Журнал романтизирует войну, или первая леди использует глянцевые издания в качестве оружия?
Еще один сезон, еще одна статья Vogue о политике, вызвавшая переполох. После шумихи по поводу того, что журнал не дал обложку Мелании Трамп (хотя Мишель Обама получила три), и из-за того, что “расслабленный” портрет Камалы Харрис был выбран вместо ее более официальной обложки, возникает новый спор, связанный с “цифровой обложкой”, выпущенной онлайн с участием Елены Зеленской, первой леди Украины.
Статья под названием “Портрет храбрости” является результатом сотрудничества Condé Nast Vogues (практически всех из них) и Ukrainian Vogue (лицензированный журнал, принадлежащий Медиа-группе Украина).
На ней есть мрачные, изящные портреты госпожи Зеленской работы Энни Лейбовиц: она сидит на мраморных ступенях президентского дворца, мрачно глядя вперед; держится за руки со своим мужем, президентом Владимиром Зеленским; и стоит рядом с женщинами-солдатами в аэропорту Антонов, вцепившись в лацканы длинного темно-синего пальто. Фотографии сопровождаются длинным интервью и некоторыми видеозаписями первой пары и мисс Лейбовиц. Она появится в печати позже в этом году.
В отличие от первой украинской обложки журнала Vogue г-жи Зеленской, которая появилась в ноябре 2019 года вскоре после избрания г-на Зеленского и на которой первая леди развлекается со своей семьей и одета в Celine, Prada, Lemaire и Jimmy Choo, новая функция избегает модных кредитов. Г-жа Зеленская выглядит безупречно, но история фокусируется на боли и травмах ее страны и ее народа, а также на отношениях пары. Ни один из субъектов не улыбается.
В одной строке под одной фотографией отмечается, что г-жа Зеленская одета исключительно от украинских дизайнеров, и перечислены их имена. Большинству зрителей это может показаться мелочью, но это убирает коммерческий элемент из съемки. Что бы он ни продавал — а он определенно что—то продает - это не одежда.
Тем не менее (и неудивительно), статья вызвала некоторую негативную реакцию. У некоторых зрителей возникает интуитивная реакция на сопоставление идеи “Vogue” — с ее историческими связями с элитарностью, фантазией, богатством и легкомыслием — и реальностью войны. Это выглядит, говорят, безвкусно. Особенно учитывая некоторые ошибки журнала в прошлом.
Например, в 2011 году был опубликован постыдно подобострастный профиль первой леди Сирии Асмы аль-Асад, опубликованный примерно в то время, когда муж госпожи аль-Асад, Башар аль-Асад, оказался кровавым диктатором. (Статья, из-за которой журнал казался морально скомпрометированным перед лицом модности, позже была удалена с веб-сайта Vogue, хотя она по-прежнему бросает тень на освещение Vogue, особенно когда речь идет о политических деятелях.)
“Пока Украина переживает ад, Vogue делает фотосессию для президента и его жены”, - написала Амрита Бхиндер в Twitter.
Представительница Майра Флорес, республиканка из Техаса, воспользовалась возможностью напасть на администрацию Байдена за ее финансовую поддержку Украины, подразумевая, что она финансирует тщеславие. Брайтбарт написал радостную статью, в которой собрал критику, особенно в том, что касалось государственного финансирования.
Тем не менее, другие читатели встали на защиту госпожи Зеленской, увидев в съемке символ национальной гордости: средство показать миру украинскую элегантность; напоминание о бальзаме, который можно найти в красоте; и тонкий намек на общую человечность перед лицом бесчеловечной агрессии. В конце концов, она не в бальном платье и не ест торт. Она находится в зоне боевых действий и выглядит преследуемой.
В определенной степени дебаты просто показывают, насколько запутанными остаются наши чувства к моде и насколько укоренился взгляд на нее как на несерьезную тему, несмотря на то, что мода является ключевой частью поп—культуры и редким эквивалентом глобального языка. Это то, что каждый политик и общественный деятель использует в своих целях, хотят они это признавать или нет. (Вот почему, несмотря на риски, они продолжают появляться в таких журналах, как Vogue.)
Российско-украинский конфликт - это война, которая ведется на всех фронтах: на земле, в воздухе, в цифровой сфере и на арене общественного мнения. (Посмотрите, например, выступление г-жи Зеленской в Вашингтоне на прошлой неделе.) Vogue — и, действительно, любое издание, которое позволяет украинскому народу охватить разные слои населения планеты и повлиять на настроения — является одним из них. Как известно г-же Зеленской и ее мужу, который основал одну из крупнейших компаний по производству телевизионных развлечений в Украине, прежде чем заняться политикой.
Поместив мисс Зеленскую на свою обложку, журнал Vogue усиливает ее роль как лица и голоса борьбы, привлекая к ней внимание всего мира. И, появляясь на публике и поднимая проблемы публично, когда ее муж не может, она поддерживает потребности своей страны в международных разговорах в то время, когда другие кризисы соперничают за внимание. Она, по сути, превратила Vogue в оружие.
Она так и сказала Би-би-си, когда один из интервьюеров попросил ее объяснить свой выбор: “Миллионы читают Vogue, и иметь возможность говорить с ними напрямую - это был мой долг”, - сказала она, добавив: “Я считаю, что важнее что-то делать и подвергаться за это критике, чем ничего не делать”.
Что бы вы ни думали о самой статье, как бы вы ни относились к журналу, в котором она была опубликована, вы не можете оспаривать тот факт, что война в Украине снова попала в заголовки газет — и в умы людей, которые, возможно, не следили за ней так внимательно, как другие. В этом контексте ее интервью - это не просто интервью. Это часть боевой стратегии.