VII. Триединство человека.
Часть первая находится ЗДЕСЬ, вторая ЗДЕСЬ третья ЗДЕСЬ. четвёртая ЗДЕСЬ, пятая ЗДЕСЬ
Автор: Михаил Архипов
Следующие 2 главы основаны не столько на трактатах, сколько на догадках об их взаимосвязи и рассказывают об обретении целостности после достижения баланса энергии, а также о Великом пути (Дао).
Гармоничный – это целостный подход к решению вопросов, не деля мир на черное и белое. Если развернуть схему 5 стихий в пространстве исходя из места каждой из них, то получим, как обычно поляризуется энергетика человека благодаря ее постоянному изменению (стороны Инь и Ян будут совпадать с указанными в трактате ХуанДи Нэйцзин).
Приведенная схема наглядно показывает, что на самом деле мир целостный, а вот ум его разделяет:
2. У всего есть своя противоположность, что видно при взгляде на схему с любого угла, и ум для сопоставления делит процесс минимум на две части.
3. Но если рассматривать объемные объекты, то лучше делить их на 3. При рассмотрении многомерных объектов между 2-мя сторонами много всего находится, поэтому для более детального рассмотрения уму лучше разделить минимум на 3, так тело делят на: многомерное духовное тело, 4-х мерное энергетическое тело и 3-х мерное физическое.
4, 8, 9. Рассмотрение любого циклического изменения важно оценивать как минимум по 4-м периодам, что видно если провести плоскость вдоль тела (глава про 4, схема 4-х времен: вода, дерево, огонь, металл), а рассмотрение нескольких взаимосвязанных циклов важно оценивать минимум по взаимодействию 8-ми, что видно на плоскости через ось Инь-Ян (глава про 8, схема Вэнь-Вана,), при добавлении центра получится распределение стихий в магическом квадрате Ло-Шу (дерево Ян, огонь, земля Ян, дерево Инь, земля, металл Ян, земля Инь, вода, металл Инь).
5. Сама форма тела, которое плоское и ноги находятся на небольшом расстоянии друг от друга способствует его разделению именно на 5 частей, и специфика каждой части и соответствует одной из 5 стихий, также у человека конечности заканчиваются 5-ю пальцами и 5 органов чувств, что удобно для деления на 5. Вполне возможно, что западная схема 5-ти стихий является перевернутой восточной схемой.
6. Поскольку у трехмерного объекта 6 сторон, то для понимания любого процесса надо выделить минимум 6 разных его проявлений (в главе про 6, погода: тепло – холод, ветер – духота, влажность – сухость).
7. Если первое (физическое) и второе тело (энергетическое) разделить на 2, а последнее (духовное) на 3, то получится 7 тел, которые будут примерно совпадать с изучаемыми в Йоге: физическое, эфирное, астральное, ментальное, каузальное, буддхическое и атмическое тонкие тела (7 тел связаны с 7 чакрами, 7 добродетелями и пороками).
10, 12. Данную схему можно рассматриваться и как 10, 12 вариантов стихий, разделив землю не на 2, а на 3 или 4 части.
Таким образом, все эти системы они обо одном и том же, просто с более удобного для каждого вопроса ракурса. И именно подход, когда вопрос рассматривается в соответствующей для него системе и есть гармоничный.
Как уже ранее упоминалось гармония – это достижение полноты энергии. Энергии не должно быть слишком много или слишком мало, она должна полностью наполнять энергетические каналы тела и постоянно перемещаться, не создавая застои из-за избытка и не давая проникать внутрь болезням из-за недостатка. Также гармония – это баланс Инь и Ян, недостаток Инь и избыток Ян дает большую активность и Ян испаряется, недостаток Ян и избыток Инь дает энергии застаиваться и утекать.
