Когда писал статью о Федоре Ивановиче Шаляпине «Певец всея Руси», я думал, что в нашем обывательском представлении Шаляпин не совсем типичный бас, хотя вся его фигура выражала мощь. У Шаляпина был высокий бас, ближе к баритону, а мы представляем бас, как низкий голос с соответствующим густым колоритом (собственно и происходит это слово от итальянского basso –«низкий»), например, дьякона, поющего в церкви.
И сразу я представил себе облик человека, который воплощал в себе обе эти ипостаси, он был сначала дьяконом в церкви, а потом стал профессиональным оперным певцом.
Речь идет о Максиме Михайлове. Впервые я услышал этого певца, когда по телевизору передавали песню «Моряки» в исполнении Ивана Семеновича Козловского и Максима Дормидонтовича Михайлова. По контрасту с тенором Козловского бас Михайлова казался еще ниже, гуще, если так можно выразиться. Его голос относился к низким басам, так называемым басам-профундо.
Он, как и Шаляпин, был родом из бедной крестьянской семьи. С детских лет пел дискантом в церковном хоре. Там его услышал учитель Поливанов, который взял его в свой дом и стал с ним заниматься. Когда у Михайлова поменялся голос, учитель помог ему освоить пение басом.
В годы Первой мировой войны он был рукоположен в диаконы в Уфимский собор. Он служил протодиаконом в Омске и Казани, пока в 1924 году по рекомендации патриарха Тихона его не перевели в Москву, в церковь Василия Кесарийского. Все это время он брал уроки пения у различных специалистов.
Но в 1930 году его убедили перейти в оперную труппу Всесоюзного комитета по радиовещанию. Он оставил служение, не сняв сана, видимо, с разрешения церковных властей, поскольку, когда он умер в 1971 году, его с благословения патриарха Пимена хоронили в церковном облачении и поминали как протодиакона.
Не прошло и двух лет, как его пригласили в Большой театр. Он прослужил там с 1932 по 1956 год.
Он стал одним из самых популярных классических исполнителей в Советском Союзе. В его репертуаре были оперные партии, народные песни, песни советских и зарубежных композиторов. Например, знаменитая «Шотландская застольная песня» Бетховена.
Говорят, сам Федор Шаляпин высоко ценил голос Михайлова, считая его чуть ли не единственным на тот момент настоящим басом.
Михайлов был наряду с Козловским одним из любимых певцов Сталина. Его часто приглашали на правительственные приемы. Их дуэт с Козловским, наверное, поэтому и сложился, что они часто выступали на соответствующих мероприятиях. Говорят, что Сталин периодически вызывал Михайлова на ночные посиделки, поскольку сам страдал бессонницей. Видимо, Михайлов как-то благотворно влиял на вождя.
С началом войны Михайлов с фронтовой бригадой Большого театра объездил многие фронты, выступая перед бойцами. Вот фрагмент из военного киносборника, где Козловский и Михайлов поют народную песню «За реченькой яр-хмель», а представляет их еще совсем молодой Аркадий Райкин. А затем Максим Михайлов поет песню «Вдоль по Питерской».
Однажды ему представилась возможность как бы объединить обе свои ипостаси оперного певца и дьякона церкви, когда он сыграл небольшую роль протодьякона в легендарном фильме Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». Здесь мощь голоса Михайлова, по-моему, очень хорошо соответствует атмосфере фильма. И здесь интересная параллель с Шаляпиным. Он играл царя в немом фильме «Иван Грозный», но, естественно, не имел возможности продемонстрировать свой голос, а только великолепную пластику. Михайлов играл небольшую роль, но показал свой голос во всей красе.
Говоря о знаменитых ролях Михайлова в театре, надо отметить партию хана Кончака в опере Бородина «Князь Игорь».
Роль Сусанина из оперы Михаила Глинки «Иван Сусанин» стала, наверное, визитной карточкой артиста. Говорят, что Сталин мог прервать заседание руководства страны, чтобы послушать Михайлова в роли Сусанина в Большом театре (особенно эту арию), а затем продолжить совещание уже в правительственной ложе.
В 1954 году сняли фильм-оперу «Борис Годунов» по одноименной опере Мусоргского. Здесь Максиму Михайлову в роли летописца Пимена компанию составили знаменитые басы Большого театра Александр Пирогов в роли Бориса и Алексей Кривченя в роли Варлаама.
Компания теноров была им под стать. Наряду с несравненным Иваном Козловским в роли Юродивого в фильме снимались Никандр Ханаев в роли князя Василия Шуйского и Георгий Нэлепп в роли Лжедмитрия. Какое счастье, что столько замечательных мастеров запечатлено в этом фильме.
Михайлова с Шаляпиным роднило и удивительное актерское мастерство. Он буквально перевоплощался в своих персонажей.
Максим Михайлов обладал таким мощным талантом, что его хватило не только ему самому, но он его передал и по наследству. Его сын Игорь и его внук Максим были басами, солистами Большого театра. Вот уж действительно могучая генетика, целая басовая династия.
Хорошо, что сохранилось много записей Максима Михайлова. Если в нас есть что-то духовное или душевное, оно не может не откликнуться на этот голос, проникающий прямо в сердце.
Подписывайтесь на мой канал Юрий Салатов.
Лайки и комментарии способствуют развитию канала.
#максиммихайлов #пение #опера #большойтеатр