Найти тему
Дестрой

Заброшенная подземная база СССР в скале: Командный Пункт 2-й бригады подводных лодок с ёлкой внутри

Сегодня мы расскажем про заброшенный Объединённый Командный пункт, построенный в прибрежной скале в 1936 г. в составе комплекса Технической Торпедной Базы, которая снабжала торпедным вооружением дивизионы 2-й бригады подводных лодок Тихоокеанского флота.

-2

Этот спрятанный в недрах скалы комплекс включал в себя несколько блоков разного назначения, служивших для обеспечения 2-й бригады подводных лодок Тихоокеанского флота.

Самый большой двухэтажный левый блок занимал защищённый сборочный цех Технической Торпедной Базы, в которой полученные из арсеналов торпеды заправляли газовыми смесями, устанавливали на них боевую часть и готовили к выдаче на пирс.

Центральная часть сооружения была занята мощной дизель-генераторной электростанцией и защищёнными трансформаторными подстанциями, которые служили для питания кораблей и подлодок, стоящих у пирсов.

Правую часть объекта занимал узел связи и Защищённый Командный Пункт бригады, а по неподтверждённым данным там изначально размещалось хранилище боевых частей торпед.

В 1960-х гг. при модернизации объект был перестроен. Тогда блок сборочных цехов ТТБ был отбутован от остального сооружения, а на поверхности было построено ещё одно арочное сооружение в обваловке с бассейном внутри для испытания торпед.

При последующих переформированиях правый блок сооружения занял теперь уже Объединённый Командный Пункт 11-го дивизиона кораблей охраны и подводных лодок, который использовался во время учений.

Но с распадом СССР Большую часть объекта забросили, а блок цехов ТТБ перепрофилировали в овощехранилище.

-3

На возвышающемся склоне прибрежной сопки есть несколько бетонных вентиляционных оголовков стволов объекта. Один из них самый большой имеет высоту два с лишним метра. При модернизации он был оборудован кабельными вводами для вывода на поверхность фидерных вводов антенн узла связи.

-4

А так теперь выглядит центральный вход в силовой блок. От сквозника к пирсу ведёт металлическая ферма, в которой когда-то были проложены силовые кабеля.

-5

Изначально к порталу был пристроен сквозник для защиты от осколков и снарядов, но впоследствии в его центре между двух первоначальных входов был пробит более широкий проём с бронированными ворота. Боковые же проходы были забутованы за ненадобностью.

-6

Сквозник изнутри, который смыкается у самого входа в сооружение, также когда-то защищённого броневыми воротами, от которых остались лишь петли.

-7

От входа уходит небольшой участок тоннеля с пристроенными позже комнатами по левой стороне.

До постройки перегородок при модернизации объекта, по полу проходила узкоколейная железная дорога к блоку дизель-генераторной электростанции, служившая для завоза и вывоза тяжёлых агрегатов. Впоследствии рельсы залили в бетон.

-8

Заглянем в помещения, которые уже после распила объекта на металл военные использовали под склад стрелянных гильз и пустых ящиков от снарядов.

-9

Совершенно разных калибров.

-10

Стрелянные гильзы крупных калибров.

-11

И более мелких от зенитных орудий. Позже военные вывезли их отсюда.

-12

На перекрёстке после ряда складов до перестройки объекта располагался поворотный круг для разворота тележек с грузами. От него мы поворачиваем налево.

-13

В блок каких-то помещений. Не знаем что здесь было изначально, но впоследствии их явно перепрофилировали под склады всякого хлама.

-14

Возвращаемся обратно к развилке и идём прямо вдоль располагавшейся за стеной Защищённой Трансформаторной Подстанции.

-15
-16

Когда-то здесь располагалось силовое оборудование фирмы "General electric", поставленное в рамках программы "Ленд-Лиз". Но теперь тут лишь голые стены.

-17
-18

В правом ответвлении размещалась умформерная с двумя машинами преобразования переменного тока в постоянный, служащих для зарядки аккумуляторных батарей.

-19

Кусок корпуса статора да рамы на полу, это всё что о них теперь напоминает.

-20

Перейдём в основной зал дизельной.

-21

В этом большом зале стояло два поставленных по "Ленд-лизу" безрамных американских шестицилиндровых дизеля (вроде бы фирмы "Варчингтон") 1943 г. выпуска. Их приблизительная мощность составляла около 1000 кВт с напряжением 400 вольт.

Шестиметровые дизель-генераторы были установлены здесь в 1947 г. для питания стоящих у пирсов кораблей и подлодок, а также электроснабжения самого сооружения.

-22

Эта часть объекта была законсервирована ещё во времена СССР, а в 1987 г. восстановлена и снова введена в строй.

Но уже вскоре распался Советский Союз и большая часть объекта заброшена, а впоследствии распилена на металл.

-23

В случае выхода из строя основной линии электроснабжения эти дизели вступали в работу, выделяя много тепла и потребляя неимоверное количество топлива.

Для охлаждения дизелей и снабжения приточным воздухом сбоку главного зала был пристроен ещё один небольшой блок с градирней и стволом вентиляционной шахты с выхлопными трубами.

-24

Трубы воздухозабора дизельной.

-25

За градирней располагался ствол вентиляционной шахты, разделённой перегородкой на два канала для забора воздуха и для выхлопа.

-26

Ствол уходит наверх метров на 20.

-27

И разделяется на два разведённых в стороны ходка с вентиляционными оголовками.

-28

Возвращаемся вниз.

-29
-30

Снова выходим к развилке, где раньше была разворотная площадка и пройдём направо в соединительный блок через проход у пустых истлевших ящиков.

-31

В этом зале располагалось две аккумуляторных батареи на 220 вольт, питавших объект до запуска дизелей в случае выхода из строя основной линии энергоснабжения.

По его потолку до переобустройства объекта проходила балка с ручной талью.

-32

А за этим проёмом от овальной гермодвери начинается блок Защищённого Узла Связи, причём открывалась эта дверь только со стороны ЗУС-а.

-33
-34

Здесь был обустроен ряд помещений с боевыми постами.

-35

Блок был застроен рядом помещений с оборудованием связи.

-36

Но конечно внутри всё давно разграблено.

-37

В середине соединительного блока есть проход в ещё одну вентиляционную шахту. От установленной на проёме в неё гермодвери осталась лишь рама, а перед стволом была смонтирована вытяжная вентиляционная установка.

-38

Наверх уходили фидеры антенн, которые выходили в большой оголовок, который мы показывали вначале.

-39

Блок ЗУС-а перпендикулярно примыкает к блоку Объединённого Командного Пункта.

Если верить информации от служивших здесь военных, которые конечно не застали ранний период существования объекта, когда-то этот блок был хранилищем боевых частей торпед.

-40

Потом его поделили перегородками на помещения, а в бывшем оперативном зале уже много лет стоит искусственная ёлка.

-41

Вероятно помещение оперативного дежурного с окном.

-42

Проходим зал с ёлкой в сторону выхода, где располагался туалет и за рядом тамбур-шлюзов выход на поверхность через ещё один сквозник, заваленный бочками.

-43

Ну а на этом всё.

-44

Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.

Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 4048 0250 0167 8807

Спасибо за просмотр и до новых встреч.