Для начала поясню, что мне тут очень полюбилась теория о вибрационно-волновом мировоззрение прежней цивилизации. Знаете, отчего-то хочется верить, что наши предки не были отсталыми тупыми обезьянами, а знали о мире возможно даже больше, чем мы. Просто облекали они свои знания не в формулы, об которые такой гуманитарий как я может сломать мозг, а в истории.
Итак, согласно вибрационно-волновой теории, все наше мироздание строится на различных волновых процессах, которые по разному выражаются в рамках материального мира на разных уровнях бытия. Будь то микроуровень (атомарный, молекулярный), макроуровень(наш обыденный мир) или космический( звездный, галактический) и так далее.
За первый волновой процесс в мифологии греков отвечала именно пара Гиперион и Тейя. При этом свет, как излучение — это несомненно волновой процесс. Например, видимый свет — электромагнитное излучение с длинами волн ≈ 380—760 нм (от фиолетового до красного) включительно.
Гиперио́н - титан небесного света
(др.-греч. Ὑπερίων «очень высокий»). Гипер - это превышающий, превосходная степень высокого. Ион от др.-греч. ἰόν «идущее». В результате “Гиперион” - это сверх идущий. Возможно имеется ввиду скорость света, которая превышает скорость звука, да и вообще все другие скорости по ней меряют.
Гиперион - это титан столба востока. Направления откуда поднимается солнышко утром, отчего крайне небезосновательно отметить его связь со светом. Ну и на сладкое - именно Гиперион с женой Тейей даровал людям зрение, которое несомненно связано со светом.
Тейя - титанида голубого сияющего неба
(др.-греч. Θεία «богиня»). Варианты написания имени этой титаниды - Тея и Фейя. Эпикле́са Тейи - волоокая Эврифаесса, что означает «широко сияющая». От εὐρύς «широкий». И Фаесса - это мерцающая, блистающая. Как в имени Фаэтон - от др.-греч. Φαέθων «блистающий». Или как в слове сера, которая на греческом θείο. Сера в темноте издает слабое свечение, что отлично характеризует слово “блеск”, “поблескивание”, “мерцание”. Таким образом получаем значение «широко-мерцающая» или «широко-сияющая».
При этом дети Гипериона и Тейи также связаны с разного рода свечением: Гелиос - бог Солнца, Селена - богиня Луны, Эос - богиня рассвета. (Сакральная троица - Солнце, Луна, Утренняя Звезда или Заря)
Гелиос
(др.-греч. Ἥλιος, Ἠέλιος, лат. Helius) — всевидящий бог Солнца
Из-за отождествления с Аполлоном получил прозвище Фебос (Феб — «лучезарный», «сияющий»).
Согласно Гомеру, Гелиос — владелец семи стад коров и семи стад овец. Его коровы жили у Артемисия в Сицилии (Тринакрия), их пасли нимфы Фаэту́са (Φαέθουσα) и Лампетия. Каждое утро, поднимаясь в небе, и каждый вечер, опускаясь в Океан, Гелиос любовался на своих вечно юных животных.
Собственно нимфы, пасущие стада Гелиоса - это его дочери от Климены ( Κλυμένη, океанида, дочь Океана и Тефиды) - гелиады (др.-греч. Ἡλιάδες). И все они в том или ином виде связаны со светом.
Например имя Лампетия, если сравнить его со словами лампа/лампада, то мы сразу увидим связь со светом. В русском языке слово «лампа» появилось из французского языка. Первоначальное значение — «факел», «светильник», «лампада». Слово соотносится с латинским «свечу», «блещу». (Франц. lampe, которое восходит к греч. lampas, род. п. lampados, суф. производному от lampein «светить», «светильник» (ср. светить — свеча); того же корня, что др.-прус. lopis «огонь, пламя», латышск. lapa «факел», хеттск. lapzi «гореть».)
Фаетуса сравнима с именем сына Гелиоса Фаетона (или эпитетом самого Гелиоса) - Фаэтон (Φαέθων — блистающий). То есть блистающая.
Что интересно, когда Фаэтон погиб, гелиады оплакивали брата на берегах Эридана и были обращены в тополя, а их слёзы — в янтарь.
Янтарь, как известно - камень солнца.
