Найти в Дзене

Жесточайшая критика - картина Джона Эверетта Милле «Христос в родительском доме», а также что можно не заметить на ней с первого взгляда

Джон Эверетт Милле (1829-1896г) – английский художник и один из основателей Братства прерафаэлитов. Он родился в Саутгемптоне. Мальчика считали вундеркиндом, ведь он занялся живописью в 9 лет. Семья Милле перебралась в Лондон, когда способности Джона стали очевидны. Также Милле – самый молодой член Королевской академии художеств – поступил в неё в 11 лет.

Немного о том, кто вообще такие прерафаэлиты. Это направление в английской поэзии и живописи существовало во второй половине XIX века. Их целью была борьба против условностей викторианской эпохи, академических традиций и слепого подражания классическим образцам. Дословно, прерафаэлиты - «до Рафаэля», а также Микеланджело. Они хотели обновления искусства и считали, что ему не хватает «искренности и простоты». Есть искусствоведы, которые считают, что прерафаэлиты открывают эпоху модерна.

Согласно принципам нового направления, картины писали только с натуры, и появившаяся в 1850 году работа Милле «Христос в родительском доме» - не исключение.

Этак картина стала одним из экспонатов Выставки Королевской академии художеств. Милле изобразил святое семейство в плотницкой мастерской. Она не имела названия, но сопровождалась цитатой из Библии:

«Ему скажут: отчего же на руках у тебя рубцы? И он ответит: от того, что меня били в доме любящих меня» (Зах., 13:6).

В центре картины ми видим юного Христа с матерью, Девой Марией. Он, вероятно, повредил руку гвоздём, который выдёргивает из стола Святая Анна. За столом Иосиф занят работой со своими помощниками. Юный Иоанн Креститель подносит Христу чашу с водой. На полу мастерской валяются свежие стружки, за дверью в загоне толпятся овцы. В соответствии с идеологией прерафаэлитизма, сюжет прост и натуралистичен, но при этом картина полна символов.

-2

Ранка на руке маленького Иисуса, также как и капелька крови на стопе и гвозди обозначают Распятие. Его мать выглядит, если можно так выразиться, слишком испуганной для такой небольшой ранки. Но для Девы Марии, знающей судьбу своего сына это, фактически, предзнаменование, отсюда такая яркая эмоция. Посмотрим чуть дальше и увидим лестницу. Она фигурирует в Библии при описании снятия с креста.

Мальчик справа, осторожно несущий воду, чтобы обработать ранку – Иоанн Креститель. Чаша в его руках выступает прообразом Крещения.

-3

Мужчина, который держит за руку маленького Христа – Иосиф. Он смотрит на гвоздь. Известно, что Иосиф вместе с Марией слышал предсказание Симеона Богоприимца, поэтому он знает, кого именно воспитывает. Для него, это тоже является своеобразным знаком.

-4

Человек слева – помощник Иосифа. Он обеспокоен состоянием маленького Иисуса, но при этом, видно, что не пытается предпринять какие-либо действия. Это можно трактовать как образ будущих апостолов, которые ни чем не могут помочь своему учителю.

-5

Обратим наше внимание на задний план картины. На лестнице сидит голубь. Эта птица в христианской символике означает Святого Духа. Рядом с лестницей – треугольник. Он символизирует Троицу.

-6

Через проём двери мы видим стадо овец. Такое ощущение, что они хотят заглянуть в дом. С одной стороны они означают невинную жертву. С другой, овца – это прообраз верующих, которые являются детьми Божьими.

Внимательно рассматривая картину я увидела еще несколько символов Божественного проявления.

Итак, первое. Слева в углу картины мы видим веточки. Если присмотреться, то можно заметить, что это недоплетенная корзина. Обычно корзины плетут из ивы, поэтому предположим, что эти веточки – ивовые. В христианской символике ива является олицеворением Евангелия Христова.

В окошке видна зелень. Мне кажется, что это может быть виноградная лоза, а это – один из символов Христа, сказавшего: «Я есмь виноградная Лоза, а вы ветви».

У двери растёт красный цветок, похожий на розу. Красная роза в христианстве обозначает земной мир. Она символизирует восторг, стыдливость, стыд, желание, страсть, материнство, мученичество.

-7

Вот что писал об этой картине Диккенс:

«Перед нами плотницкая мастерская. На переднем плане отвратительный рыжий мальчишка в ночной сорочке, заплаканный, с искривленной шеей. Похоже, он играл с приятелями где-то в сточной канаве и получил палкой по руке, а теперь жалуется стоящей на коленях женщине, столь немыслимо безобразной, что на нее таращились бы с ужасом в самом низкопробном французском кабаке или английской пивной — если, конечно, допустить, что человек с такой свернутой набок шеей способен прожить хотя бы минуту…»
«Все, что можно изобразить уродливым в человеческом лице, теле или позе, так и изображено»

Что же вызвало такое недовольство, ведь картина выглядит достаточно светло и приятно?

Проблема в излишней реалистичности и отступлении от всех законов. Милле очеловечил сцену из жизни спасителя. Раньше Деву Марию всегда писали блондинкой, она ни когда не выглядела такой измождённой и худой. Морщины на её лице, «угловатые» фигуры героев, расхождения с канонами изображения святых - это всё и вызвало критику и такое отношение современников к картине. Скандал вокруг картины был настолько громким, что вынудил вмешаться королеву Викторию. Известно, что она запросила картину в Букингемский дворец для личного ознакомления. Видимо, ни чего настолько ужасного королева в картине не нашла, но Милле всё же изменил название на «Плотницкая мастерская».

Кстати, интересно, что верный правилу писать картину с натуры, Милле пригласил позировать ему для образа матери Христа свою невестку Мэри Ходжкинсон. Фигуру Иоанна Крестителя он написал с кузена, Иисуса - с сына одного из друзей. Для головы Иосифа натурщиком стал Милле-старший, отец художника. Плотника, с его жилистыми руками, хранящими следы многолетнего труда, Милле писал с настоящего ремесленника. Обстановка на картине повторяет тот интерьер, в котором она создавалась – плотницкой мастерской на Оксфорд-стрит.

Благодарю за прочтение! Пишите в комментарии, было ли вам интересно и ставьте лайк, если понравилось!

Также я всегда буду рада вашим подпискам, если вам интересна тема искусства, ведь я выкладываю новый материал каждый день)

Ещё одна моя статья из рубрики "анализ/описание картин":

В чём заключается комичность картины Павла Федотова «Завтрак аристократа»?
просто и интересно об искусстве1 августа 2022

#искусство #живопись #Джон Эверетт Милле #интересно #анализ картины #прерафаэлиты