Найти в Дзене

Как грамотно вести себя на собеседовании

Собеседование при устройстве на работу – одно из решающих и поворотных событий в нашей жизни, иногда сравнимый по значимости с предложением руки и сердца. И то, и другое действие может определить дальнейшую судьбу или уж точно – значительно повлиять на неё. Кто-то действует легко и успешно, иные испытывают сильное волнение. Одни считают, что квалификация и опыт работы ясно прописаны в резюме, а собеседование – лишь формальность. Другие полагают, что сам диалог очень многое решает, и успешная подача себя является несомненным конкурентным преимуществом, особенно - при прочих равных показателях.

Телефонное интервью. Многие соискатели видят цель в этом разговоре – любой ценой напроситься на личную встречу. Однако, часто бывает, что встреча эта оказывается пустой тратой времени для обеих сторон. Выясняется, что график с плавающими выходными, о котором не написано в объявлении, никак вас не устраивает; зарплата сдельная, а значит отпуск и больничный не оплачиваются; в компании жёсткий дресс-код и прочие неприемлемые для вас условия. Очевидно, что телефонный диалог способен отсеять заведомо недопустимые варианты, и ехать наобум имеет смысл, только если вы хотите приобрести навыки прохождения, устроив разведку боем.

-2

Эстетика. Нормы культурно-делового общения никто не отменял. Опоздания недопустимы. Если вы видите, что опаздываете больше, чем на пять минут, лучше позвоните и предупредите либо перенесите интервью. При встрече необходимо представиться и запомнить имя собеседника, в дальнейшем его можно будет использовать при обращении на следующих этапах (если вы там окажетесь) либо - непосредственно в текущем диалоге. Ни в коем случае нельзя перебивать. Говорить нужно коротко и по существу, не вдаваясь в длительные экскурсы. Если вы не поняли вопрос, то стоит уточнить – это лучше, чем с умным видом отвечать на совсем другой. Не стоит прятать глаза. Но и сверлить ими собеседника также неуместно. Оптимальный вариант – примерно 2/3 времени разговора, и на особо важных моментах кивать головой, с понимающим видом. Но не перестараться с этим, превратившись в китайского болванчика.

-3

Будьте искренни, насколько это возможно. Если приходится говорить о своих отрицательных сторонах, то лучше обернуть их в преимущество. Отсутствие опыта сразу после окончания образовательного учреждения можно облечь в высокую энергичность и работоспособность, свойственные этому возрасту, в желание развиваться и большие амбиции. О бывших работодателях говорить надо или хорошо, или ничего. Слыша фразу: «На прошлых местах мне попадались одни козлы!», - люди по другую сторону прекрасно понимают, что они – следующие. В конце необходимо поблагодарить за общение и попрощаться.

-4

Уровни. В маленьких компаниях, как правило, проводится только одно собеседование, которое всё решает. Глава фирмы, он же ваш будущий начальник, управляет всем и диалог будет вести только он. В крупной фирме либо гос. учреждении собеседование на довольно значимую должность делится на три и более этапов. Первый уровень – с кадровиком / менеджером по персоналу. Если вы инженер, программист, дизайнер, маркетолог и т.п., то hr, как правило, разбирается в профессиональной области гораздо хуже вас. Его задача – более подробно узнать о вашем предыдущем опыте, определить психологическую совместимость с коллективом и, конечно, вашу адекватность. Иногда вас могут отсеять просто потому, что присущее вам чувство собственного достоинства несовместимо с деспотичными замашками будущего руководителя. Вряд ли стоит из-за этого расстраиваться.

-5

Далее, разговор с непосредственным руководителем и в конце – с главой организации. Здесь уже рассматривают ваши деловые качества: квалификацию и компетентность. Можно расслабиться и говорить о хорошо известных вам вещах, хотя и в "финале" на адекватность тоже обращают внимание.

Внешний вид. Пожалуй, единственная вакансия, где старый потёртый свитер вряд ли помешает – это программист. Я сам являюсь им по своему первому образованию и из опыта могу сказать, что такие люди часто весьма специфические - люди, у которых недюжие способности вполне могут уживаться с большими странностями. Но даже здесь палку перегибать не стоит. Если у вас не хватает денег на стильный, соответствующий такому случаю деловой костюм, то хороший вкус вам в помощь. Когда соискатель одет скромно, но достойно и аккуратно – это тоже пойдёт в плюс.

