Найти в Дзене
île flottante

«Высшая проба» по французскому языку

🏆Олимпиада “Высшая проба” по французскому языку

📍Уровень: 1 

📍Этапов: 2

📍Уровень сложности (субъективно): 8/10

📍Регистрация в этом году: 3 октября по 9 ноября 

📍В этом году даты будут сдвинуты, но в прошлом году было так:

✔️Регистрация: 20 сентября по 28 октября

✔️Отборочный этап: 1 день - 4 ноября, 2 день - 12 ноября 

✔️Финал для 9-10 классов- 31 января

✔️Финал для 11 класса - 3 февраля

✔️Результаты: я получила за день до вылета в Нижний Новгород) Такой удар был по PE, конечно, но на всош написала его не лучше, если честно)) - 17 марта

Немного моего опыта (чисто мое субъективное мнение):

Участвовала в ВП (тут и далее сокращение “Высшая проба”) я 2 раза (9 и 10 классы). 

📚9 класс

Честно, в 9 классе я вообще не знала, что перечневые олимпиады существуют, а впервые я про них узнала от своего учителя по французскому языку. В 9 классе просто решила попробовать, но у меня ничего не получилось))) (а потом как затянуло…)

В 9 классе у меня не получилось даже пройти отборочный этап :) Не хватило до заключительного 5-6 баллов. Считаю это хорошим опытом.

📚10 класс

Тут я уже нацелилась на победу, но должных результатов это не принесло, но еще будем пробовать в 11 классе! Вообще принимала участие в 3 олимпиадах: филология, русский и французский. Прошла на заключительный этап только по французскому языку.

📎ОТБОРОЧНЫЙ ЭТАП (10 класс) - 8 заданий 

✏️1 задание - это транскрипции. Нужно соотнести слово и его транскрипцию. В целом не очень сложно, но нужно быть знакомым со всеми обозначениями, которые используются в фонетике. Для меня в 9 классе это было незнакомо, так как с этим не встречалась. Советую с этим ознакомиться, чтобы это не было неприятным сюрпризом)

✏️2 задание - слова по типу tire-bouchon, un savoir-faire (слова из двух слов).

Нужно соединить две части (два корня), чтобы получилось сложное слово. Тут хорошо работает логика, но в целом слова все слова достаточно примитивные, большую часть которых вы точно встречали. 

✏️3 задание- убрать лишнее. Тут нужно смотреть прежде всего на части речи, их граммемы и грамматические категории. Если по грамматике все одинаково, то нужно начинать копаться в лексике и семантике. Не скажу, что очень слово выявить intrus, но некоторые сложноваты. Тут же пригодится знание географии Франции, а в особенности: пограничные страны, реки, горы и расположение на карте крупных городов. 

✏️4 задание - исправление ошибок. Не самое просто задание. Даны предложения, в которых есть или нет ошибки)) Проверять нужно тщательно грамматику (qui/que/dont+ знать все виды si+ времена отличать+ согласование с COD), смотреть на употребление предлогов и частиц, женский род.

✏️5 задание - задание как на ЕГЭ и ОГЭ. Даны леммы слов, а нужно их грамотно вставить в текст. Можно изменять часть речи или саму форму слова.

6 задание- подобрать заголовки к фрагментам текста. Очень хорошо нужно читать тексты, так как в них есть определенные подсказки. Главное - это понять суть и не попасться на уловку разработчиков))) 

✏️7 задание - (мое любимое (на самом деле, нет)) Составить из фраз целостный текст. Тут внимание на коннекторы: они помогут найти логическую цепочку + смотреть на наречия, которые могут дать понять, что это предложение точно не первое в тексте. 

