Найти тему
WAYUP

UX-райтинг – что это и как применять

Оглавление
UX-текст призван помочь юзеру найти все нужное и совершить целевое действие без проблем.
UX-текст призван помочь юзеру найти все нужное и совершить целевое действие без проблем.

В чем отличия UX-райтинга от других типов текстов. Как сделать удачный UX-текст и что для этого потребуется. Почему без этого направления невозможен качественный веб-дизайн. 5 советов для создания крутых UX-текстов.

Веб-дизайн все больше идет к упрощению контента – меньше текста, больше визуала, символов, схем, интуитивно понятных обозначений. Простыни букв никому не нужны, их пропускают. Но и вовсе без слов не обойтись. И здесь появляется понятие UX-райтинга. Это не просто тексты в привычном понимании. Они сильно отличаются от повествования, от блогов и от seo-статей. Мы рассмотрим сегодня основные отличия UX-райтинга и особенности его применения.

Каждый текст имеет свою цель. В UX-райтинге это помощь пользователю, способ удержать его на сайте, но не броским предложением, а наоборот – незаметным и органичным. UX-текст призван помочь юзеру найти все нужное и совершить целевое действие без проблем. Разница с обычным текстом в том, что здесь не нужно увлекать, знакомить с продуктом или рекламировать что-то. Это исключительно ради улучшения юзабилити и облегчения пользования приложением или сайтом.

Основные задачи – грамотное оформление технических моментов. Кнопки призыва к действию, формы заявки и регистрации, навигация, меню, страницы 404 и успеха. На пути к целевому действию у юзера возникают определенные задачи, от поиска нужного продукта до его оформления. И на этом пути нужно сделать все так, чтобы нигде не пришлось спотыкаться, лишний раз задумываться или сомневаться.

Для этого нужно не только продумать структуру сайта, но и подобрать правильные слова.

1. Не грузи терминологией

Правило хорошего тона – не писать заумные слова, упрощать текст, избавиться от канцеляризмов и заезженных фраз. Это касается не только UX-райтинга, но и в целом подачи. Исключения бывают. Например, когда нам нужно отсеять тех, кто не в теме. Или объяснить что-то узким высококвалифицированным специалистам. Написать для профессоров-историков фразу “конвиксии антирезистентны” – это кратко и ясно для их среды, без лишних пояснений. Но такую фразу не употребишь в школьном учебнике, тем более в любительском материале.

Но таких исключений практически нет в сфере UX-райтинга. В целом на сервисе для прогеров можно применять терминологию. Но тогда уж пусть это будет сленговое или сокращенное название, а не скучный официоз. В остальных случаях всегда нужно писать человеческим языком.

Ставь себя на место пользователя. Если ты видишь фразу “Соединение прервано”, то переводишь это в уме как “Интернет отпал” или типа того. Вот примерно так и пиши. Только еще добавь причины такой неприятности, возможные пути решения и может извинения или долю юмора, чтоб скрасить момент.

Многие говорят, что написать надо так, чтобы было ясно ребенку. Но будем честны – сегодня дети похлеще взрослых разбираются в приложениях, им даже не нужно уметь читать. И это заслуга хорошего UX-райтинга, который приучил пользователей с малых лет к интуитивно понятным интерфейсам. Так что лучше во время работы думай о своей бабуле – поймет ли она, что нажать и куда перейти? Избегай заумных терминов, даже если тебе кажется, что они давно всем понятны. Это вопрос только твоего информационного пузыря, другие, может быть, впервые видят эти слова и понятия.

2. Исследуй целевую аудиторию и держи стиль

Без этого нельзя. Чтобы максимально упростить путь пользователя, ты должен знать, кем этот пользователь является. Бывают особенности мышления, которые зависят от сферы деятельности, возраста, территории проживания, культурных особенностей и прочих факторов.

Подача материала должна быть в едином стиле и выдерживаться во всех деталях. Исходя из портрета пользователя вырабатывается Tone of voice. Это манера подачи, лексикон, способ общения с аудиторией. Стиль формируется на стыке двух аспектов – позиционировании бренда и его ЦА. Есть смысл даже делать несколько разных версий сайта/приложения одного продукта, если есть сильно разные аудитории. Например, магазин одежды. Если есть линейка дорогих деловых костюмов и бюджетные молодежные коллекции, то очевидно, что подача должна быть разной. И даже предложение может отличаться – приехать на примерку и индивидуальный подгон по фигуре и “купи 3 худи по цене двух и получи бандану в подарок”. Меняется и тон обращения.

Держи марку от названий кнопок до технических сообщений – все должно быть гармонично. Будет странно, если в деловой тон вдруг ворвется поп-ап с молодежным сленгом и наоборот.

