Найти в Дзене
Без музыки совсем не то

Judas Priest «British Steel», 1980 г. ~ самый убойный эталон не только британского хэви-метала, но и всемирного

В 1980 году британская рок-группа Judas Priest выпустила первый в мире альбом так называемого классического хэви-метала - «British Steel». И хоть одновременно с «Пристами» в этом ключе стартовали и некоторые другие группы, в частности немецкие, тем не менее, именно «British Steel» считается вехой, повернувшей всемирную рок-музыку в истинное хэви-металлическое русло. Первым альбомом Judas Priest, который я услышал, был «Point of Entry» 1981 года. Случилось это в начале 1983-го, когда я пришел из армии, а служил я там, куда музыкальные новинки если и доходили, то только в виде письменной информации из писем моих далеких друзей-меломанов. Но ни один такой друг мне не писал о Judas Priest, поэтому когда я услышал наконец-то магнитофонную ленту с «Point of Entry», я отметил, что пока я был в армии, появилась какая-то группа – подражательница Kiss, причем не самого лучшего пошиба. Ну, так мне тогда показалось. Сейчас, конечно же, этот альбом стоит в моей коллекции в двух разных виниловых вар

В 1980 году британская рок-группа Judas Priest выпустила первый в мире альбом так называемого классического хэви-метала - «British Steel». И хоть одновременно с «Пристами» в этом ключе стартовали и некоторые другие группы, в частности немецкие, тем не менее, именно «British Steel» считается вехой, повернувшей всемирную рок-музыку в истинное хэви-металлическое русло.

Judas Priest «British Steel», 1980 г., бразильский виниловый выпуск
Judas Priest «British Steel», 1980 г., бразильский виниловый выпуск

Первым альбомом Judas Priest, который я услышал, был «Point of Entry» 1981 года. Случилось это в начале 1983-го, когда я пришел из армии, а служил я там, куда музыкальные новинки если и доходили, то только в виде письменной информации из писем моих далеких друзей-меломанов. Но ни один такой друг мне не писал о Judas Priest, поэтому когда я услышал наконец-то магнитофонную ленту с «Point of Entry», я отметил, что пока я был в армии, появилась какая-то группа – подражательница Kiss, причем не самого лучшего пошиба.

Ну, так мне тогда показалось. Сейчас, конечно же, этот альбом стоит в моей коллекции в двух разных виниловых вариантах исполнения конверта – европейском и американском. Но тогда, 30 лет назад, пластинка произвела на меня удручающее впечатление, и я ни о каких «Пристах» и слышать больше не хотел.

На видео: фрагмент концерта Judas Priest 5 декабря 1979 года, то есть непосредственно перед записью диска "British Steel"

Но через несколько месяцев один мой кореш притащил мне послушать на бобине «концертник» Judas Priest «Unleashed in the East» 1979 года, причем со всеми бонусами, которые не вошли на основной виниловый альбом. И я буквально обалдел от этой музыки. С этого момента «Присты» для меня стали приоритетом в изучении, и я принялся грести к себе все их альбомы, какие мне только попадались под руку. Первыми оказались «Sin After Sin» (1977 г.), «Stained Class» (1978 г.), «Killing Machine» (1978 г.), в общем, вся доступная тогда классика.

Конверт английского винилового выпуска альбома Judas Priest «British Steel», 1980 г. с передней и задней стороны
Конверт английского винилового выпуска альбома Judas Priest «British Steel», 1980 г. с передней и задней стороны

Позже я услышал и первые альбомы, и последующие, но обстоятельств, при которых они мне «попали на ухо», не очень хорошо помню. А вот о том, как я услышал «British Steel», помню прекрасно. Это был английский виниловый диск, который мне летом 1983 года кто-то притащил, а на том диске расположение песен отличалось и от американского, и от европейского. То есть первой шла «Rapid Fire», а «Breaking the Law» была третьей, и я думаю, что это правильно, потому что именно «Rapid Fire» определила тогда мое отношение к диску в целом.

