Найти тему

Все уроки открытые, или зачем учителям ходить на занятия друг к другу

Вы смотрите, но не наблюдаете, а это большая разница.

А. Конан Дойл. «Скандал в Богемии»

Что лучше: когда учителя ходят друг к другу на уроки или нет? Ответ, по-моему, очевиден.

Если взаимопосещение педагогами уроков – это благо, то надо ответить по крайней мере еще на три вопроса:

- что нужно сделать, чтобы учителя ходили друг к другу на уроки?

- зачем это им?

- что со всем этим делать?

Мы в Школе имени А.М. Горчакова ходим на уроки коллег, понимает зачем, но пока только наметили алгоритм действий после посещения уроков. Делюсь опытом.

Начинаем не с модели, а с привычки

Учителя могут посещать уроки друг друга в разных форматах:

· в паре: учитель А наблюдает за уроком учителя Б и наоборот;

· в тройке: учителя А, Б вместе или в отдельности посещают уроки учителя В; учителя Б, В вместе или в отдельности посещают уроки учителя А и т.д.; все вместе собираются для обсуждения общих вопросов;

· с куратором: учителя А и Б посещают уроки друг друга под кураторством учителя С, который ставит перед ними определенную задачу и модерирует обсуждение;

· по принципу «карусели»: учитель А посещает уроки учителя Б, учитель Б – уроки учителя В, учитель В – уроки учителя А (число участников может быть больше трех).

Но дело на первом этапе не в формате и не в модели, а в том, что взаимопосещение уроков каким-то образом должно стать частью организационной культуры школы. Если такой практики еще нет, ее надо привить. Говоря иначе – сделать так, чтобы учителя привыкли ходить друг к другу на уроки. Поначалу просто так – без сложных правил, обязательных разборов уроков и проч.

Легко сказать «надо сделать», но, честно говоря, сделать это не так уж сложно: пошаманьте с расписанием, введите критерий «взаимопосещение уроков» при распределении надбавок, составьте график взаимопосещений, устройте соревнование – есть множество разных способов. В нашем случае все началось с волевого решения учредителя на заре основания Школы. Учителя сначала возмущались, потом смирились, привыкли, а теперь и представить сложно, что к коллеге нельзя прийти на урок.

«А зачем нам это нужно?»

Озвучив идею взаимопосещений, вы не раз услышите этот вопрос. Лучше всего ответить на него всем вместе на внутришкольном семинаре.

Цель взаимопосещений уроков одна – рост образовательных результатов учащихся. Задачи же могут быть разными.

Наблюдая за работой коллег, мы можем

- «зырить» и «тырить»: заимствовать педагогические приемы и фишечки;

- понять, как работать с «трудными» учениками;

- придумать идею нового урока или совместного проекта;

- ...

Сторонний наблюдатель помогает нам

- увидеть, кто из учеников «включен», а кто «выпадает» из процесса;

- не повторять допущенных ошибок;

- качественно готовиться к уроку;

- …

- наконец, формировать/развивать/поддерживать навык адекватной самооценки.

О последнем стоит поговорить подробнее.

-2

Теоретик взаимопосещений уроков Дэвид Гослинг своей статье Models of Peer Observation of Teaching выделяет три модели этой практики:

- оценивающая (цель – выявление недостатков, мониторинг педагогов, находящихся на испытательном сроке, поощрение и продвижение педагогов; контроль и оценка качества);

- развивающая (цель – наставничество, совершенствование педагогических компетенций учителя);

- рефлексивная (цель – совместное обсуждение педагогических практик; стимулирование профессиональной рефлексии учителя).

Последняя модель, по мнению исследователя, наиболее перспективна – с чем я абсолютно согласен.

Педагогическая рефлексия – способность критически анализировать свою деятельность, осмысливать и адекватно оценивать ее эффективность для развития личности ученика и саморазвития. Это один из важнейших профессиональных навыков учителя, который у молодых учителей необходимо сформировать, у состоявшихся – развивать, а у опытных – поддерживать в тонусе. Взаимопосещения оказываются весьма подходящим для этого инструментом.

Примером развития учительской рефлексии может служить опыт нашей американской коллеги Дэборы Пил, которая описала его в статье «Взаимопосещения уроков – инструмент преообразования?».