3. Неси пользу и не забывай про лаконичность

UX-тексты должны нести пользу. Просто пояснение ради пояснения не нужно. Только если оно действительно требуется. Важно выявлять места, на которых пользователь может застопориться, упрощать их или оказывать помощь в виде подсказок.

UX-тексты можно условно разделить на информационные и интерактивные.

  • Информационные – это заголовки и подзаголовки, поп-апы, пояснения, руководства, страница 404 и т.п.
  • Интерактивные – меню, кнопки призыва к действию, формы регистрации/входа/заявок, чат-боты и прочие штуки, которые призваны работать при взаимодействии с ними.

В пояснениях не нужно вникать во все подробности – просто указывай, что делать и зачем. Много текста не поможет прояснить ситуацию, а только утомит юзера.

Кнопки и формы обязаны быть простыми, заметными, не вызывающими вопросов или двойного трактования. Хороший UX-текст незаметен. Он органично вписывается в цифровой продукт. Если пользователь впервые зашел в приложение/на сайт и без лишних задержек сделал все, что хотел – значит все ок.

UX-райтинг помогает не заблудиться, сориентироваться и быстро найти то, что нужно.

4. Говори просто и без изысков

UX-текст – это история о простоте, а не о мастерстве писателя. Тут не нужны броские словечки, крючки для фокусировки внимания, только понятность, которая не заставляет задумываться.

Эмоциональная составляющая присутствует в той мере, в которой это позволяет (и требует) tone of voice бренда. То есть не обязательно говорить как в учебнике. Но слова должны быть понятны всем.

Короткие простые фразы – мастхэв. Ты не пишешь художественный роман с красивыми оборотами. Не оригинальничай с названиями стандартных пунктов. Тебе нужен результат, а не восхищение твоим писательским талантом.

5. Тестируй

Старайся делать изначально хорошо, но не пренебрегай А/В-тестированием и анализом готового продукта. Всегда стоит внести правки в работающий сайт, если появились сомнения касательно эффективности того или иного элемента. Или добавить там пояснение.

Одна из распространенных задач для UX-райтера – оптимизация существующих сервисов и сайтов. Тут на первый взгляд все просто. Сократить где нужно, вставить кнопки, где их нет. Но это не всегда работает именно так. Нужно сначала посмотреть, как в целом пользователи взаимодействуют с сайтом. И только тестирование покажет, где именно есть проблемные места.

Если присутствует большой процент постоянных юзеров, то кардинальное изменение структуры и опций может только навредить. И если такие новшества решено ввести, то добавляй обучающие всплывающие пояснения – при следующем посещении привычного ресурса пользователь должен сразу увидеть, что поменялось и как теперь это работает.

Кто занимается UX-райтингом?

UX-райтинг – задача специфичная. Не каждый копирайтер осилит этот путь, если не имеет опыта именно в данном направлении. Для этого существует отдельная каста райтеров, которые чаще специализируются на прототипировании, создании чат-ботов, логики приложений. И нередко именно на плечи веб-дизайнера взваливается этот груз. Просто потому что ему виднее, как и что должно работать в его творении. А если ты универсальный специалист и делаешь и дизайн, и контент, то это уж точно твоя забота. Все взаимосвязано – от текста зависит дизайн, а дизайн должен быть удобным для верстки.

Что нужно уметь и знать для выполнения задачи? Тут две стороны медали. Первая – эмпатия, психология пользователя. Вот если ты совсем не шаришь в дизайне и UX/UI, то сможешь даже как рядовой пользователь быстро сделать анализ сервиса и выявить моменты не совсем удобные и понятные. Но UX-райтер еще и должен знать, как это исправить. Вторая сторона медали – понимание процессов разработки. Потому что мало придумать кнопку. Нужно показать, куда она ведет и что делает. Райтер такого направления балансирует между мирами пользователей и специалистов, соединяя их тонким, но надежным мостом, который и построен из кирпичиков UX-райтинга.

При идеальном раскладе UX-райтинг происходит на этапе прототипирования, а уже на основе мокапа с готовыми текстами создается дизайн. Если ты вставляешь везде Lorem ipsum, то будь готов к тому, что придется переделывать сам дизайн – где-то объемы запланированного текста не лягут как надо, где-то вовсе дополнительный текст будет лишним. Так что лучше планировать заранее и делать дизайн на основе реального текста, а не вписывать потом текст в дизайн. Это поможет избежать двойной работы.

Писать емко, лаконично и понятно – это навык, который пригодится не только при создании сайтов. Это также ключ к эффективной коммуникации с коллегами, способ писать крутые отзывы на вакансии и умение убеждать клиентов. Это очень нужно в любой профессиональной деятельности, а особенно на фрилансе.

Материал подготовлен командой образовательной платформы WAYUP