Найти тему
Хакнем Отношения

Смена руководителей или увольнение по политическим соображениям?

29 июня московский департамент культуры заявил о смене трёх руководителей театров, объяснив это прекращением трудовых отношений с прежним руководством.
Нетрудно догадаться, что при отсутствии разногласий трудовые отношения с существующими руководителями не принято разрывать.

Например, руководитель Мариинского театра занимает свой пост с 1988 года.
Вместо Кирилла Серебренникова художественным руководителем «Гоголь-центра» станет Антон Яковлев.
Дмитрий Астрахан займет руководящий пост в «Школе современной пьесы».
«Современник» же будет  передан худсовету.

"Современник" , фото из открытых источников
"Современник" , фото из открытых источников

Несмотря на то, что это не является фактическим закрытием «Гоголь-центра» и других театров, реакция вполне однозначная.
В своём телеграмм канале Серебренников прокомментировал эту новость словами: «Да. «Гоголь-центр» закрыт. Всё.».

Смена художественного руководителя повлечёт за собой смену репертуара, о чём все так же несложно догадаться, как и смену существующих порядков в театре.

Насчет Кирилла Серебренникова и о его «деле Седьмой студии» вполне очевидно, что само существование «Гоголь-центра» под вопросом, но фактическое закрытие было бы куда более понятно. Переформирование, начиная со смены руководства, конечно, признак беспокойных времен в театральном мире.

Стоит ли нам задаваться вопросами, какие театры на очереди и какие спектакли будут внесены в репертуар? Думаю, стоит, поскольку за финансирование, гранты и дотации отвечает так же депкульт.


Смена неугодных лиц вполне ожидаемый ход, но какие перемены это повлечет за собой? Безусловно, существует огромное количество спектаклей вне времени, которые не затронут никакие решения департамента.

Как часто вы посещаете театр? Можно сказать: «Ну не бывал я в «Гоголь-центре», и что мне с того?», и это тоже позиция.

Логотип "Гоголь-центра"
Логотип "Гоголь-центра"

Искусство в целом серьёзная почва для противоречий. Кого-то смена художественных руководителей не побеспокоит, кто-то же наоборот с тревогой обновляет ленту новостей, думая, попадёт ли он в любимый театр на следующий сезон или уже нет.

Возможно, в обществе принято считать, что в театре деньги так или иначе есть – билеты же продаются, но это далеко не так. Билеты лишь та финансовая часть, чтобы окупить затраты на спектакль, зарплату актерам, режиссёрам, технической команде.
Некоторые театры и вовсе не могут существовать без получения гранта, а это далеко не так просто, как кажется на первый взгляд. Но разбор театрального бюджета не меняет самой сути. Не смена руководства по истечению договора, а увольнение и старая песня на новый лад, ведь само театральное пространство не играет никакой роли.

В «Гоголь-центре», по всей видимости, уже никто не играет – будут ли замены всего штата, помимо Серебренникова? Узнаем в скором времени, но заранее подготовьтесь, что ни «Берегите ваши лица» по Вознесенскому, ни «Декамерона» на сцене уже совершенно точно не будет.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Политика, идеология, замена – каждый зритель и читатель волен остаться при своём мнении. Понятно то, что это далеко не последняя новость о изменениях в сфере искусства и театра в частности. Что будет дальше, увидим в новом театральном сезоне, который откроется осенью.

Что вы думаете о смене художественных руководителей? А о причине такого решения?

Автор: Александра Яковлева, 21 год, Санкт-Петербург

-4