Чаще всего меня спрашивают о том, в каком возрасте начинать учить ребёнка читать. На этот вопрос нет однозначного ответа. Наша Мария научилась читать в 4 года, Тимур в 5, Галя и Нина в 8, Кирилл, Вадим и Кристина в 7 лет.
Но важно не то, во сколько лет ребёнок научился читать, а полюбил ли он книги, станет ли он читателем. Ведь для одного ребёнка чтение - это тяжёлый труд, а для другого - приятный отдых. Поэтому главная задача, которую я перед собой ставлю, начиная учить ребёнка читать - постараться увлечь его этим занятием. Показать, что книга - это и развлечение, и путешествие, и отдых, и источник знаний, и повод задуматься, понять для себя какие-то вещи.
Я стараюсь начать занятия чтением до того, как ребёнок начнёт учиться в школе. Потому что у каждого свой темп обучения. Один за пару недель разберётся и начнёт читать так, что не остановишь. А другому понадобятся долгие месяцы, чтобы привыкнуть к буквам, понять, как они сочетаются и запомнить в какую сторону читается слово. И если торопить такого ребёнка, то ему будет так трудно, что чтение он возненавидит наверняка.
Из шести детей, которых мне приходилось учить читать, сложнее всего было учить Нину. Занимаясь ежедневно в течение года, мы двигались - два шага вперёд, один назад. Каждую новую ступень в обучении Нина встречала протестом, начинала забывать буквы или читать не в ту сторону, плакала и злилась, швыряя листы со словами. Приходилось снова возвращаться на тот этап, где ей было легко и ещё раз по нарастающей идти до места, на котором мы застряли. Конечно, в школе никто никуда возвращаться не будет, а значит, неуспевающему ребёнку будет становиться всё сложнее и сложнее, он начнёт думать, что неуспешен. Будет очень трудно убедить его в обратном.
Поэтому я считаю, что спешка в этом деле недопустима. Только терпение и ежедневные занятия.
Сколько раз в день и по сколько минут заниматься, мне было понятно по ребёнку. Если смеётся, всё получается и читает бодро – можно продолжать. Если начал запинаться, буксовать, огорчаться – заканчиваю занятие и вернёмся к нему через несколько часов. Лучше читать понемногу, но делать четыре-пять подходов за день.
С чего мы начинаем.
1. Запоминаем буквы.
Этот этап нужен далеко не всем детям. Сейчас столько обучающих игровых приложений, песенок, передач и мультфильмов про буквы, что любознательный ребёнок к началу занятий узнаёт если не все, то большинство букв. Но мне попадались дети, которым все эти приложения не помогали и приходилось учить «вручную», то есть целенаправленно по карточкам.
С Ниной и Вадимом мы учили буквы по алфавиту Сесиль Лупан. Это очень забавный алфавит для обучения маленьких детей, ориентирован не на логику, как мы привыкли (А - арбуз) , а на эмоциональное восприятие. По этим карточкам у меня очень быстро запомнили все буквы Маша и Тимур, когда были маленькие, поэтому я их и остальным предлагаю.
После того, как буквы с картинками ребёнок запомнил, я предлагаю ему каточки без картинок, где просто буква на белом фоне. Добиваемся того, чтобы ребёнок быстро и легко называл все буквы в колоде. Те, которые забывает, откладываю во вторую стопку и учим их отдельно.
2. Когда буквы уже идеально выучены, я распечатываю листы со слогами. Сначала вариант, где одна согласная сочетается по порядку со всеми гласными. Потом второй вариант слогов, где они напечатаны вразброс.
Когда я объясняю, как читается слог, я говорю, что согласная будто переливается в гласную. Вот нужно прочитать слог БА. Ставим язык на звук Б и вытягиваем его в гласную: БАаа. Если ребёнок никак не понимает, то разрешается сначала как бы пробовать на вкус первый звук, а потом сливать её с звуком А, например: Б, Б, Б, БА.. Обычно, когда я проделываю сама этот трюк несколько раз, и прошу за мной повторять, всё становится понятно и ребёнок пробует это делать сам. Очень важно слог читать сразу, а не произносить сначала отдельно звуки, а потом сливать их : «Б и А, будет БА» - так нельзя говорить. Никаких лишних слов! Ставим язык на Б и вытягиваем её в гласную – БА. Всё.
