Несколько лет назад один из самых древних мифов Земли – легенда о «Мировом Древе» неожиданно обрел плоть. И не где-нибудь, а в России в Карелии ученые обнаружили самое древнее изображение «Мирового Древа», возраст которого насчитывает от четырех до пяти тысячелетий, что сравнимо с возрастом Египетских пирамид! Рассказать, что же обнаружили ученые в археологическом комплексе с загадочным названием «Пегрема», согласился автору блога организатор экспедиции, известный исследователь Карелии, автор цикла книг из серии «Карелия загадочная», заместитель председателя Карельской региональной общественной организации «Расея» Алексей Михайлович Попов.
Д.С.: Алексей, неужели Вы обнаружили то самое легендарное «Мировое Древо»?
А.П.: Конечно, пока, нет. Ведь если бы это было так, мы смогли бы, как минимум, пожать руку самому богу Одину. А если серьезно, то специалисты «Расеи» продолжают успешно продвигаться по пути разгадки этого вековечного вопроса человечества- мифа о Мировом дереве. Ведь Карелия – край хранитель! Он сберег и былинный эпос и традицию шатрового зодчества, знаменитую «Калевалу». Более чем любопытнейшие сведения о «Мировом Древе» в Карелии до сих пор можно почерпнуть из различного рода исторических источников. Так, например, в Карелии расположено озеро Карма, с которым связана, в частности, легенда о священном «Мировом Древе» - особой елью, произрастающей в Карелии. Оно было посажено северными волхвами еще в ХIV веке на острове Шуя (в настоящее время – остров Троица), на реке Охта. В середине ХV века преподобным Кассианом Муезерским, прибывшим в этот район с Соловецкого монастыря, был основан, не сохранившийся до наших дней, мужской монастырь, а в 1602 году возведена Церковь Николая Чудотворца и сейчас находящаяся в прекрасном состоянии. Паразительно, но тут в Карелии, мирно соседствуют, Православная Церковь и огромное, до четырех метров в обхвате, языческое «Древо». Однако то, что обнаружила наша экспедиция в этом году, поистине впечатляет. Мы нашли археологический памятник по своей значимости не уступающий, а возможно и превосходящий знаменитые рисунки в пустыне Наска, но не по количеству или размерам имеющихся изображений, а именно по своей глубинной значимости, раскрывающий удивительные тайны гиперборейского прошлого России и Карелии. На скале древними людьми было выбито, наверное, самое древнее из всех известных в мире изображений «Мирового Древа».
Д.С.: И какой же возраст у этого рисунка?
А.П.: Изображения «Мирового Древа» на севере Европы и в Сибири встречаются в наскальной живописи довольно часто. Только в Карелии, их более десяти. Но самым ранним изображением «Мирового Древа» на территории нашей страны, а возможно и всего мира, является один из Карельских петроглифов Онежского озера, высеченный на камне более пяти тысяч лет назад и являющийся универсальным символом древне-русской дохристианской культуры, выражающий единство человека и мира. Вообще, Медвежьегорский район Карелии, где расположена Пегрема, уникален. Археологи прослеживают историю этого района вплоть до Х-го тысячелетия до нашей эры. Здесь раскопана древнейшая в Европе мастерская по обработке меди, найдены клады кварцевых и сланцевых орудий, предметы материальной и духовной культуры працивилизации; и главное найден самый древний миф «О Мировом Древе», насчитывающий пять тысяч лет.
Д.С.: Вы сказали русской, а разве сюжет о «Мировом Древе» родом не из Скандинавской мифологии
А.П.: Говорить о русской, немецкой или скандинавской мифологии можно лишь последние два - три тысячелетия, но истоки всех космогонических мифов Европы и Руси лежат в сакральных знаниях намного более древнего народа. Сегодня его принято называть гиперборейцами, причем вопреки распространенному мнению, что от этой працивилизации не осталось никаких следов можно представить десятки памятников древности, сохранившихся на территории Карелии и Кольского полуострова. Комплекс Пегрема, где мы обнаружили изображение самого древнего на Русском Севере «Мирового Древа», лишний раз доказывает это. Ведь руины со следами искусственной обработки и с «выбитым» петроглифом «Мирового Древа» расположены на так называемой «Поляне идолов», на которой представлены, в том числе, персонажи из практически всех мировых религий, сегодня уже абсолютно не связанных между собой. Но как выяснилось, берущих свое общее начало на Русском, гиперборейском, Севере.
Д.С.: Расскажите, что представляет из себя эта загадочная «Поляна идолов»?