Если во фразе определенный артикль, значит, пора искать фразу с таким же словом, но с неопределенным артиклем. Все виды местоимений - это тоже отличные помощники. Главное - это прочитать текст после сборки и убедиться, что все ок))

✏️8 задание- культура)) В мое время было задание на художественных направлений. Соотнести художника и его картину с художественным течением. А еще определить черты этого течения. Очень много баллов потеряла на этом задании, так как очень плохо ориентировалась в этом. Задание по культуре - это всегда очень непредсказуемо) Совет: больше читать, изучать всего :))

В отборочном этапе я набрала 77/100 и прошла. Проходной балл не знаю, так как все высвечивается в личном кабинете у каждого участника.

📎ОТБОРОЧНЫЙ ЭТАП (11 класс) - 10 заданий 

Очень похожи некоторые задания на задания 10 класса, но уровень явно выше. Поэтому какие-то излишние комментарие тут давать не буду, так как они все описаны выше. 

✏️1 задание - исправить в небольшом тексте орфографические ошибки 

✏️2-6 задание - найти лексические и грамматические ошибки

✏️7 задание - даны леммы слов, а нужно их грамотно вставить в текст, изменяя или форму слова, или вообще часть речи. Как на ЕГЭ и ОГЭ

✏️8 задание - задание на идиомы. Заменить слово, словосочетание идиомой. Не скажу, что идиомы все прям знакомые)) Попадаются как популярные, так и редкие.

✏️9 задание - СO, но не самое обычное: “Выберите утверждения, которые соответствуют первому тексту (A); выберите утверждения, которые соответствуют второму тексту (B); выберите утверждения, которые соответствуют и первому, и второму тексту (C).” - так звучит задание. Тут главное внимательно все прочитать, выделить ключи в представленных утверждениях и четко искать подтверждения в текстах. Тогда все получится! 

✏️10 задание- культура. Соединить французского деятеля с фактом из его биографии. Личности из истории, литературы и искусства. Поэтому хотя бы минимальное представление об этом необходимо. Важно смотреть на личные местоимения в фактах, так как они подскажут пол загаданного человека.

+ключевые даты помогут определить век, события, которые тоже немаловажны.

Понимание того, как устроена олимпиада поможет Вам расставить акценты при подготовке. +советую посмотреть варианты прошлых лет на сайте, их решить и понять, что следует выучить, повторить.

📍ВАЖНЫЙ МОМЕНТ: На отборочном этапе распределите грамотно время. Я писала эту олимпиаду два раза, и два раза я заканчивала все в последнюю секунду! На отборочном этапе есть возможность выполнять задания в разном порядке, пользуйтесь этим и не теряйте время)))

Пройдя отборочный этап, вас ждет (я верю) заключительный этап, который достаточно непрост. ❗️НО! Его прохождение можно облегчить заранее и знать +-, что вас ждет)) За несколько дней до заключительного этапа организаторы проводят вебинары по подготовке, где оглашают темы) Зная тему, можно подготовиться к культуре и PE (письму). Это сразу делает ваше положение более выигрышным. В этом году я присутствовала на вебинаре по французскому языку, и я знала заранее, что у 10 класса будет литература, а у 11 класс - история. Было всего 30 человек, так как многие просто решили не идти. Поэтому советую прям сходить, чтобы чувствовать себя увереннее на туре) Вот такая вот фишка)) 

На заключительном этапе я набрала 69 баллов, диплом 3 степени с 80 баллов - это 10 класс, а 11 класс с 73 баллов. По сути не очень высокие, как на тех же олимпиадах МГУ. Но в чем же были мои ошибки и где я потеряла баллы?

ВП поменяла абсолютно форматы заключительных этапов в этом году, поэтому разобрать могу только заключительный этап 10 класса этого года, опираясь на свой скан работы.  

📎ЗАКЛ (10 класс)- 6 заданий

Все заклы проводятся днем, то есть нужно это продумать заранее, чтобы со школы отпустили)))

❗️Сложность в том, что нельзя переключаться между заданиями. Тут надо очень хорошо следить за временем и держать в голове то, что последнее задание PE, на которое нужно большое количество времени. 

