Найти в Дзене
InFocus

СЕРБАМ НЕКУДА ОТСТУПАТЬ!

«Срби немају где да се повуку!».

«Сербам некуда больше отступать, поэтому они будут защищать себя и свою страну до конца и победят в этой борьбе». Так говорил президент Сербии Александр Вучич, выступая  5 августа на траурной церемонии в Нови-Саде, посвященной 27-й годовщине изгнания сербского народа с территории Хорватии в результате операции «Буря». В церемонии также приняли участие член президиума Боснии и Герцеговины Милорад Додик, Патриарх Сербский Порфирий, представители сербских организаций региона, главы правительств республик, тысячи митингующих.

Митинг в Нови Саде
Митинг в Нови Саде

«Мы девятый год отмечаем этот погром и крупнейшую этническую чистку со времен Второй мировой войны. Но память — это единственное лекарство от равнодушия. <…> Мы хотим мира, практически любой ценой, но конца этому нет. Несколько дней назад нас довели до края, загнали в угол, нам некуда больше идти [Кризис в Косове и Метохии]. А если так, то мы будем беречь и защищать наш народ, и мы победим!», — заявил Вучич.

На митинге в Нови Саде. Люди отдали дань памяти жертвам одной из крупнейших этнических чисток после Второй мировой войны на просторах Европы – хорватской операции «Буря».
На митинге в Нови Саде. Люди отдали дань памяти жертвам одной из крупнейших этнических чисток после Второй мировой войны на просторах Европы – хорватской операции «Буря».

Мы обратились к сербскому политологу, доктору политических наук Стевану Гайичу за комментарием.

InFocus: Остается ли у Сербии возможность выйти из конфликтной ситуации в Косово,  не потеряв окончательно своей исторической земли, в момент, когда Запад руками албанцев практически поставил ультиматум Белграду?

Стеван Гайич:   Остается. Конфликты разной степени интенсивности сейчас происходят повсюду.  В Восточной Европе, Юго-Восточной Азии, на Кавказе и даже в Африке. Косовский, сербский,  вопрос, прежде всего,  зависит от успехов России и Китая, который тоже является нашим союзником. Напомню, Китай 9 апреля, через месяц с небольшим после начала СВО,  прислал в Сербию зенитно-ракетные комплексы FK-3, модернизированный  вариант российской системы ЗРК С 300.

Ситуация в Косово – это замороженный конфликт. Наша власть, к сожалению,  сама многое сделала для этого. Все движется к ползучему поглощению Косово Северо-Атлантическим альянсом. Пока еще только Босния и Герцеговина на пространстве бывшей Югославии не входит в НАТО, потому что Республика Сербска этого не позволяет и внимательно следит за Сербией. Однако многое поменялось во внутриполитическом раскладе в Сербии,  ситуация стала гораздо серьезнее. Раньше подобные стычки регулировались некими договоренностями между албанскими властями и Белградом, теперь  об этом сложно говорить.

Думаю, в контексте СВО и усилившегося давления на Сербию Запад, в формате НАТО,  видит в нас проблему для своих замыслов. Даже если это они привели к власти нынешний правящий слой в Сербии,  А. Вучич им мешает. Сербия не вводит санкции против России, не признает отделение Косово. Это тот редкий случай, когда общество влияет на позицию власти, осознавшей:  если они все же  введут санкции против России – будут снесены поднявшимся народом. По последним опросам у нас почти 90 процентов населения против введения санкций.   И уже были масштабные митинги и шествия  против осуждения России в поддержку СВО и Донбасса. Власть «считывает» эти настроения. Так что Сербия – союзник России в центре натовского моря.

Александр Вучич на памятной церемонии
Александр Вучич на памятной церемонии

Конечно, на нас будут давить  и дальше. И у власти есть выбор. Можно поддаться западному давлению, и тогда Запад добьется, наконец, своего. Однако народ не примет этого,  что неизбежно выльется в массовый бунт. Остается терпеть давление, не вводить санкции, но при этом выдержать волну компромата, которая обязательно последует как наказание за несговорчивость. Это испытанная технология  Запада. Сначала закрывают глаза на нарушения законов, попустительствуют криминалу, чиновничьей коррупции, не забывая целенаправленно собирать досье с компроматом. В нужный момент этими материалами, слитыми в прессу,   начнут шантажировать наших политиков, прежде всего, А.  Вучича и его близкое окружение. Есть серьезные подозрения, что там  хватит к чему придраться.

Однако существует одно «но». Судя по последним выборам,   А. Вучич теряет общественное доверие. Тем не менее, люди легче простят и коррупцию, и беззаконие при условии, что власть не пойдет на предательство национальных интересов. Есть прецеденты,  когда наши политики теряли все, если становились предателями. Выбор у Вучича простой: претерпеть компромат, что, естественно, очень болезненно. И сохранить опору в народе, не вводя санкции, не допуская соглашательства в косовском вопросе.  Вместе с тем, общество компроматом сильно не удивишь, и оно уже понимает, к чему надо готовиться. Все это, конечно, будет сопровождаться острой политической борьбой.

