Даже самые красивые вещи могут быть ядовитыми.
Холокост был. Нацисты существовали. И они не растворились в воздухе, когда закончилась война.
Нацисты уничтожали не только евреев. Они убивали цыган, славян, гомосексуалистов, коммунистов, умственно и физически неполноценных.
"Рассказчица" (название в прежнем переводе "Уроки милосердия") - очень нужная для европейского и американского читателя книга, читателя, который отмахивается, думая, что произошедшее в годы второй мировой войны - преувеличение, а вообще все люди "зайки". Думается, нужна она и нашей молодежи - которая где-то что-то недоучила, что-то где-то недопоняла. Нужна как образец попытки фальсификации истории и важности сохранения собственной исторической памяти.
Однако, для меня, выросшей на военной прозе Александра Фадеева, Валентина Катаева, Бориса Васильева и Анатолия Иванова, на документальном кино вроде "Обыкновенный фашизм", "Рассказчица" не принесла ничего нового.
Я с детства знаю о Холокосте. И еще о миллионах советских граждан, так же подвергшихся уничтожению фашистской Германией. Я привыкла не замалчивать, что в печах и газовых камерах Освенцима и других концлагерей гибли не только евреи, но и русские, и украинцы, и белорусы, и татары, и коммунисты без разбора национальности. Я знаю о сожженных дотла белорусских и украинских деревнях, о сожженных заживо и замученных в застенках Гестапо.
Но "Рассказчица" только о Холокосте. И еще об историческом подлоге образца 2020 года - Освенцим освобождали американцы. Ошибка Советского Союза надеяться, что союзники будут помнить подвиг солдата Красной Армии. Ошибка - допустить отсутствие памятников и памятных плит. Ошибка - позволить умолчать о событиях 27 января 1945 года в музее Освенцима.
А истина в том, что в боях за освобождение "Фабрики смерти" погибло около 300 красноармейцев. Лагерь освобождён 27 января 1945 года войсками 59-й и 60-й армий 1-го Украинского фронта под командованием Маршала Советского Союза Ивана Конева во взаимодействии с войсками 38-й армии 4-го Украинского фронта под командованием генерал-полковника Ивана Петрова в ходе Висло-Одерской операции. Непосредственное участие в освобождении концлагеря принимали части 106-го стрелкового корпуса 60-й армии и 115-го стрелкового корпуса 59-й армии 1-го Украинского фронта. Два восточных филиала Аушвица — Моновиц и Зарац — были освобождены бойцами 100-й и 322-й стрелковых дивизий 106-го стрелкового корпуса.
Но Джоди Пиколт об этом не упоминает, присваивая освобождение Освенцима. Не знала? Или иначе не издали бы? Хотя, боюсь, сегодня толерантная Европа все равно потребует корректив текста - в нем остались упоминания об украинских палачах, служивших в Освенциме, умело обращавшихся с плетью, снимая кожу с ослушавшихся узников.
Это продолжает происходить повсюду в мире, пока мы отводим глаза, как немцы 70 лет назад.
Зебры не меняют полос на своих шкурах, и военные преступники не каются.
Героиня "Рассказчицы" - молодая девушка, пекарь Сейдж Зингер, внучка одной из выживших узниц Освенцима. Однажды она знакомится со стариком, который обращается к ней с дикой просьбой - убить его. Потому что он - бывший офицер СС и сотрудник Освенцима. Непростая дилемма - добиться справедливости, защитить бабушку от тяжелых воспоминаний или совершить самосуд - увлекает главную героиню. И ее человеческий выбор не прост.
Но все-таки есть большая разница между возмездием по отношению к обычному преступнику и участнику геноцида, верно?
В "Рассказчице" - попытка осмыслить трагедию, произошедшую с нашими дедами.
Грех не глобален. Он персонален.
Запутавшись в фактуре, автор, как мне показалось, сама так и не определилась - достойны ли нацисты прощения, возможно ли исправление убийц и палачей, можно ли верить их раскаянию. Не жертвы ли они? И в этом половинчатом взгляде, как мне кажется, кроется суть современного гуманизма - змеи, кусающей себя за хвост.
Из-за смазанной позиции автора и финал истории мне показался надуманным, а за суетой героев окончательно пропала главная мысль, которая наверняка должна быть в таких книгах, а именно: преступление бессрочно, возмездие необратимо.
Читали книгу? Что думаете о попытках фальсификации истории?
#евгения кретова #джоди пиколт #рассказчица #эксмо #зарубежная проза #холокост #освенцим #что почитать #отзыв #книжная рецензия
Статья была полезна? Сохраняйте себе, ставьте "👍", подписывайтесь на канал - здесь мы говорим о книгах и не только!
_________________________
Мои книги в книжных магазинах: Book.24 , Лабиринт , Озон , ЛитРес , Storytel , wildberries , my-shop .