Из дневников Президента 2 декабря 2016 года.
... Медиа - море волновалось уже третий день. На всех каналах ток-шоу обсуждали темы и скрытые смыслы нового Послания Президента Федеральному Собранию. Читали построчно и между строк, разбирали на цитаты. Тягостноумные аналитики погружались в глубину президентской мысли и выскакивали наружу, как воздушные пузырьки, вынося каждый раз кроху смысла. Зарубежная пресса, позабыв про Асирию и Окраину, взахлеб обсуждала особенности Послания.
Но все медиа, независимо от ориентации выделяли несколько главных моментов Послания:
- Предельную краткость. Действительно, в отличие от прошлых лет, Президент говорил только тридцать минут, в два раза сократив привычный формат.
- Президент ни разу ни взглянул в текст. Он глядел только в зал, и каждому присутствующему казалось, что он обращается именно к нему.
- В речи Президента не было общих мест. Она была предельно конкретна. И хотя Президент не называл имен, всем было ясно о ком именно идет речь.
- Послание практически не содержало внешнеполитической части. Президент только вскользь заметил, что министерство обороны выполняет плановые мероприятия, как на территории страны, так и за рубежом. Ни о санкциях обобщенного Запада, ни об информационной войне, ведущейся в западных СМИ, не было сказано ни слова.
В послании были пять основных частей, которые Президент осветил достаточно подробно.
Первая часть касалась развития всех аспектов гражданского общества.
Основная мысль Президента заключалась в том, что гражданскими активистами вскрывается огромное число недостатков в жизни социума, которые нуждаются в немедленном реагировании на всех уровнях власти.
Обращаясь к руководителям регионов, Президент прямо указал на необходимость максимального содействия активистам, указывающим на нарушение законов, конституционных прав и свобод граждан, недопустимость проволочек в обращениях граждан к власти. Каждое обращение должно быть рассмотрено по существу в кратчайшие сроки.
Ответ должен быть направлен гражданину по электронной почте, если таковая указана в обращении. Регламент работы с обращениями должен быть изменен. Время реакции ведомств на обращения граждан должно быть сокращено до десяти рабочих дней, вместо нынешних тридцати.
Во второй части, затронув тему реализации прав и свобод граждан, Президент сказал: « Конституция гарантирует свободу слова и свободу самовыражения. Однако любые попытки насаждения нетрадиционных отношений между людьми, попытки разрушения представления о семье, как основной ячейке общества, искаженных представлений об истории России будут пресекаться самым решительным образом».
Обращаясь к руководству государственных телеканалов, Президент призвал прекратить трансляцию шоу, обсуждающих события за рубежом и внешнеполитическую деятельность государства, по которым кочуют одни и те же, иногда не совсем адекватные люди, говорящие одни и те же слова. «У нас сложилась ситуация, когда со всех экранов на голову жителей обрушивается концентрированная внешнеполитическая информация.
Совсем как в одной из песен Высоцкого, которая называется «Жертва телевидения»: - В квартиру войду… глядь, дома Никсон и Жорж Помпиду. Этому надо положить конец. Хватит зомбировать народ, отвлекая его от насущных проблем».
"Необходимо", - сказал Президент, -"обсуждать не события, на которые граждане не могут повлиять, а проблемы, непосредственно касающиеся каждого гражданина: - здравоохранение, вопросы общественной безопасности, неконтролируемую миграцию, состояние моногородов, ЖКХ и многое другое. Причем вместо говорильни, где одна сторона пытается перекричать другую, необходимо в процессе таких шоу проводить финансовый и правовой ликбез, заменить скандалы в эфире на конструктивные обсуждения жизненно важных проблем общества.
Государство, в лице соответствующих ведомств, должно делегировать на такие шоу ответственных и компетентных специалистов, способных доходчиво разъяснять гражданам их права и алгоритм действий в случае нарушения этих прав со стороны государства."
Третий основной посыл Послания - справедливость.