Французское названия янтаря (ambre) было заимствовано из арабского языка (ʿanbar عنبر). Арабы считали камень затвердевшей росой, упавшей с неба. Нем. Bernstein — от нем. Brennenstein (горючий камень): он легко воспламеняется и горит красивым пламенем, издавая при этом аромат. Польск. bursztyn, от которого в произошли белорусское и украинское название янтаря — бурштын. Греки называли янтарь электроном — по имени звезды Электра из семьи Плеяд в Созвездии Тельца. От греческого слова «янтарь» (ἤλεκτρον) - электрон - «смесь золота и серебра», «янтарь». На Древней Руси янтарь назывался илектр или илектрон (от др.-греч. ἤλεκτρον, «янтарь»). В азбуковниках илектр описывается как «камень зело честен, един от драгих камней тако именуем, златовиден вкупе и сребровиден». Возможно, горючесть илектра послужила поводом к появлению мифического «бел горюч камень Алатырь»[11]. Под именем «латырь» или «алатырь-камень», «бел-горюч камень» (по гипотезе Н. И. Надеждина это заимствование из греческого языка) встречается в былинах. Собственно слово «янтарь» (в форме «ентарь»), заимствованное, вероятно, из литовского языка (лит. gintaras), в древнерусском языке впервые засвидетельствовано в 1551 году. Украинское (как синоним слову бурштин), чешское, сербохорватское и словенское названия янтаря заимствованы уже из русского.
Тополь (греч. Λεύκα) (др.-греч. Λεύκη «белый тополь»)
Дерево вод. В Китае его листья, верхняя и нижняя стороны которых имеют разный цвет, символизируют инь и ян, лунное и солнечное, а также все прочие дуалистические пары. В греко-римской традиции белый тополь символизирует "Елисейские Поля", а черный - ад. Тополь посвящен Сабазию и играет роль в обрядах его культа. Эмблема Зевса (Юпитера) и Геракла (Геркулеса).
Левка (др.-греч. Λεύκη «белый тополь») — океанида. Ее полюбил Аид и похитил, увезя в подземный мир. Когда она умерла, Аид превратил её в белый тополь, растущий на Елисейских полях. Листвой «серебристого тополя» был увенчан Геракл, когда вывел Кербера из Аида. Именно так дерево появилось на поверхности земли, в мире живых. Феокрит называет листья белого тополя «священными листьями Геракла».
Селена
Титанида.(др.-греч. Σελήνη; от др.-греч. σελήνη — «луна», далее от σέλας — «свет, сияние») известна также под именем Ме́не (др.-греч. Μήνη, от др.-греч. μήνη — «луна»). “Сверкающий глаз ночи”
В пору полнолуния в серебристом блеске идет по небу с факелом в руках и ведет за собой звезды. Она имеет крылья и на голове золотой венец, от которого мягкий свет разливается по небу и земле. Её чествовали жертвоприношениями в дни полнолуния; ей посвящён день весеннего равноденствия, когда она, совершив долгий путь и омывшись в волнах океана, надевает на себя сверкающие одежды и впрягает в свою колесницу блестящих коней.
Дочь от Зевса (вернее от Крониона. Почему это именно Зевс не ясно пока, ведь патроникс Кронион относится и к другим богам) - Панди́я, или Панде́йя (Πανδία, Πανδεία) - «полная яркость» или «ярчайшая». Богиня полуденного солнца. Есть версия, что изначально была и богиней полной луны. Скорее всего сначала “Пандия” была эпиклесой Селены.
Другом Селены был Пан(πάς, «весь»), который обратился в белого барана и увлек ее в рощу.
В Лувре представлена алтарная колонна на которой изображены Геспер - Селена - Фосфор:
Геспер (др.-греч. ἕσπερος — «вечерний, западный») - Вече́рница, Вакарине (лит. wakarine) — у славян и балтов образ «вечерней звезды», Веспер — лат. Vesper, а также Vesperugo, Noctifer, Nocturnus. Сын или брат Атланта или же сын Астрея, отец Гесперид. Мать Эос.
Вечер(укр. ве́чiр, др.-русск., ст.-слав. вечеръ ἑσπέρα, болг. ве́чер, сербохорв. ве̏че̄, род. п. ве̏чера, словен. većȇr, чеш., слвц. večer, польск. wieczór, в.-луж. wječor, н.-луж. wjacor, jacor. Родственно лит. vãkaras, лтш. vakars «вечер», греч. ἑσπέρα, лат. vespera «вечер», ирл. fescor «вечер», в которых допускается влияние *vest- "запад") - от той же основы, что и др.-инд. vya «покрывать», как в слове “веко”(словен. véka ж. «крышка, веко», véko «веко», чеш. víko «крышка», слвц. veko, польск. wieko, в.-луж. wjeko, н.-луж. wjeko. Родственно лит. vókas «веко», vóka «крышка», лтш. vâks «крышка»)
Фосфор (др.-греч. Φωσφόρος — «несущий свет» - когда венера восходила перед солнцем), Эосфор (др.-греч. ἑωσφόρος — «зареносец» - когда венера восходила после солнца), — персонификация «утренней звезды» Венеры. В древнем Риме ему соответствовал Люцифер(от lux — «свет», и fero — «несу»); у славян — Денница.