Посещения уроков коллег сами по себе не оказывают существенного влияния на качество образования, если в сознании учителя не происходит активная саморефлексия относительно своей педагогической практики. «Последовательный анализ уроков и обсуждений с ними связанных <…> личные размышления о том, для чего нужны взаимопосещения – вот, что существенно повлияло на мою работу как учителя», – пишет исследовательница.

По наблюдениям Д. Пил, путь к этому пониманию крайне непрост и не всегда приводит к желаемым результатам. В практике взаимопосещений можно выделить три уровня: технический (учитель видит, что делает его коллега), практический (посредством обсуждения учитель понимает, как следует использовать тот или иной прием, выстраивать урок и т.п. и к каким результатам это может привести) и рефлексивный (глубокое осмысление пережитого опыта (взаимопосещения), которое ведет к изменениям в своей практике преподавания). Однако, ссылаясь на собственный опыт, Д. Пил отмечает, что, поскольку взаимопосещения сенсибилизируют нашу способность наблюдения, на рефлексивном уровне существует опасность «передозировки рефлексией», мешающей нам непосредственно наблюдать за уроком или формировать свое «педагогическое видение».

Что со всем этим делать?

Когда учителя привыкли ходить друг к другу на уроки и как-то сформулировали для себя цели и смыслы, можно попробовать придать этой практике большую структурированность и осмысленность. Почему я говорю так осторожно – потому, что велики риски бюрократизации процесса и – как следствие – увеличения временных затрат педагога со всеми вытекающими…

Инвариантная модель рефлексивных взаимопосещений четырехчастна: договорились – посетили – обсудили – отрефлексировали.

Рассмотрим каждый из этапов подробнее.

1. Установочная встреча.

Перед посещением урока обычно обсуждаются следующие вопросы:

· где и когда состоится урок, продолжительность посещения занятия;

· местоположение наблюдателя в классе;

· степень активности наблюдателя на уроке;

· возможный контакт наблюдателя с учениками;

· тема урока в контексте программы, планируемые результаты урока, деятельность учащихся, учебный материал;

· что станет предметом наблюдения, и на какие вопросы наблюдатель должен получить ответы;

· форма сбора данных (заполнение анкеты, записи, видео съемка и др.);

· когда будет дана обратная связь по посещенному уроку, и какие вопросы будут обсуждаться.

На установочной встрече обязательно должен быть сделан акцент на том, что наблюдатель присутствует на уроке не с целью оценки преподавания. Его задача заключается в получении необходимого опыта для самостоятельной оценки своей педагогической практики или в обратной связи проводившему урок учителю, необходимой для решения текущих вопросов обучения учащихся или его профессионального развития.

2. Посещение урока.

В ходе посещения урока наблюдатель решает задачи, которые либо он сам поставил перед собой, либо были поставлены перед ним учителем, проводящим урок.

Предметом наблюдения могут стать самые разные аспекты урока:

· начало и завершение (постановка целей, подведение итогов);

· планирование и организация (соблюдение плана урока, деятельность учащихся и ее соотнесенность с планируемыми результатами, степень осмысления учащимися своей деятельности и др.);

· вопросы методики преподавания той или иной темы;

· темп урока;

· содержание урока (возрастосообразность содержания, актуальность и аккуратность представленной информации);

· работа с вопросами (какие вопросы задает учитель, как на них реагируют учащиеся, какие вопросы задают учащиеся, как на них отвечает учитель);

· вовлеченность учащихся;

· используемые учебные материалы, оборудование;

· стиль ведения урока (голос и интонации учителя, энтузиазм, уважение к ученикам и проч.);

· дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем знаний

и многое другое.

Несколько лет назад Oxford University Press опубликовало на своем сайте статью 5 Activities for Peer Observation. Эти 5 активностей включают в себя:

1. Найди разницу: коллеги отмечают общее и различное в своей манере преподавания.

2. 5 реакций: коллеги обсуждают, что, например, удивило / заинтересовало / раздражило / смутило / заинтриговало наблюдателя.

3. Пару оставлю, пару изменю: учителя решают, какие два приема они бы повторили в своей практике, а какие два не стали бы.

4. Не по плану: коллеги обсуждают, почему учителю пришлось отойти от плана урока.

5. Слово учителя: учителя анализируют, что и зачем говорит педагог на уроке.