Справедливость во всем - в устранении социального неравенства, в общедоступности бесплатного образования и качественной медицины, справедливость судов и их независимости от телефонного права.
Доступность социальных лифтов по способностям, а не по толщине кошелька.
Справедливость невозможна в обществе, где власть сращивается с бизнесом через родственные связи и подставных лиц и насквозь пронизана коррупцией.
"В самом ближайшем будущем", - сказал Президент, - "будет внедрена государственная система контроля исполнительской дисциплины. После внедрения этой системы любая задержка на любом этапе исполнения приоритетных государственных программ, будет немедленно видна всем участникам властной вертикали, вплоть до Президента. И реакция на такие задержки будет максимально адекватна".
Немаловажная роль в уменьшении коррупции отводится возрожденному институту народного контроля. Активисты народного контроля имеют теперь свои точки входа в систему государства - комитеты народного контроля, задача которых состоит в немедленном реагировании на сигналы общественников.
"Чиновники любого ранга", - сказал Президент, - "игнорирующие сигналы Народного контроля, или создающие препятствия его деятельности, будут немедленно освобождены от занимаемых постов".
Четвертая важнейшая тема, прозвучавшая в Послании - защита детей, семьи, увеличение финансирования образования и детской медицины. Дети должны быть полностью защищены от разлагающего влияния криминала, нетрадиционных взглядов на семью и отношения между людьми. Особо Президент остановился на выявлении талантов детей и их поддержки на государственном уровне.
"Каждый ребенок талантлив", - сказал Президент. "Роль воспитателей, учителей, как можно раньше выявить эти способности, с тем, чтобы развить их и употребить наиболее эффективно на благо народов, населяющих нашу великую страну".
"В наступающем году", - отметил Президент, - "будет начато строительство
нескольких региональных центров развития для одаренных детей. В перспективе каждый регион будет иметь такие центры".
Пятая, заключительная часть президентского Послания была целиком посвящена экономике. Констатируя ее плачевное состояние, Президент отметил, что главный бич российской экономики - ее недофинансирование, иными словами отсутствие денег на рынке. Президент признал ошибку, допущенную в подписании в четвертой поправки от 2001 года, к соглашению с Международным Валютным Фондом, которая вводит запрет на эмиссию денег под продукцию, произведенную и предназначенную к продаже на внутреннем рынке.
"Центральный банк России", - отметил Президент, "будучи связан кабальными договорами с МВФ, выпускает на внутренний рынок ровно столько рублей, сколько обеспечивают валютные поступления за экспорт. Правительство и Государственная дума самым тщательным образом должны проанализировать действующие соглашения с МВФ и, при необходимости, внести предложения по их пересмотру".
Затронув тему высокой стоимости кредитов, Президент отметил, что тон, безусловно, задает Центральный банк, поддерживая высокую ключевую ставку. Делается это исключительно из соображений недопущения дешевых рублей на внутренний валютный рынок.
"Правительству и профильным комитетам Госдумы", - сказал Президент, - "стоит задуматься о целесообразности биржевой торговли валютой, позволяющей банкам получать прибыль, не кредитуя реальный сектор. Обеспечив население и бизнес доступными кредитами, мы сможем", - отметил Президент, - "совершить настоящий прорыв в развитии отечественной экономики. Не таргетирование инфляции, а благосостояние народа - вот основная цель, к которой нужно стремиться Правительству и руководству Центрального Банка".
... В пятницу, после обеда Игорь рассказал Олегу, о том, что в Администрации какое-то нездоровое настроение после оглашения Послания.
- Я несколько раз заходил в разные отделы, и каждый раз при моем появлении смолкало бурное обсуждение. Причем чиновники явно выглядели несколько встревоженными, что ли. Я думаю, дело в том, что они ожидают резкого сокращения штата. Возможно, я ошибаюсь. Надо бы как-то выяснить причину происходящего...
Выслушав Игоря, Олег вызвал к себе Руководителя Администрации и его, недавно назначенного, первого заместителя.