Э́ос
(др.-греч. Ἕως, эпич. Ἠώς, микен. a-wo-i-jo «утренняя заря»; из ПИЕ *h₂éwsōs, *h2aus-os- Ausōs) — богиня зари.
Богиня с розовыми перстами (у Гомера), поднимается утром со своего ложа, выплывает на своих божественных конях Лампосе и Фаэтоне(сравнение с нимфами Лапетией и Фаэтусой само напрашивается) из глубины моря и озаряет светом вселенную.
В римской мифологии — Аврора(лат. Aurora «утренняя заря» от aura «предрассветный ветерок»), в славянской — Денница , в балтской — Аушра (А́устра, Аустрине (с латыш. — «утренняя заря»), Аушра (с лит. — «заря»), Аушрине (с лит. — «утренняя заря») — в балтийской мифологии воплощение утренней зари (или звезды), персонаж древнего мифа о «небесной свадьбе». Месяц изменяет солнцу Сауле с Аустрой, за что Перкунас разрубает его мечом. Солнце приказывает Аустре всегда держаться около неё. По одному из вариантов Аустра — жена Перкунаса, за измену она ниспровергается на землю, где превращается в хтоническую богиню Маря, Жямина, Лаума. Ещё в одном варианте литовских легенд после измены Месяц (Менесс) женится на носительнице лунного купола и, пересчитывая звёзды, увидел, что все из них на месте, кроме неизвестно куда девшейся Аушрине.) , в индоарийской — Ушас(санскр. उषस्; uṣas «заря»). Германская Остара (*Austrōn-, в более поздних традициях: др.-в.-нем. Ēostre, Ôstarâ)
Санскр. uṣas происходит от п-и-е корня *hausos, из которого происходят также такие слова, как греческое Эос, латинское Аврора, русское утро, армянское ush (в значении предрассветного времени)
у́тро — др.-русск. утро, ст.-слав. оутро ὄρθρος, ютро , болг. у́тро, сербохорв. jу̏тро, словен. jútro, чеш. jitro, слвц., польск., в.-луж. jutro, н.-луж. jutšo, полаб. jäutrǘ. Праслав. *jutrо сближали с лит. jaũ «уже́ » , *jutro, первонач. якобы «время запрягать», со шв. диал. ökt «определенная продолжительность работы между одной едой и другой», норв. øykt (прагерм. *jaukiÞô «запрягание»), др.-инд. yṓktram «веревка, подпруга», авест. уаōхǝδrа- «(воинское) запрягание», далее — с лат. iugum (см. и́го), Ср. знач. греч. βουλῡτός «вечер», буквально «время распрягания быков», др.-инд. samgavá- «предобеденное время», буквально «время, когда сгоняют крупный рогатый скот»; *jutrо с лит. jautrùs «чувствительный, бдительный», лтш. jàutrs «веселый, бодрый» , *ustrо можно ставить вопрос о родстве с лит. aušrà «заря», греч. αὔριον «завтра», д.-в.-н. ost(a)ra «пасха», др.-инд. usrás «утренний» , *jutrо с греч. ἀυγή «блеск, дневной свет», алб. agume «утренняя заря», с гот. ūhtwō «рассвет»
Эпиклеса Эос - Эригенея( Ἠριγένεια — «самая рождающая» или «прежде всех рождающая»). Имя *h₂ewsṓs производится от корня *h₂wes «сиять, светить», «блестящая». Англ. east (восток) и лат. auster (юг) происходят от родственного прилагательного aws-t(e)ro-. От этого же корня - aurum (золото) — от *awso-. Б. рассвета это и б. весны - участница индоевропейского новогоднего мифа, где Богиня рассвета освобождается из плена (это отражено в Ригведе и в греческой мифологии). Снегурочка?
