Найти в Дзене
Mayor Grom

10 главных принципов военной пропаганды

Оглавление

Сегодня мы познакомимся с выдержками из работы французского историка Анны Морелли, которая в 2001 году выпустила книгу под названием "Базовые принципы военной пропаганды", в данной работе она во многом опирается на знаменитый труд британского политика Артура Понсонби "Ложь в военное время", который был опубликован в 1928 году и описывал основные механизмы пропаганды, применявшиеся во время Первой мировой войны. Важно отметить, что Морелли не дает свою оценку событиям, не делит на плохих и хороших, а лишь иллюстрирует принципы пропаганды, которые используются разными сторонами в конфликтах. Давайте с ними ознакомимся:

1. Мы не хотим войны, мы только защищаемся!

По словам Морелли руководители стран всегда заверяли, что не хотят войны. Нечасто война воспринимается населением положительно, а с появлением демократии руководство страны нуждается в поддержке населения.

2. Только противник несёт ответственность за начало войны

Морелли говорит, что каждый из сторон утверждает, что была вынуждена вступить в войну, чтобы помешать врагу разрушить ценности, поставить под угрозу свободу или вовсе уничтожить нас. Это своеобразный парадокс войны. В соответствии с этим принципом США объявили войну Ираку поскольку по их словам, Ирак не оставил иного выбора. Американцы только защищаются от провокаций врага, который несет полную ответственность за развязывание войны. Риббентроп оправдывал войну против Польши следующими словами: "Фюрер не хочет войны, но решение о войне и мире зависит не от него, а от Польши. В некоторых важных для Рейха вопросах Польша должна уступить и выполнить требования, без которых мы не можем обойтись. Если Польша откажется, то ответственность за конфликт лежит на ней, а не на Германии."

3. Лидер врага сущий дьявол и истинное зло

Морелли пишет вместо направления ненависти на группу людей, гораздо эффективнее направить ее на руководителя враждебной страны, таким образом у врага будет лицо и она станет объектом для ненависти. Победитель всегда будет изображать из себя пацифиста, который любит мирные соглашения и сотрудничество. Но противник якобы принуждает его к войне. Вражеского лидера выставят маньяком, монстром. Как это было с Милошевичем или с Саддамом Хусейном.

4. Мы защищаем благородное дело, а не наши частные интересы

Экономические и геополитические цели войны тщательно маскируются неким идеалом и моральными ценностями. Ценности могут быть разными - уничтожение милитаризма, защита малых государств, защита демократии и так далее. Пропаганда будет убеждать население в том, что война ведется исключительно из благородных побуждений. О том что многие войны преследуют экономические причины умалчивается.

5. Враг жесток и целенаправленно совершает военные преступления, наша армия допускает ошибки непреднамеренно

Морелли утверждает, что рассказы о зверствах врага являются одним из ключевых элементов пропаганды. Жестокость это часть войны, но акцентирование на том, что зверства совершает только враг превращает рассказы о зверствах в часть пропаганды. Более того военная пропаганда не нуждается в реальных инцидентах, ей необходимо выдумывать бесчеловечные акты - чтобы выставить врага чуть ли не альтер-эго Гитлера.

6. Враг используют запрещенное оружие

Данный принцип дополняет предыдущий - мы не зверствует, а наоборот идём на войну как рыцари, сражаемся по правилам. Так, например, во время Первой мировой каждая из сторон обвиняла другую в применении боевых отравляющих веществ.

7. Наши потери небольшие, потери врага огромны

Пропаганда очевидно должна скрывать собственные потери и преувеличивать потери врага. Так, например, во время войны в Ираке существовал запрет на публикацию гробов американских солдат, в то время как, СМИ рассказывали о гигантских потерях Ирака и утверждали что армия Ирака не оказывает сопротивление.

8. Интеллигенция и творческая элита поддерживают наши дела

Морелли говорит, что во время Первой мировой войны интеллигенция, преимущественно, массово поддерживала свои страны и руководство. Художники, писатели и музыканты поддерживали интересы своих стран в своих сферах деятельности, начиная с карикатур, заканчивая наиболее резонансными фотографиями, оказывающими сильное эмоциональное воздействие на аудиторию. Например, фотографии детей на фоне разрухи.

9. Наше дело свято

Война может представляться в буквальном смысле своеобразным крестовым походом, подкрепленным божественной миссией, от которой нельзя уклониться и её следует исполнять. В качестве примера Морелли приводит войну в Ираке, ставшей крестовым походом, борьбой добра и зла. Американская пропаганда преподносила как долг, необходимость принести в Ирак демократию. Ценность, возникшую из воли Бога. Война превращалась в реализацию божественной воли.

10. Кто ставит под сомнение нашу пропаганду - помогает врагу и является предателем.

Данный принцип дополняет все остальные. Тот, кто ставит под сомнение хоть один из принципов - обязательно потакает врагу. Есть только две стороны, хорошая и плохая. Вы можете быть только за или против зла. Невозможно высказать особое мнение без риска линчевания в СМИ. Плюрализма мнения больше нет, любая оппозиция замолкает и дискредитируется фальшивыми аргументами. В качестве примера приводится также война в Ираке. Выступать против войны - значит поддержать Саддама Хусейна, такой же принцип применяется и в других войнах.