#подводные лодки на ладоге
Первой российской ПЛ, официально принятой в состав Российского императорского флота стала ПЛ «Дельфин». В состав флота она вошла в 1903 г. как «миноносец №113». Имея полное водоизмещение 124 т и была вооружена двумя внешними торпедными аппаратами. Пока лодка достраивалась и проходила испытания на Балтике служила для подготовки первых русских подводников. Первым командиром ПЛ был М.Н. Беклемишев. 15 ноября 1905 г. ПЛ по железной дороге была отправлена во Владивосток на театр боевых действий Русско-японской войны. Вместе с ПЛ «Сом» и «Касатка» неоднократно участвовала в боевом патрулировании на подходах к Владивостоку. Японское командование оценивая опасность подводного удара не рискнули посылать свои корабли к Владивостоку. Это были по-настоящему боевые подводные единицы, хотя в истории нашего Флота и раньше были попытки и создавались «потаенные» суда крестьянином Ефимом Никоновым при Петре I, военными инженерами К.А. Шильдером, И.Ф. Александровским, С.К. Джевецким и многими другими.
19 (6 по ст. стилю) марта 1906 г. императором Российской империи Николаем II был пописан Указ, по которому в классификацию кораблей Российского императорского флота был включен новый класс боевых кораблей - подводные лодки, а в состав флота включены 20 ПЛ. В 1-ю мировую войну подводные лодки вступали грозной военно-морской силой.
Казалось бы, Ладожское озеро является внутренним водоемом. Но у нашей Ладоги есть своя история подводных лодок. И пусть Ладога была лишь эпизодом в их биографии, тем не менее это история и этих подводных лодок, и нашего Ладожского озера. Что же это были за лодки? Какова их судьба?
СДАТОЧНЫЕ ИСПЫТАНИЯ НА ЛАДОЖСКОМ ОЗЕРЕ.
Первые ПЛ появились на Ладоге в 1914 г. Это три ПЛ типа 13 («Holland-XXVIIB») заложенные в 1912 г. на Невском судомеханическом заводе (п. Понтонное на р. Неве) и спущенные на воду в августе – сентябре 1914 г.
ПЛ типа 13 («Holland-XXVIIB») это проект Невского завода (разработанный американским конструктором Джоном Голландом) русских малых ПЛ для обороны приморских крепостей, разработанный в рамках реконструкции Кронштадтской крепости, которая предусматривала для обороны проходов в минных заграждениях применять «малые крепостные немореходные лодки». Лодки были однокорпусными. Прочный корпус водонепроницаемой переборкой делился на два отсека. Балластные цистерны располагались вне прочного корпуса в оконечностях лодки, дифферентные и уравнительные внутри прочного корпуса. Над верхней частью прочного корпуса была установлена плоская надстройка, образовывавшая в надводном положении палубу и служившая для улучшения мореходности подводной лодки. Литая бронзовая рубка приклепывалась к прочному корпусу над центральным постом, где было сосредоточено управление подлодкой.
На Ладожское озеро ПЛ были доставлены на барже, проходили сдаточные испытания. По окончанию испытаний ЖД транспортом отправлены в п. Ревель (Таллин) для дальнейшего прохождения службы. 17 марта 1915 г. вошла в состав дивизиона ПЛ особого назначения дивизии ПЛ Балтийского моря. Временной базой для них был назначен Балтийский порт (Рогервик, ныне Палдиски в Эстонии), куда они и были отправлены в конце ноября.
В июне 1915 г. было принято решение о перебазировании ПЛ «№1» и «№ 2» на Белое море для защиты Архангельска. Во второй половине июня своим ходом лодки перешли из Балтийского порта в Петроград, затратив на переход 25 часов. Возглавлял этот переход И.И. Ризнич, командир лодки «№2» и командир особого дивизиона. 9 июля лодки, погруженные на ЖД платформу, прибыли в Вологду, перегружены на баржу и по Беломоро-Балтийскому каналу 4 августа прибыли в Архангельск. Где были включены в состав Охраны водного района Архангельского военного порта. Базировались ПЛ на село Взглавье в устье Северной Двины. В качестве базы использовался пароход «Феодосий Черниговский» а затем «С. Витте».
В сентябре-октябре 1915 г. было принято решение о перебазировании подлодок в Кольский залив. Где они вошли в состав Дивизиона особого назначения в составе флотилии Северного Ледовитого океана. 11 октября ПЛ «№1», «№2» и плавбаза «С. Витте» под конвоем вспомогательного крейсера «Василий Великий» в штормовую погоду начали переход в Кольский залив. После выхода в Белое море ПЛ «№1» была взята на буксир ВКр «Василий Великий», ПЛ «№2» парохода «С. Витте». Экипажи лодок перешли на корабли-буксировщики. 15 октября 1915 г. после выхода из горла Белого моря в районе маяка Сосновец подводная лодка «№2» была сорвана с буксира парохода «С. Витте» и потеряна. А ПЛ «№1» вернули в Архангельск.
Весной 1916 г. ПЛ «№2» была обнаружена в лагуне Святоносской бухты, куда она была выброшена волнами. Попытки поднять ПЛ оказались безуспешными. В итоге морской министр наложил резолюцию – «лодку надо исключить из списков - не стоит тратить деньги».
В июне 1916 г. ПЛ «№1» на ледокольном пароходе «Айсланд» (впоследствии «Семен Челюскин») перевезена в Александровск (Полярное). Перечислена в Отряда обороны Кольского залива, стояла или у причала, или у борта плавмастерской «Ксения» и сохранялась для обеспечения подготовки подводников.
26 апреля 1917 г. Во время шторма затонула в базе, получив серьезные повреждения об ограждения рулей стоявшей рядом ПЛ «Дельфин». 28 июля ПЛ подняли. После осмотра признали негодной к дальнейшей эксплуатации. 23 августа исключена из состава флотилии СЛО. А 25 августа - из списков флота.
Судьба ПЛ «№3» мало чем отличается от судьбы своих «систершип». В феврале 1916 г., по ходатайству экспедиции особого назначения, ПЛ «№3» по железной дороге была перевезена из Петрограда в порт Рени и переведена в состав отдельного отряда обороны гирла р. Дунай (в составе экспедиции особого назначения) для оказания морального воздействия на австро-венгерскую военную флотилию. Возглавил переброску ПЛ на Дунай все тот же И.И. Ризнич.
14 апреля 1917 г. ПЛ переведена в состав отдельного Галацкого отряда речных сил Дунайской речной флотилии (речных сил Дунайской флотилии);
9 января 1918 г. вошла в состав ЧФ. 18 января вошла в состав Красного ЧФ. 12 марта оставлена в неисправном состоянии в районе Рени на Дунае, попала в румынскую, а затем в венгерскую Дунайскую флотилии. Попытки привести ПЛ в рабочее состояние, окончились неудачей и в 1921 г. лодку сдали на слом.
Вот такие трагические судьбы у первых, окроплённых ладожской водой ПЛ. В том числе и они внесли свой вклад в становление подводного флота нашей Родины, создание школы моряков-подводников от рядового состава до командиров.
Продолжение следует...
Владимир Карманов