Я думаю, что каждый человек ощущает в себе как будто две души, как два человека внутри себя. Иногда, в той или иной ситуации, один внутренний человек говорит, что нужно сделать так, а другой подсказывает, что поступить нужно по-другому. Как будто начинаешь спорить с самим собой, словно происходит внутреннее борение. И.Гете в трагедии «Фауст» писал: «Ах, две души живут в больной груди моей, друг другу чуждые, - и жаждут разделенья». Что же это за две души? Почему они имеют разные мнения? Какую же нужно слушать?
Действительно, и в Святом Писании, и в посланиях апостолов говориться о том, что в человеке есть два начала – плотское и духовное. Вот эти два начала и борются в нас, и каждая жаждет победы.
Если помнить, что человек создан Богом по образу Его и подобию, то становиться понятно, что внутри нас есть Бог. «Царствие небесное внутрь вас есть», - гласит Святое писание. Вот это Божие начало в нас - есть то самое семя любви, которое подает нам благие мысли, это наша совесть, которая до последнего старается нас обуздать, удержать от греховных мыслей и поступков.
И напротив, плотское начало, которое заставляет человека забыть про собственную честь и достоинство, дарованных Богом, отнимает у него размышления о небесном и приземляет, принуждает думать только о земном, требует от человека безграничной любви к себе, своему телу, ставя на первый план плотские удовольствия, которые могут привести человека к совершенно скотскому, недостойному поведению. Псалом 48 гласит: «И человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным, и уподобися им».
Эти два начала, словно два человека в одном, повседневно ведут нескончаемые споры, разделяя человека на две половины. И кто из них станет во главе зависит от самого человека. Апостол Павел называл эти половинки «Ветхий человек» и «Новый человек». В послании к Римлянам апостол Павел пишет: «Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр,а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то́, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих». Это истина, которую мы порой не знаем, не замечаем, не хотим замечать. Очень часто, особенно когда готовишься к исповеди, начинаешь вспоминать все содеянное, понимаешь, что многое совершаешь против своей воли, вроде бы и не хочешь поступать определенным образом, но не можешь себя остановить, ощущаешь некую беспомощность. Ведь мы и действительно очень больны, немощны и не способны даже побороться со своим «ветхим» человеком. А в это время «ветхий» человек укрепляет свой культ, приземляет душу и заставляет срастаться с различными страстями, которые ведут к погибели. К сожалению, идеология современного общества направлена на развитие и воспитание в человеке «Я». Я должен быть успешным, умным, всегда хорошо выглядеть, иметь свой капитал, быть лучше других и т.п. Т.е. воспитываем в себе любовь к самому себе, а не к ближнему, жаждем славы, власти, материальных благ, богатства и всяческого удовлетворения плоти. Это все дальше и дальше ведет нас в грязное болото нашей души. Только очень тщательное внимание к себе, своим помыслам, поступкам, искреннее раскаяние, признание себя больным, беспомощным и немощным перед Богом, осознание того, что без Господа мы совершенно ничтожны, поможет нам свергнуть «ветхого» человека и дать волю «новому», который научит нас жить по воле Божией.