Здравствуйте, друзья! Была на знаменитом кинофестивале «Зеркало» в г. Иваново (22 - 27 июля). Иваново – город маленький и не блещущий красотами. Но с 2007 года на несколько дней он превращается в мировую киностолицу, где показывают очень интересные фильмы, которые еще долго не выйдут на экраны. Москвичи видят лишь малую часть и очень огорчаются.
Иваново возникло вокруг фабрик. Там есть очень красивое здание музея (коллекция, кстати, обалденная – один из лучших провинциальных музеев), несколько городских усадеб и архитектура авангарда, от которой москвичи в последнее время в восторге.
Но с моими вкусами некрасивых мест не бывает: мне нравятся не роскошные места, а атмосферные. А это есть везде. Причем атмосферность – это ощущение некоторой таинственности и богатство ассоциаций, конечно, субъективное.
Меня поразил памятник Ленину, который спрятался за деревьями на одном из центральных проспектов. Посмотрите сами, какой сюр. По-моему, или покрасить, или снести. Так и просится в какой-нибудь фильм ужасов.
Авангард не показываю, потому что восторгов не разделяю: театр-трактор, дом-пуля, дом-птица, дом-подкова - знаки эпохи.
Тарковский провел свое детство в Юрьевце Ивановской обл. И это детство в маленьком волжском городке, в скромном домике стало главным источником вдохновения лучшего в мире режиссера. Помните финальные сцены «Соляриса» и «Ностальгии»?
Я знаю, вы спросите, почему это Тарковский лучший? Его признали таким самые прославленные мастера: Феллини, Антониони, Куросава, Бергман и др. А ведь это – главный критерий гениальности: сила влияния на мастеров своего цеха. Но никто из них не дотянулся до Тарковского. Ближе всего Линч, но он совсем другой.
Я несколько раз была на «Зеркале», там очень уютная атмосфера. В маленьком кафе за столиками сидят такие знаменитости, к которым на больших кинофестах на пушечный выстрел не подпустят. А здесь можно запросто поболтать.
В разные годы на «Зеркале» были очень интересные фильмы, Q&A, выставки, ретроспективы, кампусы, но самое сильное впечатление всегда оставалось от фильмов самого Андрея Тарковского.
Их ведь всего 7 + учебные короткометражки. Но это – Вселенная. В этом году я посмотрела (в который раз!) «Ностальгию». Боже, какой Янковский, но главное – какой Тарковский. Эта сцена со свечой – я плакала.
Конечно, я его и дома смотрю, но великое кино нужно смотреть на большом экране. Хотя… несколько лет назад показывала мужу «Сталкера» на компе. Он долго молчал, а потом сказал: «Да, он гений».
Смотрели ли вы Тарковского, друзья? У него есть военный фильм «Иваново детство» с молоденькой Валентиной Малявиной и подростком Николаем Бурляевым. Тарковский снимал потрясающих актеров: Маргариту Терехову, Аллу Демидову, Александра Кайдановского, Олега Янковского, Донатаса Баниониса. Анатолий Солоницын, узнав, что Тарковский будет снимать «Рублева», бросил театр и поехал в Москву уговаривать режиссера взять его на главную роль.
С Тарковским работали два лучших советских киноооператора – Вадим Юсов и Георгий Рерберг. За счастье работать с Тарковским можно было отдать все. У него было много планов, он мечтал снимать по 2 фильма в год, хотел экранизировать Гофмана, Достоевского. Но ему не разрешали, хотя и гордились Золотым медведем, которого он получил за первый полнометражный фильм.
На Западе его тоже не особо баловали: он так и не получил Золотую пальмовую ветвь. Зато сам Запад получил от Тарковского то, чего ему так не хватало – «духовное измерение мира, ощущение бесконечности».
Тарковский сделал много потрясающих кинематографических открытий. Его символика до сих пор не расшифрована до конца. Он разрабатывал тему, которой нет ни у одного режиссера: один человек может спасти весь мир, если принесет себя в жертву. Андреем Тарковским мы можем гордиться по праву: ни у кого не было и нет такого режиссера. И вряд ли будет. Одной из его сквозных тем был поиск дома. Я верю, что он его нашел.
©Автор: Marina Rimina
Пишите комментарии, ставьте лайки, делитесь в соцсетях с друзьями и подписывайтесь.
До новых встреч, друзья! Всем здоровья и удач!