Сегодня мы расскажем про заброшенный Объединённый Командный пункт, построенный в прибрежной скале в 1936 г. в составе комплекса Технической Торпедной Базы, которая снабжала торпедным вооружением дивизионы 2-й бригады подводных лодок Тихоокеанского флота.
Этот спрятанный в недрах скалы комплекс включал в себя несколько блоков разного назначения, служивших для обеспечения 2-й бригады подводных лодок Тихоокеанского флота.
Самый большой двухэтажный левый блок занимал защищённый сборочный цех Технической Торпедной Базы, в которой полученные из арсеналов торпеды заправляли газовыми смесями, устанавливали на них боевую часть и готовили к выдаче на пирс.
Центральная часть сооружения была занята мощной дизель-генераторной электростанцией и защищёнными трансформаторными подстанциями, которые служили для питания кораблей и подлодок, стоящих у пирсов.
Правую часть объекта занимал узел связи и Защищённый Командный Пункт бригады, а по неподтверждённым данным там изначально размещалось хранилище боевых частей торпед.
В 1960-х гг. при модернизации объект был перестроен. Тогда блок сборочных цехов ТТБ был отбутован от остального сооружения, а на поверхности было построено ещё одно арочное сооружение в обваловке с бассейном внутри для испытания торпед.
При последующих переформированиях правый блок сооружения занял теперь уже Объединённый Командный Пункт 11-го дивизиона кораблей охраны и подводных лодок, который использовался во время учений.
Но с распадом СССР Большую часть объекта забросили, а блок цехов ТТБ перепрофилировали в овощехранилище.
На возвышающемся склоне прибрежной сопки есть несколько бетонных вентиляционных оголовков стволов объекта. Один из них самый большой имеет высоту два с лишним метра. При модернизации он был оборудован кабельными вводами для вывода на поверхность фидерных вводов антенн узла связи.
А так теперь выглядит центральный вход в силовой блок. От сквозника к пирсу ведёт металлическая ферма, в которой когда-то были проложены силовые кабеля.
Изначально к порталу был пристроен сквозник для защиты от осколков и снарядов, но впоследствии в его центре между двух первоначальных входов был пробит более широкий проём с бронированными ворота. Боковые же проходы были забутованы за ненадобностью.
Сквозник изнутри, который смыкается у самого входа в сооружение, также когда-то защищённого броневыми воротами, от которых остались лишь петли.
От входа уходит небольшой участок тоннеля с пристроенными позже комнатами по левой стороне.
До постройки перегородок при модернизации объекта, по полу проходила узкоколейная железная дорога к блоку дизель-генераторной электростанции, служившая для завоза и вывоза тяжёлых агрегатов. Впоследствии рельсы залили в бетон.
Заглянем в помещения, которые уже после распила объекта на металл военные использовали под склад стрелянных гильз и пустых ящиков от снарядов.
Совершенно разных калибров.
Стрелянные гильзы крупных калибров.
И более мелких от зенитных орудий. Позже военные вывезли их отсюда.
На перекрёстке после ряда складов до перестройки объекта располагался поворотный круг для разворота тележек с грузами. От него мы поворачиваем налево.
В блок каких-то помещений. Не знаем что здесь было изначально, но впоследствии их явно перепрофилировали под склады всякого хлама.
Возвращаемся обратно к развилке и идём прямо вдоль располагавшейся за стеной Защищённой Трансформаторной Подстанции.
Когда-то здесь располагалось силовое оборудование фирмы "General electric", поставленное в рамках программы "Ленд-Лиз". Но теперь тут лишь голые стены.
В правом ответвлении размещалась умформерная с двумя машинами преобразования переменного тока в постоянный, служащих для зарядки аккумуляторных батарей.
Кусок корпуса статора да рамы на полу, это всё что о них теперь напоминает.
Перейдём в основной зал дизельной.
В этом большом зале стояло два поставленных по "Ленд-лизу" безрамных американских шестицилиндровых дизеля (вроде бы фирмы "Варчингтон") 1943 г. выпуска. Их приблизительная мощность составляла около 1000 кВт с напряжением 400 вольт.
Шестиметровые дизель-генераторы были установлены здесь в 1947 г. для питания стоящих у пирсов кораблей и подлодок, а также электроснабжения самого сооружения.
Эта часть объекта была законсервирована ещё во времена СССР, а в 1987 г. восстановлена и снова введена в строй.
Но уже вскоре распался Советский Союз и большая часть объекта заброшена, а впоследствии распилена на металл.
В случае выхода из строя основной линии электроснабжения эти дизели вступали в работу, выделяя много тепла и потребляя неимоверное количество топлива.
Для охлаждения дизелей и снабжения приточным воздухом сбоку главного зала был пристроен ещё один небольшой блок с градирней и стволом вентиляционной шахты с выхлопными трубами.
Трубы воздухозабора дизельной.
За градирней располагался ствол вентиляционной шахты, разделённой перегородкой на два канала для забора воздуха и для выхлопа.
Ствол уходит наверх метров на 20.
И разделяется на два разведённых в стороны ходка с вентиляционными оголовками.
Возвращаемся вниз.
Снова выходим к развилке, где раньше была разворотная площадка и пройдём направо в соединительный блок через проход у пустых истлевших ящиков.
В этом зале располагалось две аккумуляторных батареи на 220 вольт, питавших объект до запуска дизелей в случае выхода из строя основной линии энергоснабжения.
По его потолку до переобустройства объекта проходила балка с ручной талью.
А за этим проёмом от овальной гермодвери начинается блок Защищённого Узла Связи, причём открывалась эта дверь только со стороны ЗУС-а.
Здесь был обустроен ряд помещений с боевыми постами.
Блок был застроен рядом помещений с оборудованием связи.
Но конечно внутри всё давно разграблено.
В середине соединительного блока есть проход в ещё одну вентиляционную шахту. От установленной на проёме в неё гермодвери осталась лишь рама, а перед стволом была смонтирована вытяжная вентиляционная установка.
Наверх уходили фидеры антенн, которые выходили в большой оголовок, который мы показывали вначале.
Блок ЗУС-а перпендикулярно примыкает к блоку Объединённого Командного Пункта.
Если верить информации от служивших здесь военных, которые конечно не застали ранний период существования объекта, когда-то этот блок был хранилищем боевых частей торпед.
Потом его поделили перегородками на помещения, а в бывшем оперативном зале уже много лет стоит искусственная ёлка.
Вероятно помещение оперативного дежурного с окном.
Проходим зал с ёлкой в сторону выхода, где располагался туалет и за рядом тамбур-шлюзов выход на поверхность через ещё один сквозник, заваленный бочками.
Ну а на этом всё.
Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.
Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 4048 0250 0167 8807
Спасибо за просмотр и до новых встреч.