- Айно Янович, что у вас происходит? Мне докладывают, что люди чем-то встревожены и вместо того, чтобы работать, ведут дебаты. Просветите, пожалуйста.
- Я сам не очень в курсе, но в отделах чувствуется некоторое напряжение. Думаю, что кто-то мутит воду, но поскольку, как вы знаете, я работаю совсем недавно, не могу сказать точнее.
- Ну а вы что скажете? Олег повернулся к заместителю. Зам был из кабинетных теоретиков, по нему это было видно за версту. Про него говорили словами Райкина-старшего: «Сняли его за развал и направили на укрепление». Он был заранее подготовленной креатурой Президента и Олегу ничего не оставалось, как подписать указ.
- Если позволите, Николай Иванович, я не уверен, что это брожение вызвано постоянными вбросами информации из какого то определенного источника, скорее всего происходит явление, известное в физике, как автоколебательный процесс на частоте резонанса.
Применительно к служащим можно сказать, что после разового, но умелого вброса, люди начали пугать сами себя и других. Это явление опасно потерей контроля над ситуацией... Тема разговоров - близкое и резкое сокращение зарплат и штата Администрации. Думаю, что необходимо срочное демпфирование процесса для перевода в апериодическую стадию с последующим полным затуханием. Умен, однако, - подумал Олег, - и изложил красиво. - Что же может послужить демпфером, Владимир Павлович? - Олег обращался уже только к заместителю.
- Мы с Айно Яновичем обсуждали этот вопрос, - ответил заместитель, не оставив начальника вне проблемы, - мы считаем, что нужно провести собрание коллектива Администрации, где вы выступите и изложите посылы, содержащиеся в Послании в более развернутом формате.
Поскольку Послание выглядит, как поворот во внутренней политике государства, то чиновники, привыкшие действовать по старым лекалам, могут не вписаться в этот поворот. Дело в том, что окончательный текст послания не был согласован с Администрацией, кроме того, в реальном Послании, которое услышал парламент, есть существенные отклонения от текста, переданного в Администрацию.
Такого раньше никогда не случалось, и мы не знаем, как поступить в этом случае. Обычно в процессе подготовки текста послания формируются поручения Правительству. Теперь неясно, как именно это сделать.
- У вас же есть видеозапись выступления. Посадите стенографиста, пусть запишет речь на бумаге. Кроме того, мне известно, что есть технологии распознавания речи. Так что я не понимаю, в чем проблема...
- Проблема в том, что Ваша позиция, изложенная в послании, сильно отличается от концепции развития, которую мы согласовали с Правительством весной.
- Да??? Несколько неожиданно, я надеялся, что предельно ясно изложил свою позицию в Послании. Время идет, позиции меняются.
- Ваша позиция ясна, - вступил в разговор Айно Янович, - но… как бы вам сказать… она слишком радикальна и главное - неожиданна.
- Неожиданна? - удивился Олег. А чего вы ожидали? Что я опять начну жевать сопли, повторяя набившие оскомину фразы, кочующие из Послания в Послание со времен Елкина? Хватит! В стране нет денег. Позиция Центробанка и финансового блока Правительства не оставляет шансов на развитие промышленности и оживление экономики в целом. Кризис длится уже три года, но Правительство до сих пор не предложило конкретных мер по выходу из него. Сплошное бла-бла-бла о структурных реформах и распродажах последних стоящих активов.
Олег чувствовал, что его понесло и нужно остановиться, но продолжал.
- А где Администрация? Где ваши предложения? Хренова туча советников и экспертов, а где реальный продукт их мыслительной деятельности?
Поняв, что ответа он не дождется, Олег сказал максимально холодным тоном: - Хорошо, господа, я вас более не задерживаю, уже поздно. Займитесь, пожалуйста, делом. Профильным департаментам к концу следующей недели подготовить предложения по реализации положений Послания. И, пожалуйста, только конкретика.
Полностью текст можно прочесть здесь. Глава 17. Часть 1.