-6

Стресс-интервью – очень интересная тема, о которой я в дальнейшем планирую написать отдельную статью. Как правило, этот приём в диалоге используют для должностей, связанных с частым и регулярным общением в процессе исполнения служебных обязанностей, таких как продавец-консультант, менеджер по продажам, торговый представитель и т.д. Здесь вас ставят в нестандартную, стрессовую ситуацию и смотрят, как вы будете реагировать. Сразу хочу сказать, что не каждый интервьюер сам является адекватным человеком. Есть определённая черта, за которую нельзя переходить ни при каких условиях, иначе стресс-интервью превращается в обычное хамство.

-7

Примеры таких случаев:

· Начальник начинает курить и демонстративно выдыхает струи дыма вам в лицо.

· Руководитель спрашивает: «Значит вы не замужем?» – «Нет». – «Кому же тогда вы делаете минет?»

Здесь можно смело заканчивать разговор с наилучшими пожеланиями. Перед вами либо «странный» человек, либо руководитель, ищущий бесхребетное существо, которое можно унижать, недоплачивать под любым предлогом, заставлять работать сверхурочно и постоянно угрожать увольнением.

-8

Пример адекватного стресс-интервью:

— Вот вы говорите, что живёте в гражданском браке. А почему у жены и сына та же фамилия, что у вас?

– Раньше мы были женаты. Сейчас живём в гражданском браке.

– А почему вы развелись?

– Мы сейчас живём в гражданском браке.

– Ну а всё-таки?

– Это как-то влияет на качество выполнения работы в обсуждаемой нами должности?

– Хорошо, извините.

Впрочем, вам могут дать канцелярскую скрепку и предложить за 10 минут назвать как можно больше вариантов того, что можно сделать с её помощью. Здесь уже проверяется не адекватность, а сообразительность.

-9

Непосредственное интервью. Разумеется, предварительно необходимо изучить сайт компании и узнать о ней как можно больше. Также важно узнать о ней из других полезных источников. Как правило, главный враг кандидата – это волнение. Миллионы лет назад, при виде опасности, срабатывал инстинкт: бей или беги. Сердце начинало учащённо сокращаться, расширялись сосуды, поднималось кровяное давление, чтобы лучше снабжать мышцы кислородом; тревога приводила организм в состояние повышенной физической активности, краснело лицо и увеличивалось потоотделение. У кого был лучше эффект – те выжили и оставили после себя потомство.

-10

Однако сейчас волнение чаще мешает, чем помогает. Когда перед вами кадровик, будущий руководитель или директор – не нужно их бить или бежать со всех ног. Что здесь может вам помочь? Во-первых, 80% интервью начинаются с вопроса: «Расскажите вкратце о себе». Если вы заранее подготовились к нему, то разговор начнёт идти по подготовленному вами сценарию, что снимет первичную нервозность и дальше будет легче. Во-вторых, важно понимать, что выбирают не только вас – вы тоже смотрите, подойдёт ли вам эта компания. Не факт, что узнав больше информации, вы по-прежнему будете хотеть здесь работать. Кроме того, если вы специалист высокой квалификации, то, возможно, за вас ещё и поборются. Возникает вопрос: «А если я примерно такой же, как другие кандидаты?». Возникает ответ: «Тогда именно осознание того, что вы не сидите с протянутой рукой, а изучаете ситуацию, делая осознанный выбор, придаст вам уверенности, а значит и дополнительных очков в глазах работодателя».

-11

Кандидаты делятся на два типа. Одни искренне отвечают на вопросы и не боятся говорить о своих приоритетах, что для них приемлемо, а что – категорически нет; какими удобствами готовы пожертвовать ради гораздо более привлекательных условий. Другие стараются отвечать "правильно" - так, чтобы их приняли – и это сразу бросается в глаза. Первые выглядят более адекватно и привлекательно, по сравнению с блёклой массой, вопрошающей всем своим видом: «Ну возьмите меня!». Если компании нужны безвольные рабы, то вот он – отличный кандидат.

-12

Вопросы типа: «почему именно к нам?» и «почему именно вас?» задают с целью узнать о мотивации. Это стандартные вопросы, к которым можно было заранее подготовиться. Если они приведут вас в замешательство - значит так себе ваша мотивация.

Не стоит спешить с обсуждением условий. В конце ваш собеседник озвучит их сам. Тогда и стоит задавать дополнительные вопросы. В конце, как выше было сказано, необходимо позитивно и вежливо проститься, оговорив дальнейшие действия.

-13

Интервью – интересный и увлекательный процесс, сравнимый с компьютерный игрой – прохождением квеста. Если вы соблюдаете правила, то рано или поздно все мисси успешно будут пройдены. Если нет – вряд ли пройдёте даже первый уровень. И помните главное правило ­– правило внутренней свободы: в любой момент диалога не бояться встать и уйти. Удачи вам!

Андрей Рябов