А.П.: Так называемая «Поляна идолов» расположена на западном берегу Уницкой губы Онежского озера, в нескольких километрах от деревни Пегрема. Общая площадь «Поляны» составляет около 20 000 кв. м.; на ней сосредоточены камни-валуны различных размеров. Ключевая фигура «Поляны идолов» - каменное изваяние утки. Утка – праматерь земли в карело-финской мифологии, и ее изображение достаточно часто встречается в петроглифах Онежского озера. Вообще в карело-финском эпосе «Калевала» утка называется мудрой; и участвует в создании мира. В славянской же мифологии это птица Рода, которая являлась творцом Вселенной, а утка снесла Мировое яйцо, без которого Мир сотворить было бы нельзя. По легенде Мировая уточка несла в клюве яйцо над мировым океаном и вдруг уронила его, а на месте падения яйца в воду появился легендарный остров «Буян», давший начало всей суши Земли. Наиболее завораживающим каменным изваянием «Поляны идолов» является лягушка. На Русском Севере лягушка испокон веков почиталась как домашняя покровительница. В северорусском народном мировоззрении даже существовало стойкое убеждение, что в лягушек превратились люди, утонувшие во время всемирного потопа. В древнекитайской же мифологии трехпалая лягушка и вовсе предстает лунарным божеством. Но самым удивительным изображением на «Поляне идолов» является черепаха. Здесь - парадокс, ведь черепахи в Карелии не водятся, однако образ этого животного лежит в основании многих мировых культур. Именно черепаха – важнейший мифологический символ Индии, Китая, Японии и других стран Дальнего Востока, которые воспринимали символ черепахи в качестве посредника между землей и небом. Черепаха – основание земли, символ космического порядка. Она – образ великой праматери мира.
Д.С.: Действительно интересно, но какой же религии могло принадлежать это культовое место, которое смогло объединять эти, на первый взгляд, несовместимые персонажи?
А.П.: Общее у них одно: все они прародительницы МИРА и символизируют земное женское начало! В этих образах совместились три части Вселенной, Мира: Земля – мир живых, Небо – мир светлых богов, Вода – нижний мир, мир мертвых и темных богов. А то, что все эти, имеющие общемировое значение символы, которым впоследствии поклонялись практически все народы, проживающие в разных частях света, собраны на небольшом участке карельской земли, в очередной раз приводит к мысли об общемировом происхождении культур и их носителей, обозначаемых в последнее время, как «Гиперборейская традиция»!
Д.С.: Но, может быть, изображение «Мирового Древа» и скульптуры «Поляны идолов», простое совпадение?
А.П.: Возможно, но мало вероятно, поскольку, в изобразительном искусстве Южной Карелии буквально повсюду сохранились мотивы, где «Мировое Древо» напоминает стилизованные женские фигуры. Ствол похож на нижнюю часть женской фигуры, а отходящие ветви напоминают воздетые к небу руки. Эти сюжеты очень древнего происхождения. В орнаментах глиняных сосудов энеолита – раннего железного века – Карелии встречаются и вовсе отдельные изображения «Мирового Древа», подтверждающие ранний возраст представлений о «Древе Мира» у всех исторических народов северного региона. Одной из самых ярких и неожиданных находок, позволяющей более определенно говорить о древности существования этого мифа в Карелии, являлся, в свое время, орнамент на глиняном сосуде из Пегремы. Рассматривая композицию в целом, сохранившуюся на древнем сосуде, не возникает сомнений, что это древнейший миф о «Мировом Древе» в заонежской трактовке. Ну, а сейчас, новая находка.
Д.С.: Алексей, то, что Вы говорите просто потрясает, но не могли бы Вы сказать несколько слов о том, что же собственно такое «Мировое Древо» и каковы космогонические корни происхождения мифа об этом универсальном символе человечества?
А.П.: Образ «Мирового Древа» (или «Древа Жизни», «Древа Познания») олицетворяет вечно возрождающуюся Вселенную. «Древо» - символ всего живого – прорастало сквозь три главных мира – царство Богов, земную область людей и нижний мир духов, - соединяя Вселенную в неразрывное целое. Поэтому, «Древо» - зримый символ развития, чья древность доказывается степенью распространенности на всех континентах Старого и Нового Света. Этот образ проходит через историю всех древних цивилизаций. В русском космическом миросозерцании «Древо жизни» трансформировалось в фольклорный образ дуба, растущего на острове Буяне - символе Гипербореи. Кстати, в Карелии также есть свой остров Буян, находящийся недалеко от Пегремы в Онежском озере. Таким образом, непрерывность и повторяемость жизненного процесса, неотвратимость жизни и смерти и преодоление смерти через жизнь – все это обобщено в символе-коде и философии «Древа Жизни». Именно поэтому данный символ был одним из важнейших символов Древнего Мира.
Беседовал Дмитрий Соколов