Однако этот баланс не равноценный. Есть еще 3 фактора, которые смещают баланс в сторону Ян при избытке и в Инь при недостатке, это: духовность, чистота и истинность энергии. Если они смещают баланс, значит при их накоплении Ян должно быть больше, чем Инь, чтобы Ян не испарялся, а Инь не утекал. Это меняет сами качества энергии, и она начинает вести себя по-другому. Кроме этого, данные качества меняют и плотность энергии, их накопление позволяет усилить энергетику с соблюдением гармонии. Соответственно при усилении плотности энергии ее баланс в целом смещается в сторону Ян, а при разрежённости в Инь.
Духовность – это огонь на схеме 5-ти стихий, а материальность - вода. Человек состоит из трех тел: физического, энергетического и духовного, связанных друг с другом на время жизни. Энергия разных тел ведет себя по-разному. Энергия физического тела может перемещаться только с физически носителем, это касается, например, энергии крови, сексуальной энергии, энергии эфирного тела, и частично эмоциональной энергии. Физическая энергия практически не меняет своего объема, ее нельзя сжать или расширить и ее перемещают преимущественно сокращением мышц, например дыханием. При повышении духовности энергия становится более разряженной и уже сжимается, а также следует за вниманием. Это уже энергия энергетического тела. При дальнейшем смещении в духовность, энергия разных стихий хорошо смешивается и взаимодействует друг с другом, образуя множество форм. Это уже энергия духовного тела, она более осознана и не следует за вниманием, для работы с ней нужно более тонкое взаимодействие между сознанием и духом.
Духовное ощущается как светлое, легкое, изящное, тонкое, чистое, осознанное, т.е. как смещенное в Ян. Гармония заключается в наполнении энергии и ее балансе в каждом из трех тел.
Разные школы по-разному определяют то, что развивает духовность. Например, в направлениях жесткого ЦиГун дух развивают через физические упражнения, в тихом ЦиГун через энергетические практики, а в алхимических школах ЦиГун - через трансформацию энергии духом. По мнению автора в каждом из этих подходов есть доля истинны, для каждого человека подходят разные методы, но в основном развивает вектор внимания к процессам соответствующего тела, поэтому тела развиваются:
1. Физическое (тело цзин) - благодаря физическим действиям, упражнениям, правильному питанию и ряду других действий.
2. Энергетическое (тело ци) – благодаря энергетическим практикам (ЦиГун, Йоге и другим), социальному положению, мировоззрению, энергии (ци) из еды, воды и воздуха, следованию принципам гармонии, озвученным ранее.
3. Духовное (тело шень) – благодаря знаниям, опыту (в особенности духовному), наработке благой и очистке кармы, выполнению предназначения, взаимодействию с духом, познанию и преодолению своих пределов, совершению духовных подвигов.
Как видно на схеме 5-ти стихий развитие в сторону Ян не обязательно идет прямо, у него может быть уклон в дерево или металл, оно может быть ближе к середине (к земле) или идти по краю. Поэтому, духовное тело может развиваться как гармонично в сторону Ян, так и не гармонично в сторону Инь. Развитие в Ян – это избегание ненужных знаний, проверка знаний на практике, взятие новых высот, отстаивание истины и углубление знаний. Схематично это будет выглядеть так:
Нельзя ограничиваться одним вариантом. Злоупотребление Инь делает информацию сложно применимой, а злоупотребление Ян замедляет ее получение и заставляет совершать ошибки уже пройденные и описанные другими.
Духовное управляет материальным, поэтому развитие духовного будет отражаться на других телах и вызывать соответствующие эмоции, духовное развитие в Инь вызывает Инь, а в Ян - Ян эмоции. Например, беспорядочное усвоение информации порождает большие области непознанного с которыми человек взаимодействует, и чем больше человек получает информации, тем больше понимает, как мало он знает, а неизвестное вызывает страх и задумчивость – Инь эмоции. При упорядоченном познании взаимодействие с непознанным небольшое, а то что известно хорошо проработано, поэтому такое познание вызывает спокойствие и открытость – Ян эмоции.
Из-за того, что духовность дает большую энергетическую плотность, следует, что для полноты энергии в основном надо наполнять духовное тело и значит преимущественно Ян. Поэтому особенно надо беречься от духовных проявлений инь: зла, хаоса, мрака и т.п. Они хотя и могут развивать духовное, но осложняют дальнейший рост. Также у Инь есть предел духовности, и чем ее больше, тем он ниже, в отличии, от Ян.