Эпитеты Эос: *wenos-, от которого образовано в санскрите vanas (прелесть, желание), которым называется Ушас в Ригведе, а также имя лат. Венеры — Venus. Эпитет указывает на то, что богиня представлялась прекрасной, достигшей брачного возраста женщиной. Следствием этого явилось разделение персонификации рассвета и богини любви. В качестве примера можно привести римских Венеру — Аврору; греческих Афродиту — Эос. Афродита (др.-греч. Άφροδίτη) при этом сохранила функции богини зари, этимология её имени — «та, которая сияет из океана» (от ἀφρός — пена и δέατο — сияла, казалась).
Богиня италиков Mater Matuta (Мать Утро) отождествлялась римскими авторами (Лукрецием, Присцианом) с Авророй. Праздник, посвящённый ей, отмечался 11 июня на рассвете
Заря́ (Заря заряница, Красна девица, Солнцева сестрица; белор. Зара-зараніца, Зорка-зараніца; укр. Зоря, Зоря-зоряниця, Ключниця неба; от др.-рус. зьрѣти «смотреть, видеть») Заря - зарево - жар(пожар) - гореть(горение) - зрить(зырить, зоркий) - зрелище(обозрение) - зрачок. Это к вопросу о даре зрения.
Базилея
Есть вариант, что женой Гипериона была Базилея (др.-греч. Βασιλεία — царская власть, царство). И от нее якобы родились Гелиос и Селена. Но я не согласна с такой трактовкой. Базилея имеет явное отождествление с Кибелой, которая в микенских текстах встречается te-i-ja ma-te-re (? Theiai matrei, Матерь богов). А значит с Реей, которая никак не соотносится со светоносными функциями Гелиоса и Селены.
Кибе́ла (др.-греч. Κυβέλη, лат. Cybele), в древнегреческой мифологии — богиня, имеющая фригийские корни.
Замечу, что само написание имени весьма говорящее, если сопоставить его с современными знаниями.
Ки - бела. Первая часть Ки можно трактовать как “энергию движения”. Как Ци/Ки в восточных системах верований и их медицине. Для аналогии это же значение мы видим в слове кинетика. Происходит от др.-греч. κινητικός «движущийся, подвижный», далее из κινέω «двигать, шевелить», далее из праиндоевр. *keie- «двигать». Или в более понятных для слуха русским людям словам кидать\кинуть. Или в словах кий и киянка, которые родственны слову палка. Но это палки не обычные, а используемые для удара по чему-либо с целью передвинуть нечто в пространстве (кий двигает бильярдные шары, киянкой забивают детали на предназначенное для них место). Кий - "(биллиардная) палка", диал. знач. "деревянный молот, пест" С украинского и болгарского имеет значение "палка, дубинка". В так называемом церковнославянской слово “кыи” имеет значение "молот, дубинка". Интересно слово польского языка kij, означающее "палка, посох". Посох ведь используется при хотьбе, помогает двигаться. Родственно лит. kū́jis "молоток", kū́jа "ходуля", лтш. kũjа "палка, дубина", лит. kū́gis "молот", др.-прусск. kugis. Значение молот приводит нас к родству со словом кова́ть.
Вторая часть «бел» отправляет нас к эпитету ранее характеризующему божественную власть. Лишь позднее греки наделили его собственной личностью. Но изначально Белом называли верховного бога аккадийцев Энлиля. Да и вообще прибавляли эту эпиклесу ко многим другим богам, а также использовали слово бэл, как титул для местных князей и градоначальников. Видоизмененное имя Баа́л (Ваáл) в общесемит. baʿl, финик. 𐤁𐤏𐤋, др.-евр. означает «хозяин; владыка». Все это приводит нас к пониманию, что само слово бел, бэл, баал - это обозначение власти, как некой характеристики. Еще невозможно обойти стороной кельтского бога Беленуса/Белена, который позднее стал ассоциироваться с Аполлоном - Солнцем из-за схожих функций. Ну и собственно слово белый очень характерно описывает значение божества, как например по аналогии во фразе “белый свет”.
Кибела по функциям схожа с титанидой Реей иногда вплоть до отождествления. Базилея - Кибела - Рея (мать олимпийских богов). А Олимпийские боги судя по всему имели отношение исключительно к миру людей и власти именно над сугубо человеческими явлениями. Их атрибуты, связанные со стихиями, скорее отражение богов более древних, хтонических и функционал не имеет к ним прямого отношения. Потому-то и не признаю я родства Гелиоса и Селены с этой Базилеей. Возможно конечно допустить, что тут имеется в виду власть бога Солнца и богини Луны над небесными процессами, но тогда Базилея будет лишь эпиклесой Тейи.
#альтернативная_история #этимология #мифология #исследования_шизофреника #авдругнашипредкинебылиумственноотсталымиобезьянами