Почему верующие, добрые и порядочные люди терпят болезни, несчастья и страдания? Где справедливость? На эту тему рассуждали священнослужители и богословы.
Димитрий Смирнов, протоиерей:
Дело в том, что каждое такое испытание — это есть экзамен. Бог же должен человека испытывать. (Раньше экзамены как раз назывались испытаниями). Потому что цель Бога — не только постоянное поощрение. Нужно же узнать, человек чему-то научился или нет?
А самое главное, чему необходимо научиться — это смирение. И если человек ропщет на свою жизнь, значит он сердится на Бога. А раз сердится — значит, смирения пока нет. Экзамен не сдан.
Господь даёт человеку самое необходимое на данный момент испытание. Человеку выпадает тот вопрос в билете, который он уже должен знать.
Алексей Ильич Осипов, учёный-богослов:
Дело в том, что очень часто мы понимаем страдания как наказания. Весь вопрос вращается вокруг двух понятий, которые подчас смешиваются в нашем сознании — любовь и справедливость. Многие понимают Бога, как высшую справедливость и высшую правду. Это было в сознании всего ветхозаветного человечества.
Христианство же транслирует беспрецедентную вещь: Бог — это не справедливость, а любовь. Представьте, что будет, если родители будут поступать со своими детьми исключительно справедливо?
Почему Бог попускает страдания праведным людям? Надо посмотреть на внутренний мир человека.
Христианство измеряется не внешними вещами, а степенью любви человека к человеку. Когда душа покидает тело, то тело закономерно истлевает. Так подчас бывает и с праведниками. Внешне — праведники, внутренне — не нам судить...
На самом деле, истинные праведники, наоборот, даже жаждали страданий. Потому что видели, насколько они внутренне не совершенны. И хотели хотя бы своим страданиями показать свою благодарность и любовь ко Христу.
Это подобно тому, как если человеку оказали благодеяние, к примеру, спасли от смерти, и он хочет проявить свою ответную любовь. Так же, как влюблённый человек хочет показать свою любовь возлюбленной. Подчас даже умереть ради неё готов.
Истинные праведники не только переживали болезни, страдания и гонения… Они благодарили Бога за это.
Дмитрий Беженарь, протоиерей:
Один из самых сложных вопросов, который только существует в богословии. Как нам своим ограниченным человеческим умом понять тайну Промысла Божья?
Господь, будучи сердцеведцем, будучи всемогущим попускает добрым людям и праведникам скорби, болезни, несчастья.
Почему Господь попускает действия скорбей и несчастий праведникам, а нечестивые люди могут испытывать все блага этой жизни, и могут производить впечатления счастливых людей, которые ни в чём не нуждаются?
Тут нужно помнить догматическую истину, что Бог сам не искушается злом и не искушает никого. Бог не посылает скорби, а лишь попускает их действия для спасения человека.
Каждого человека в отдельности Промысел Божий ставит в такую ситуацию, которая максимально полезна ему для спасения.
К примеру, в семье супруга верующая, ходит в храм, старается жить по Евангелию, соблюдает все посты, воспитывает детей в христианской вере. А муж пока ещё просто хороший человек. В лучшем случае он не препятствует ей ходить в храм, сам же никакого участие в христианской жизни не принимает. Она его увещевает, а он говорит ей: «я не готов», «в другой раз», «не сейчас».
Давайте подумаем, что может ещё Господь сделать для того, чтобы просто хорошего человека спасти? Впереди — вечная жизнь, а с одной нашей хорошестью Царства Божьего не наследуешь. Вся наша хорошесть останется здесь, на земле. Да, человек добрый, общительный, жизнерадостный, щедрый… Но у него нет глубокой живой веры и покаяния. Что Бог должен ещё сделать, чтобы хорошему человеку дать живую веру и покаяние?
Вот Господь и попускает действие какой-то неприятности, болезни… Чтобы этого человека немножко встряхнуть, заставить задуматься, что всё здесь, на земле, временно. Что нас ждёт вечная жизнь, и у нас есть душа, которую надо готовить к встрече с Богом. И для этого нужна живая вера. Потому что только живая вера побуждает человека на молитву.
Когда нет веры и покаяния, ты удаляешься от Бога и вечной жизни. Ясное дело, что болеть не хочется, болеть неприятно, не хочется скорбей. Но через это Господь помогает человеку задуматься и вспомнить, что мы на земле — гости.
Ещё статья: «Здесь добрые люди будут страдать, а нечестивые преуспеют». Старец Иона Одесский — о жизни на земле
Ещё статья: Для чего мне Господь дал ещё один день? Объясняет священник
Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.