Найти тему

Как мы преодолевали страх перед заданиями у приёмных детей.

фото из личного архива
фото из личного архива

В первые месяцы жизни в семье, Нина цепенела, услышав какой-нибудь вопрос. У неё был очень сильный страх, что она не справится, что ответит что-то не так. Преодолеть её неуверенность в себе было очень трудно.

Тогда я стала задавать ей простейшие вопросы. Например просила назвать мне пять диких животных. Животных Нина обожала и неплохо разбиралась в них, но она еле выдавливала из себя слова, отвечая на мой вопрос. Такой был ступор.

Тогда я стала регулярно задавать всем детям какие-то пустяковые задания или вопросы. Увидев, как другие дети наперебой отвечают, что их никто не ругает, если они ошибаются или не помнят ответ, а другие дети прыгают от нетерпения: "ой, я знаю, знаю, можно я подскажу!!", Нина постепенно расслабилась и тоже стала называть. Я помню как она смеялась и хлопала в ладоши от радости, что всё правильно, называла пять предметов мебели, пять птиц, пять фруктов.

И так всех наших новеньких детей мы постепенно приучали к мысли, что задания бывают весёлые, а преодолевать их приятно и радостно. Постепенно у меня сформировалась привычка создавать детям "препятствия к цели", так я это мысленно называю.

Например. Дети увидели в окно, что во двор вышли гулять их друзья, прибегают на кухню: "Мама, мама, а можно мы математику доделаем вечером, а сейчас побежим гулять, потому что там уже вышли гулять Рома и Назир?" Я говорю: "Ну, хорошо, но только гулять на этом условии пойдёт только тот, кто расскажет мне какой-нибудь лимерик…"

Лимерики — это такие короткие дурацкие стишки Эдварда Лира, они очень легко запоминаются и выучить их за две минуты не составляет детям никакого труда.

Дети бегут, выбирают срочно себе какой-нибудь лимерик, читают два раза, возвращаются, пересказывают мне и убегают на улицу.

Зачем мне это делать? Просто так. Почему бы и нет.

Почему я не прошу их выучить четыре строки из Евгения Онегина, может это было бы полезнее? Потому что лимерики — это весело. Можно ещё стихи Ренаты Мухи предлагать или любые детские смешные стишки.

Самое главное в препятствиях — это их лёгкость. Нужно быть уверенным, что ребёнку не составит большого труда его преодолеть.

Пример второй. Вадим говорит: "Мама, пирог был такой вкусный, можно мне взять второй кусок?" "Конечно, Вадим, только сначала назови мне пять любых насекомых". Вадим называет, я закрываю по одному пальцы на руке, после пятого получает пирог и уходит в комнату.

Очень важно понимать, что нельзя ставить условия часто. Ни в коем случае, ведь тогда уже станет не смешно.

Старшим иногда предлагаю назвать фамилии десяти поэтов, пять стран Европы, десять пород собак — всё что угодно. Должно быть несложно. Если что-то не могут назвать, я подсказываю (для себя делаю вывод, что нужно потом повторить с ребёнком эту тему во время занятия).

Ни разу не было такого, чтобы ребёнок огорчился, услышав мой вопрос или отказался отвечать. Дети очень любят такую игру. Нередко просят ещё что-нибудь спросить, им приятно справляться с заданием.

Даже со старшей дочерью, я иногда так играю. Пишу в ватсап неожиданно: "Хочешь викторину? Приз сто рублей." (важно, чтобы приз был пустяковым, потому что это больше шутка, чем задание) Если она свободна соглашается, если нет, пишет: "Через час буду готова!". А потом я пишу ей вопросы и она сразу отвечает, чтобы было понятно, что не гуглит ответ.

Пишу вопросы вроде: "Как звали мальчика в мультфильме про попугая Кешу?", "Чем отличается катамаран от катафалка?", "Какой антоним к слову "навзничь"?" Если отвечает, перевожу на карту сто рублей, если нет, называю правильный ответ. Смеёмся вместе.