-3

3. Обратная связь по посещенному уроку

Цель обратной не связи не обмен комплиментарными репликами и не ответы на вопрос, что удалось, а что нет, а в вопросах наблюдателя, которые помогут учителю, проводившему урок, критически взглянуть на свою работу. В них обязательно должен содержаться элемент вызова, провоцирующего рефлексию учителя.

Обратная связь – ключевой момент в процессе взаимопосещений. Именно в ходе обмена мнениями учителя совершенствуют свою педагогическую рефлексию. Чем чаще и продуманнее будет осуществляться обратная связь, тем внимательнее учителя будут подходить к проведению занятий и к тому, чем учащиеся занимаются во время урока.

Между тем, обратная связь – искусство, которым владеют не все педагоги. Ему надо учиться. При взаимопосещении уроков наблюдатель опирается на свой опыт и в силу ограниченности этого опыта обратная связь может иметь, если не отрицательный, то нулевой эффект. Поэтому учитель должен научиться выходить за рамки собственной реальности.

Обратная связь неизбежно будет включать в себя оценку, так как необходимо выявить потребности учителя в профессиональном росте, что невозможно без проблематизации и оценивания. Это в свою очередь требует от учителя, дающего обратную связь, честности, эмпатии и критериальности. Учителя, посещающие уроки друг друга, должны стать своеобразными «критическими друзьями», что возможно только в случае взаимного доверия.

4. Рефлексия полученного опыта и постановка новых задач

После обсуждения урока наступает момент саморефлексии, цель которого – совершенствование своей педагогической практики. Здесь можно воспользоваться алгоритмом рефлексии, предложенным Грэмом Гиббсом.

-4

На этапе описания опыта учитель обозначает предмет рефлексии, помещая его в необходимый контекст. Фиксация ощущений может осуществляться путем ответов на вопросы: Что я чувствовал? О чем я думал? Что я переживал по завершении? За этим следует оценка своей реакции на произошедшее и реакции окружающих, выделение положительных и отрицательных моментов. При анализе ситуации имеет смысл обратить внимание на то, что способствовало или препятствовало успеху. Выводы должны строиться на размышлениях о том, что могло бы быть сделано иначе или в дополнение к тому, что было сделано, и чему научил опыт. Дальнейшие действия могут включать в себя не только определенный пошаговый план, но и советы самому себе, которые помогут не совершать ошибок в будущем.

Описанная инвариантная модель является ориентиром для создания локализованных моделей взаимопосещений уроков в отдельных школах. Локализованная модель необходима, поскольку учитывает особенности вашей школы. А главное – создавая ее вместе с учителями, вы сделаете ее понятной и удобной в плане применения, минимизировав тем самым риски ее реализации.

Если вы чувствуете готовность большей части коллектива к созданию и внедрению локализованной модели взаимопосещений, обеспечьте ряд условий:

· определитесь с лидером проекта, чьей главной задачей будет не только контроль и координация, но и эмоциональное воодушевление участников;

· разработайте вместе с ключевыми педагогами «рыбу» модели;

· обсудите модель вместе с учителями;

· проведите обучение педагогов;

· внесите необходимые изменения в расписание;

· создайте атмосферу исследования, поиска, эксперимента, профессионального развития – иначе велик риск формального отношения к процессу со стороны учителей;

· договоритесь о формах отчетности («график взаимопосещений» – кто его составляет? как он заполняется? как часто результаты взаимопосещений обсуждаются на методобъединениях, предметных кафедрах, внутришкольных семинарах? и т.п.)

А что на выходе?

Несмотря на то, что взаимопосещения уроков считаются эффективным инструментом профессионального развития педагога, вопрос об оценке их эффективности остается открытым.

Я глубоко убежден, что в силу наличия разного рода «шумов» мы не можем адекватно измерить влияние взаимопосещений на рост образовательных результатов учеников, профессиональной рефлексии педагога или социального капитала школы. Да и нет в этом особого смысла. Но, если педагоги отдельной школы посещают уроки друг друга, мы можем почувствовать особую атмосферу доверия, взаимоуважения и поддержки. Если ученики будут развиваться в такой среде и у них перед глазами будет пример конструктивного сотрудничества взрослых, то результаты, наверняка, будут лучше.