Найти тему
The Hollywood Reporter

Почему обложка Vogue вызвала споры у Елены Зеленской

Журнал романтизирует войну, или первая леди использует глянцевые издания в качестве оружия?

Елена Зеленская, первая леди Украины, сфотографирована для журнала Vogue Энни Лейбовиц.
Елена Зеленская, первая леди Украины, сфотографирована для журнала Vogue Энни Лейбовиц.

Еще один сезон, еще одна статья Vogue о политике, вызвавшая переполох. После шумихи по поводу того, что журнал не дал обложку Мелании Трамп (хотя Мишель Обама получила три), и из-за того, что “расслабленный” портрет Камалы Харрис был выбран вместо ее более официальной обложки, возникает новый спор, связанный с “цифровой обложкой”, выпущенной онлайн с участием Елены Зеленской, первой леди Украины.

Статья под названием “Портрет храбрости” является результатом сотрудничества Condé Nast Vogues (практически всех из них) и Ukrainian Vogue (лицензированный журнал, принадлежащий Медиа-группе Украина).

На ней есть мрачные, изящные портреты госпожи Зеленской работы Энни Лейбовиц: она сидит на мраморных ступенях президентского дворца, мрачно глядя вперед; держится за руки со своим мужем, президентом Владимиром Зеленским; и стоит рядом с женщинами-солдатами в аэропорту Антонов, вцепившись в лацканы длинного темно-синего пальто. Фотографии сопровождаются длинным интервью и некоторыми видеозаписями первой пары и мисс Лейбовиц. Она появится в печати позже в этом году.

В отличие от первой украинской обложки журнала Vogue г-жи Зеленской, которая появилась в ноябре 2019 года вскоре после избрания г-на Зеленского и на которой первая леди развлекается со своей семьей и одета в Celine, Prada, Lemaire и Jimmy Choo, новая функция избегает модных кредитов. Г-жа Зеленская выглядит безупречно, но история фокусируется на боли и травмах ее страны и ее народа, а также на отношениях пары. Ни один из субъектов не улыбается.

В одной строке под одной фотографией отмечается, что г-жа Зеленская одета исключительно от украинских дизайнеров, и перечислены их имена. Большинству зрителей это может показаться мелочью, но это убирает коммерческий элемент из съемки. Что бы он ни продавал — а он определенно что—то продает - это не одежда.

Тем не менее (и неудивительно), статья вызвала некоторую негативную реакцию. У некоторых зрителей возникает интуитивная реакция на сопоставление идеи “Vogue” — с ее историческими связями с элитарностью, фантазией, богатством и легкомыслием — и реальностью войны. Это выглядит, говорят, безвкусно. Особенно учитывая некоторые ошибки журнала в прошлом.

Например, в 2011 году был опубликован постыдно подобострастный профиль первой леди Сирии Асмы аль-Асад, опубликованный примерно в то время, когда муж госпожи аль-Асад, Башар аль-Асад, оказался кровавым диктатором. (Статья, из-за которой журнал казался морально скомпрометированным перед лицом модности, позже была удалена с веб-сайта Vogue, хотя она по-прежнему бросает тень на освещение Vogue, особенно когда речь идет о политических деятелях.)

“Пока Украина переживает ад, Vogue делает фотосессию для президента и его жены”, - написала Амрита Бхиндер в Twitter.

Госпожа Зеленская и ее муж, президент Владимир Зеленский, на съемках журнала Vogue.
Госпожа Зеленская и ее муж, президент Владимир Зеленский, на съемках журнала Vogue.

Представительница Майра Флорес, республиканка из Техаса, воспользовалась возможностью напасть на администрацию Байдена за ее финансовую поддержку Украины, подразумевая, что она финансирует тщеславие. Брайтбарт написал радостную статью, в которой собрал критику, особенно в том, что касалось государственного финансирования.

Тем не менее, другие читатели встали на защиту госпожи Зеленской, увидев в съемке символ национальной гордости: средство показать миру украинскую элегантность; напоминание о бальзаме, который можно найти в красоте; и тонкий намек на общую человечность перед лицом бесчеловечной агрессии. В конце концов, она не в бальном платье и не ест торт. Она находится в зоне боевых действий и выглядит преследуемой.

В определенной степени дебаты просто показывают, насколько запутанными остаются наши чувства к моде и насколько укоренился взгляд на нее как на несерьезную тему, несмотря на то, что мода является ключевой частью поп—культуры и редким эквивалентом глобального языка. Это то, что каждый политик и общественный деятель использует в своих целях, хотят они это признавать или нет. (Вот почему, несмотря на риски, они продолжают появляться в таких журналах, как Vogue.)

Российско-украинский конфликт - это война, которая ведется на всех фронтах: на земле, в воздухе, в цифровой сфере и на арене общественного мнения. (Посмотрите, например, выступление г-жи Зеленской в Вашингтоне на прошлой неделе.) Vogue — и, действительно, любое издание, которое позволяет украинскому народу охватить разные слои населения планеты и повлиять на настроения — является одним из них. Как известно г-же Зеленской и ее мужу, который основал одну из крупнейших компаний по производству телевизионных развлечений в Украине, прежде чем заняться политикой.

Поместив мисс Зеленскую на свою обложку, журнал Vogue усиливает ее роль как лица и голоса борьбы, привлекая к ней внимание всего мира. И, появляясь на публике и поднимая проблемы публично, когда ее муж не может, она поддерживает потребности своей страны в международных разговорах в то время, когда другие кризисы соперничают за внимание. Она, по сути, превратила Vogue в оружие.

Она так и сказала Би-би-си, когда один из интервьюеров попросил ее объяснить свой выбор: “Миллионы читают Vogue, и иметь возможность говорить с ними напрямую - это был мой долг”, - сказала она, добавив: “Я считаю, что важнее что-то делать и подвергаться за это критике, чем ничего не делать”.

Что бы вы ни думали о самой статье, как бы вы ни относились к журналу, в котором она была опубликована, вы не можете оспаривать тот факт, что война в Украине снова попала в заголовки газет — и в умы людей, которые, возможно, не следили за ней так внимательно, как другие. В этом контексте ее интервью - это не просто интервью. Это часть боевой стратегии.