Чтение слогов должно быть беглым. Мы не двигаемся дальше до тех пор, пока все варианты слогов ребёнок не читает легко и на одном дыхании.
3. Следующий этап – слова. Я распечатываю лист со словами из трёх букв. Типа: КОТ, ДОМ, ЗУБ, НОС.. Третью букву ставлю через пробел, чтобы ребёнок не путался: ДО М, СЫ Р. Никакие дефисы между слогом и буквой не ставлю, чтобы ребёнок не привыкал к этим лишним элементам и не боялся потом читать слова без них.
Показываю, как читать. Ребёнок пробует. После каждого слова прошу его рассказать, что оно означает. С самого начала ребёнок должен понимать, о чём он читает.
С Вадимом мы обсуждаем каждое слово. Учимся отвечать правильно. Не «Ёж – это когда маленький и колючий», а «Ёж – это дикое животное с иголками на спине, которое питается насекомыми, грибами и ягодами».
Так ребёнок учится находить для любого слова категорию и стараться правильно его объяснить. Заодно отдыхает от чтения слова, чтобы перейти к следующему. Иногда мы играли так, что Вадим читал слово, а другие дети старались правильно его объяснить. Это развлекало и стимулировало сына читать дальше, не замечая усталости.
Научившись быстро и легко читать слова из трёх букв, мы берёмся за слова из четырёх. Потом из пяти. И так на каждом этапе прибавляем по одной букве.
4. После того, как слова ребёнок уже хорошо читает, я распечатываю короткие словосочетания. СИНИЙ ДЫМ. МИЛЫЙ КОТИК. ХОЧУ ПИТЬ.
Когда мы занимались с детьми чтением по специальным пособиям, мне
всегда не хватало примеров для тренировки навыка. Предлагалось прочитать около тридцати словосочетаний, а потом сразу переходить к предложениям.
А я очень не люблю переходить к следующему этапу обучения, не натренировав как следует предыдущий. Поэтому я сочиняла и распечатывала словосочетания сама. Здесь я предлагаю 300 словосочетаний, которые позволят ребёнку спокойно тренироваться в чтении. С Вадимом на день нам хватало одного двустороннего листа. Утром мы читали одну сторону, а вечером другую.
5. После словосочетаний мы берём простые предложения. Я распечатываю листы, где предложения набраны в два столбика. Один столбик читаем утром, второй вечером. Если ребёнку становится легко и к концу столбика он не устаёт, тогда за одно занятие он читает всю сторону листа. Всего получается 220 простых предложения.
6. Затем, когда у ребёнка появляется некоторая свобода в чтении, я распечатываю «глупые предложения» (то есть, с элементами абсурда), как мы их называем. На них ребёнок учится читать и понимать прочитанное. Например: В ОГОРОДЕ ВЫРОСЛИ СИНИЕ ПОМИДОРЫ. Я прошу ребёнка прочитать и сказать мне, что в этом предложении не так. Дети обычно хохочут, читая такое, и горят от нетерпения прочитать следующее. У нас не раз бывало, что ребёнок просил оставить ему после занятия листы, чтобы он мог перечитать и посмеяться ещё раз. Так чтение становится удовольствием.
На глупых предложениях мы сидим до того времени, пока я не замечу, что ребёнок читает уже довольно легко и удовольствием. И только тогда мы переходим к небольшим текстам.
К слову сказать, Нина, с которой нам пришлось изрядно помучиться, пока я учила её читать, сейчас читает гораздо больше, чем Кирилл и Галя. И с таким удовольствием и восторгом, что любо-дорого посмотреть!
По этой ссылке можно бесплатно скачать моё пособие для обучения чтению: https://disk.yandex.ru/d/m7cjlo054rn85A
В следующих статьях я расскажу как приучить дошкольника к ежедневным занятиям и какие простые книги читают мои дети сразу после того как научились читать предложения. Если интересно, подписывайтесь, чтобы не пропустить.