✏️задание 1 - CO : прослушать текст и ответить V/F/Non mentionné (1 прослушивание)

✏️задание 2 - СO, даны предложения, где жирным выделено слово, которое неправильно употреблено в контексте. Задача: прослушать текст и выписать правильные слова. ❗️ОРФОГРАФИЯ! Я тот самый человек, который сделал это задание на 2 балла из 5, потому что accents… Выписала все правильно, но поставила лишний аксан или не поставила там, где нужно. Поэтому орфография - это наше все.

✏️задание 3- даны слова, нужно прочитать текст и выписать антонимы. Кстати, не всегда очевидные) Я это задание делала в этом году “так чувствуется”, потому что в исходных предложениях само слово было для меня неизвестно. 

✏️задание 4- даны словосочетания, найти expressions idiomatiques из текста. Ждете donner sa langue au chat или découvrir le pot aux roses ? Не ждите! Были такие expressions: le point de départ, remettre en doute, faire preuve, avec force :))) Единственное, что ну еще хоть походило expressions idiomatiques - это entrer dans la peau )) Тест достаточно большой, поэтому времени ушло много на задания 3-4 по тексту.

✏️задание 5 - соединить персонажа из романа с автором романа. Тут я потеряла 2 балла, потому что я не проверила перед тем, как перейти к следующему заданию… И два персонажа остались нераспределенные. Почему так произошло? Испугалась, что времени не хватит, и как-то на автомате, не доделав задание, перешла на следующее в надежде “доделаю потом”, а на ВП так нельзя. Все делается сразу.

✏️задание 6- PE Задание: “Lisez les citations sur l’oeuvre littéraire. Rédigez un article (votre texte doit avoir de 250 à 300 mots

au maximum) en comparant ces 2 avis et en formulant votre propre opinion sur ce sujet.

Les livres sont des amis froids et sûrs. Victor Hugo

Les livres les plus utiles sont ceux dont les lecteurs font eux-mêmes la moitié. Voltaire”

Задание оценивается в 40 баллов, мне по результатам 2 проверок поставили 24 и 22, среднее 23 балла. 23/40… 

Смотрю критерии:

✔️1). Объем 2/4 по обоим критериям (у меня превышение слов на 2… Тут мой косяк, но, видимо,просчиталась, так как этот критерий прям качественно проверяла)

✔️2). Логика изложения: 4/4

✔️3). Содержание: 10/20 и 12/20 (это две разные проверки). Не знаю, чего им не понравилось по содержанию, но вроде бы все сделала так, как сказали на вебинаре)) Не только описать и раскрыть цитаты, но и развить проблематику в новом направлении. 

✔️4). Языковое оформление: 6/8, тут -2 балла за орфографию, которая пострадала из-за замыленного глаза и моего прекрасного умения попадать по клавишам: InterneR, aveS. Я, когда это увидела, я честно не поверила в то, что 3 проверки своего сочинения не спали меня от таких тупых опечаток.  

✔️5). Оригинальность: 0/4 Самый субъективный критерий. Я очень много общаюсь с олимпиадниками по иностранным языкам, так у 10!человек, которые имеют достаточно хороший уровень по французскому и написали, действительно, необычное PE, получили 0 за оригинальность. Максимально субъективный критерий. Решила я,значит, посмотреть работы дипломантов. Один английский, видимо, я никогда так и не узнаю, что такое оригинальное сочинение по мнению жюри. 

Не скажу, что мне сейчас нравится мое РЕ, которое я писала в прошлом году) Но не скажу, что оно одно из самых плохих. Посмотрим, что будет в следующем году. 

📍Если подводить итог, то можно спокойно взять ВП по французскому и это реально, если не терять баллы на ерунде, как я люблю это делать. Вот такой получился разбор полетов) Надеюсь, что это было полезно и какой-то мой опыт (пусть даже не самый успешный) поможет вам !