Да, уважаемые читатели, эта цитата Известно Кого, выдернута из контекста и вообще общий смысл речи был другой. Там отмечались выдающиеся успехи советской оборонной промышленности, достижения в области освоения Космоса и немного иронично поминался дефицит разного рода ширпотреба.
Известно Кто вынужден учитывать взгляды очень значительной части нашего населения, которая выросла в 90-е и нулевые, СССР либо не застали, либо просто не помнят, чьи папы и мамы носились по стране с клетчатыми баулами и торговали в ларьках видеокассетами, спиртом "Рояль" и сникерсами, по вечерам рассказывая детям сказку про галоши и кастрюли, окромя которых ничего было не найти "при коммунистах", про горькую долю молодежи без джинсов и всяких модных прибамбасов и про сплошные запреты на все прогрессивное.
Те, кто во времена СССР не жил, конечно, быстренько сказку подхватили, усвоили и поместили в разряд абсолютных истин - мол мы слышали, мы знаем, так и было. Делали не то, что людям нужно, а то что в плане прописано, для галочки, для показателей. Вот поэтому и галоши. Кому они нужны?
Ну, насчет галош сразу огорчу - в таганском моем дошкольном детстве обычная зимняя обувь малыша представляла из себя как раз валенки с галошами. Я в таких гулял во дворе где-то до 4 класса - многие и в школу в них ходили. И это в Москве. Обувь дешевая, удобная и здоровая. Галоши тут были просто необходимы для уменьшения износа и защищали от слякоти в подъездах и общественном транспорте или в оттепель.
В нашем "родовом поместье" в Калужской области в подобном прикиде ходили просто ВСЕ поголовно - в деревне не до модных сапожек - никто не оценит, а до больницы далеко ехать.
Так что галоши вовсе не лишними были и да, лежали они везде, в любом промтоварном магазине. Как сейчас резиновые тапочки, которые сельские модники обожают носить с носками, издавая совершенно запредельный аромат. У каждого времени свои приметы.
Но мы не о галошах поговорим, а о самолетах.
Опять же в дошкольном детстве я дважды летал с матерью на курорт по профсоюзной путевке лечиться целебными водами Железноводска. Не могу сказать, сколько стоили билеты, но при зарплате моих родителей в 120 и 150 рублей семейный бюджет эти полеты туда-сюда перенес вполне спокойно.
В 1990 году советская гражданская авиация перевезла в 10 раз больше пассажиров, чем в 2000 году российская. Самолет на пике мощи СССР в 70-х годах становился вполне себе народным средством передвижения, а в некоторых районах был просто единственно возможным.
Не стоял тогда вопрос импортозамещения, что-то там в рамках СЭВ поставляли, но в целом Страна сама решала свои задачи и проблемы, причем на мировом уроне и выше.
Мы сейчас вернемся в 70-е и посмотрим, как СССР был представлен на международных выставках, как оценивали советские машины зарубежные специалисты. Материалом нам послужат рефераты по материалам зарубежной прессы ЦАГИ, так что никакой агитации и пропаганды - брошюры эти тогда имели гриф "ДСП". Гриф снят еще в конце 80-х, сами материалы списаны из ведомственной библиотеки за ненадобностью, а позже спасены для домашней коллекции моим ныне покойным, увы, отцом.
32-я Парижская международная авиационная выставка 1977 года проходила с 2 по 12 июня и превосходила все предыдущие аналогичные мероприятия по числу экспонатов и участников - 628 фирм из 20 стран.
Значительную часть выставочных площадей заняли экспонаты из СССР: широкофюзеляжный Ил-86,грузовой Ил-76Т, сверхзвуковой пассажирский Ту-144, пассажирские Ту-154 и Як-42, транспортный Ан-32 и учебно-тренировочный Як-50. И это без учета павильонов "Космос" и "Металлургия". Советскую делегацию возглавлял министр авиационной промышленности Казаков.
Интересно отметить, что французский президент Валери Жискар д’Эстен начал осмотр экспозиции с советского Ил-86, где его сопровождал Генеральный конструктор Новожилов. Иностранных специалистов также крайне заинтересовал Як-42 и Ан-32, эти машины получали в специальных авиационных изданиях высокую оценку.
Параллельно в прессе (как жили тогда без Интернета?) шла дискуссия о том, каким должен быть пассажирский самолет 80-х годов. На выставке было несколько МАКЕТОВ перспективных машин, а основную массу иностранных образцов гражданской авиации составляли так называемые "административные самолеты". Обсуждение перспектив развития гражданской авиации на самой выставке дало вполне конкретный ответ:
Из-за отсутствия четких требований авиакомпаний по вместимости и дальности перспективный самолет будет разрабатываться на базе ИМЕЮЩИХСЯ, проверенных в эксплуатации, а НЕ СОЗДАВАТЬСЯ ЗАНОВО.
Речь шла, прежде всего, о сокращении расхода топлива за счет улучшения аэродинамики и снижения веса путем максимального использования новых материалов. Создание более экономичных двигателей рассматривалось уже во вторую очередь.
Была ли эта задача по плечу отечественным специалистам? Очевидно, да.
Вот такая ностальгическая и грустная история. Галоши и поныне спросом пользуются - можно отечественные за 350 р. купить, а можно за дикие деньги импортное чудо:
Только с самолетами как-то все паршиво получилось. Даже те, что есть, вроде как не совсем наши, потому что в лизинге были. Вот он рынок, все расставил по местам, все отрегулировал. Сразу видно, кто есть кто и что почем. Осталось решить, что с этим делать.