищен прямоугольный участок, огороженный низкой кирпичной стеной, внутри ограды находился храм огня, точно копировавший святилище, построенное Киром в Парсагарде.
Дарий не стал делать себе такую гробницу, как у Кира Великого, а решил вернуться к древним иранским традициям. Под утесом с изображением древнего эламского царя, на высоте около двадцати метров, в скале была вырублена погребальная камера с фасадом в форме греческого креста, имеющего «размах» восемнадцать метров в ширину и двадцать один метр в высоту. Трудоемкие работы по выдалбливанию в скале гробницы продолжались много лет, даты начала и окончания работ не сохранилась, но в одном из документов сообщается, что в 490 г. до н.э. туда была направлена дополнительная партия каменотесов, т.е. в это время она была еще не завершена.
В верхней части креста изображены фигуры воинов тех стран, что входили в состав империи Ахеменидов во время правления Дария Великого. Каждый из воинов был одет в характерные для данной национальности одежды, а рядом с ним была размещена подпись с названием народа, который он представлял. Все воины вместе как бы поддерживали помост, на котором Дарий при всех царских регалиях приносит жертву Ахурамазде.
Вход в гробницу образует портик с четырьмя колоннами, низкая дверь в центре ведет в погребальную камеру. Внутри в нишах расположены три массивных саркофага для Дария и членов его семьи, какие-либо поясняющие подписи отсутствуют, и мы не знаем в каком саркофаге когда-то лежало тело Дария. Гробница Дария, как и остальные захоронения Накш-и Рустама, была разграблена воинами Александра Македонского, которые в поисках сокровищ просто выбросили останки великого царя из саркофага.
При подготовке статьи использованы следующие материалы:
«Политическая история Ахеменидской державы» М. А. Дандамаев
Кембриджская история Древнего мира. т. 4 "Персия, Греция и Западное Средиземноморье"
"История Персидской империи" Альберт Олмстед
Другие статьи из серии "Империя Ахеменидов. Царствование Дария I:
Походы Дария на эламитов и саков
Покорение Египта Дарием I
Мятежные аристократы
Дарий I. Расширение границ империи
Загадки скифского похода Дария
Вторжение в Европу
Фракийцы и Фракия до персидского вторжения
Поход Дария через Фракию в Скифию
Скифия перед персидским вторжением
Армия и флот Персии в скифо-персидской войне
Армия скифов, стратегия и тактика скифо-персидской войны
Хроника войны Персии со скифами
Война, зашедшая в тупик
Отступление Дария из Скифии. Итоги войны
Греческие соратники Дария
Империя Ахеменидов и Македония
Ахеменидский Египет