Конечно, у нас есть союзники —  Россия, Китай, другие страны, недовольные западной гегемонией. С Турцией и Венгрией у Сербии хорошие отношения.

Запад будет бить по сербам по разным направлениям. Из Черногории, Боснии-Г, Косово-Метохии, еще неизвестно, что станет с Македонией, есть «черные» прогнозы о полной натовской оккупации этой страны.

Люди идут по улице, украшенной сербскими флагами, в Косовска-Митровице Фото: Florion Goga / Reuters
Люди идут по улице, украшенной сербскими флагами, в Косовска-Митровице Фото: Florion Goga / Reuters

Россия всячески поддерживает Сербию. Правда, у вас зачастую не понимают суть происходящего здесь, многие тонкости внутриполитической жизни.

Дело в том, что сейчас у А. Вучича такой же тупик, как в свое время у президента Бориса Тадича (2002 -2012, прим. ред.), когда тот сказал «нет» Ангеле Меркель по поводу Косово и ряда других политических вопросов.  На него начали ожесточенно давить,  и в результате ему пришлось досрочно сложить с себя президентские полномочия. А  Запад сделал ставку на так называемых националистов, которые начали сдавать сербские интересы. Они буквально побуждали косовских сербов, чтобы те участвовали в жизни этого лжегосударства, чтобы система электроснабжения из Сербии попала под контроль даже не Косово, а Албании. То есть «работали» на создание «Великой Албании»,  и Вучич, к сожалению, в этом участвовал. Все изменилось,  когда появилась серьезная патриотическая  оппозиция, общество  радикализовалось в сторону поддержки России.  Можно  сказать, включился инстинкт самовыживания, возникло понимание, что если Россия не будет нас поддерживать, нас просто сотрут.

Вучич тоже осознал, что выполнение требований Запада – это  полная капитуляция, и он не сможет оставаться у власти. Введение санкций против России означало бы крах нашей экономики, рост цен и т.д.. Мы хорошо понимаем это, так как сами были  жертвами западных санкций.  И Россия нас поддерживала.

Придется властям ради сохранения стабильности выдерживать удар компроматом.  Сербское общество узнает о скандалах во власти, и о тех преступлениях, которые замалчивались последние десять лет.  Да, народ готов все это терпеть, но лишь в том случае, если есть смысл в этом терпении.

Провокации против Сербии  будут продолжаться. Причем во главе у нас нет ни Александра Невского, ни Карагеоргия… Нет больших авторитетных вождей впереди. Ну, что есть, то есть. Народ может примириться и с этим. С тем же Вучичем и его окружением, если они, повторю, не пойдут на предательство.

Косово – Сербия. Крым – Россия
Косово – Сербия. Крым – Россия

Одна задача  сегодня стоит перед А. Вучичем: отстаивать интересы Сербии. Не потому,  что он образцовый патриот-альтруист, он достаточно изощренный политик, просто его единственный шанс не оказаться политическим банкротом  – прислушаться к своему народу, который говорит: никаких санкций нашему союзнику России, нет дальнейшим уступкам по статусу Косово. Слушая   речь Вучича  в Нови Саде, на годовщине этнической чистки сербов хорватами, показалось: он выберет курс, обеспечивающий свободное и независимое будущее страны.

Но есть реальные основания для беспокойства  и недоверия к обещаниям А. Вучича. Много раз он делал какие-то демонстративные патриотические шаги именно перед очередным предательством сербских интересов. Уже накопился печальный опыт в связи с этой его технологией… Например, открывает памятник Стефану Немане, сербскому средневековому правителю,  и сразу за этим ультрапатриотическим шагом сдает систему электроснабжения на севере Косово албанцам. Да и сейчас мы еще не знаем, чем все обернется.  18 августа предстоит его встреча в Брюсселе   с премьером непризнанного Косова А. Курти при посредничестве Мирослава Лайчика, словацкого дипломата. Кстати, выпускника МГИМО. Его готовили для работы в структурах Варшавского договора. И он стал аппаратчиком, но только на другой стороне. Аппаратчиком Евросоюза, и  последовательно ведет антисербскую политику, Уже высказался:  цель его посредничества, чтобы Сербия признала Косово как независимое государство. Ранее М. Лайчик принимал участие в процессе отделения Черногории в 2006 году, когда состоялся референдум, официальные результаты которого явно не заслуживали доверия.  А М. Лайчик в качестве представителя ОБСЕ заявил, что этот референдум прошел в демократическом духе.

Так что утвердительный ответ на вопрос, можно ли доверять Александру Вучичу, для меня под большим вопросом.

Читайте больше материалов на нашем сайте