Найти тему
Полина Аминина

Грозный, крымцы и битва при Молодях.

Грозный, крымцы и битва при Молодях.

Почему оказалась забытой фактически спасшая Россию и русских Молодинская победа, случившаяся 450 лет назад в далёком 1572 году? Не потому ли, что и в истории продолжает господствовать клевета в отношении Ивана Грозного, в правление которого эта победа случилась?! Даже прозвище "Грозный" на Западе абсолютно безграмотно переводят как "the Terrible", т.е. "Иван Ужасный". Хотя наименование это на Руси (которое, кстати, при жизни имел и дед Ивана Васильевича князь Иван III, освободивший Русь от ордынского ига) означало непобедимость и грозу для врагов.

В 1571 году крымский хан Давлет Гирей совершил весьма удачный набег на Москву. Предатели ("пятая колонна" была на Руси уже тогда) помогли орде обойти приграничные войска и обрушиться сразу на Москву, которую царь Иоанн Васильевич, с войском воевавший в Ливонии, просто не мог защитить. Московский воевода не придумал ничего лучшего, как запереться с гарнизоном в городе, и тогда не умевшие штурмовать города татары просто сожгли зажигательными стрелами деревянную часть Москвы с многими тысячами жителей, и около 100 тысяч угнали в Крым.

Иван Грозный, не имея возможности воевать на два фронта, готов был мириться на любых условиях, даже соглашался отдать недавно завоёванную Астрахань. Но у Давлет Гирея взыграли амбиции - он захотел Русь целиком, как во времена Батыя. Тем более что за спиной его стояла мировая супердержава XVI века - Османская империя. В итоге покорять Русь отправилось всё мужское население Крыма, ногайская орда и присланные султаном 7000 янычар ("спецназ" своего времени) с 200 орудиями. С войском шли турецкие чиновники принимать в управление захваченные русские города. Противостояли им все, кого удалось собрать русским - дворяне, стрельцы, немецкие наёмники, опричники - всего около 27 тысяч человек (против более чем 100 тысяч) во главе с "земским" воеводой Михаилом Воротынским и "опричным" Дмитрием Хворостининым.

Крымцы опять это в основном пешее войско обошли и, сметая русские заслоны, двинули на Москву. Но тут отчаянный Хворостинин (впоследствии названный одним из лучших воевод своего времени) 29 июля с передовым полком на переправе атаковал и практически уничтожил вдвое больший татарский арьергард. За русскими бросилась в погоню вся 12-тысячная ногайская орда, и Хворостинин, отступая, вывел её прямёхонько на окопавшееся за "гуляй-городом" (передвижные деревянные щиты на колёсах) войско Воротынского. Потери ногайцев от ружейного и артиллерийского огня (огнестрельным оружием был вооружён каждый третий русский!) были столь чудовищны, что Давлет Гирей повернул от Москвы, стремясь сначала разбить оказавшееся у него в тылу русское войско.

Неудачные штурмы следовали один за другим, пока 2 августа хан не велел всем татарам спешиться и атаковать "гуляй-город" вместе с янычарами, чтобы задавить русских числом, несмотря на любые потери. Враг не знал, что ещё ночью Воротынский вывел большую часть войска из лагеря, и, пока Хворостинин отбивался в "гуляй-городе", ударил с тыла. Атакованный с двух сторон хан подумал, что из Ливонии вернулся царь с войском. Разгром был полный - погибли все семь тысяч янычар, большинство крымских мурз, а также сын, внук и зять самого Давлет Гирея. Из 100-тысячного войска в Крым добралась десятая часть, и в последующие 20 лет, пока не подросло новое поколение, больших набегов на Русь из Крыма не было вообще. Русь была спасена.

Как считает историк Дмитрий Володихин, аналогии с Великой Отечественной войной очень уместны: "Очень сложный вопрос: что случилось бы, если бы сражение при Молодях Россия проиграла? Некоторые историки считают, что исчезла бы сама российская государственность. Это возможно, потому что крымский хан Девлет-Гирей, который вёл войска на Москву, мог просто принять решение о расчленении России на ряд государств, часть которых будет ему подвластна, а некоторые области просто войдут в состав Крымского ханства. То есть вопрос в тяжести поражения. А у него могли быть катастрофические последствия.