Эти три тела взаимодействуют и насыщают друг друга. В связи с постоянным измерением внешней энергии по 4-м временам, показанным в предыдущей главе, человек начинает или идти из крайности в крайность и теряет энергию, или планомерно проводит работу по освобождению от внешнего влияния использует его для собственного роста, поэтому существуют 2 основных пути взаимодействия трех тел:
· Обыденный путь (попутный) – от духовного к материальному. На этом пути внимание направлено на окружающий мир, энергия физического тела (цзин) постепенно угасает, энергетическое тело (ци) поддерживает физическое, а духовное тело (шень) поддерживает энергетическое. Духовная энергия преобразуется в материальную. Когда энергия истощается, то физическое тело умирает и остается на Земле, а часть духа и энергетического тела (душа), включая некоторый, наиболее важный опыт, уходит на Небо. Это путь неудачного соединения и последующего разделения духа и тела.
· Святой путь (обратный) – от материального к духовному. На этом пути внимание направлено в основном внутрь, полнота энергии физического тела усиливает энергетическое, а оно усиливает духовное. Эти изменения происходят не быстро, а с месяцами и годами. На этом пути материя преобразуется в дух, все тела становятся единым целым и обретают бессмертие. Это Великий путь соединения духа и тела (Дао).
Гармония – одна из составляющих следования Великому пути (Дао), и именно возврату к этому пути и были посвящены предыдущие главы.
Дух идет обычно сначала по обыденному, потом по святому пути. На каждом из путей он может менять направление развития, увлечься соблазнами этого мира, погружаться обратно для познания других аспектов материального, может не взять никакой опыт текущей жизни, а может и полностью реализоваться.
Вышеприведенная схема проверяема на практике. Конечно, для достижения середины схемы сначала надо до нее дойти, но общая закономерность познаваема для любого. Из нее следует, что неверно представление буддистов об обязательном достижении нирваны через множество перерождений, можно ходить по кругу вечно. И неверно представление христиан о попадании в рай за ведение безгрешной жизни или о прощении грехов раскаяньем. Все это ведет человека к себе, но нужны целенаправленные постоянные усилия, необходимо не просто думать, нужно менять себя в текущей жизни действиями.
Гармония явно достигается на святом пути, потому что именно святые живут наиболее гармонично. Соответственно гармония – это не приспособление к окружающему и не помощь каждому, она про привнесение в окружающее порядка. Поэтому она не всегда бесконфликтность. С природой не будет конфликта, но только единицы людей стараются жить гармонично, а остальные окружающие будут этому мешать.
Святой путь – это, примерно, как двигаться на паруснике против ветра галсами, будет заносить. В Новом завете про этот путь сказано: «Мф. 24.9: и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое». Приведу пример: на Украине развивался нацизм, это создавало угрозу для России, Россия потребовала гарантий безопасности, которых ей не дали, после чего Россия напала на Украину. Конечно, неполучение гарантий безопасности – это провал Российской дипломатии, но конфликт развивался бы и неминуемо привел бы к жертвам. Погашение конфликта в зародыше – это гармоничное поведение, поэтому гармония – это не бесконфликтность, гармония – это баланс Инь и Ян, она может проявляться по-разному и как Инь и как Ян.
Как уже ранее отмечалось, по схеме видно, что у каждого явления есть 2 противоположности, а это в свою очередь подразумевает, что процесс познания должен включать познание обоих противоположностей, в том числе практическое. Практическое познание зла, хаоса, тьмы и т.п. одно из испытаний пути.
© Архипов Михаил, 2022
Дорогие подписчики и гости канала, если Вам понравилось эта публикация, и если у Вас нет желания писать комментарий, просто ставьте лайк. Мы будем знать, что для Вас, то, что мы делаем, не безразлично.
#здоровье #даосизм #алхимия #духовное_развитие #фэншуй #самосовершенствование #энергия #информация #цигун #энергоинформационный_обмен