Лейблы английской виниловой пластинки
Лейблы английской виниловой пластинки

А вот если бы первым номером шел шлягер «Breaking the Law», то, может быть, я воспринял бы этот альбом по-другому. Ведь никто не станет спорить с тем, что альбомом «British Steel» Judas Priest в 1980 году открыли новую эпоху не только в своем творчестве, но и во всей британской тяжелой музыке. Iron Maiden с их первым альбомом не в счет, потому что то был просто густой жесткий хард, замешанный на панке, а вот «Присты» продемонстрировали истинный металл, и «Breaking the Law» по музыкальному настроению скорее подошла бы хардовым альбомам группы 70-х, но в металлическую перспективу она вписывалась плохо.

Фрагмент задней части конверта с информацией по альбому. Следует сказать, что специального внутреннего конверта для пластинки к альбому выпущено не было
Фрагмент задней части конверта с информацией по альбому. Следует сказать, что специального внутреннего конверта для пластинки к альбому выпущено не было

Но что у этой песни не отнять – так это того, что она самая яркая вещь на альбоме, потому что она шлягерная, то есть коммерческая, а альбом в целом можно назвать андерграундом той эпохи, правда, очень знатно «выстрелившим» на фоне очень бедной к тому времени металлической сцены. Это был первый металлический альбом, получивший в США «платину», и хоть такой же металлический диск немецких Scopions «Animal Magnetism» вышел в США на две недели раньше, но свою «платину» он получил позже.

Российский выпуск альбома "British Steel", 1994 г., лейбл Santa records
Российский выпуск альбома "British Steel", 1994 г., лейбл Santa records

Итак, когда я впервые услышал «British Steel», я, с одной стороны, поразился очень плотным звуком и потрясающей игрой гитар, но с другой - несколько огорчился тем, что на диске было несколько «проходных» песен, которые, на мой взгляд, подпортили его карму, причем достаточно сильно. Мне очень не понравились такие «дешевые боевики», как «Living After Midnight» и «You Don't Have to Be Old to Be Wise», да и «United» и «The Rage» тоже не добавляли альбому мощности, а только отнимали ее.

Лейблы российского выпуска. Хронометраж песен тут отличается от выпуска английского, также он не соответствует никаким виниловым выпускам, скорее всего диск производился с какой-нибудь CD-версии
Лейблы российского выпуска. Хронометраж песен тут отличается от выпуска английского, также он не соответствует никаким виниловым выпускам, скорее всего диск производился с какой-нибудь CD-версии

Но если не учитывать эти песни, а прикинуть, что пластинка вышла в виде мини-диска всего с пятью песнями, то он получился просто потрясающим. Когда я записал себе этот альбом на пленку еще в 80-х, то весь «мусор», который мне тогда таковым казался, я задвинул в конец. Вообще их выкинуть я, конечно же, не мог – изредка приходилось их слушать, потому что я ведь не простой меломан, а любитель «Пристов». Но даже сегодня эти четыре песни меня не сильно устраивают на альбоме, хотя, конечно же, и в разной степени.

Наиболее сильная из этих «отщепенцев» - «United», потом идет «The Rage», а вот два дешевых рок-н-ролла (которыми «Присты» так увлеклись, что даже записали их ментальных клонов на альбоме 1986 года «Turbo») можно рассматривать только как какое-то странное дополнение к альбому.

Но, в общем, альбом в целом получился убойным, хотя я, кажется, начинаю повторяться. И чтобы не быть голословным, постараюсь дать хотя бы краткую характеристику каждой песне этого эпохального металлического творения своей любимой группы. Песни указаны в том порядке, в каком они шли на английской пластинке. Все песни написали Типтон, Хэлфорд и Даунинг.

Сторона 1:

1). Rapid Fire (4:07) «Беглый огонь». Очень мощная «открывашка». До этого я не предполагал, что «Присты» способны на такой глубокий прорыв в тяжелой музыке, ведь я до этого слышал только те альбомы группы, которые можно было отнести скорее к харду, а не металлу. Вот это меня и поразило прежде всего, и поражает по сей день. Я даже могу сказать, что это эталон металла, на котором потом «Присты» сделали множество таких же тяжелых и таких же прекрасных номеров.

2). Metal Gods (3:58) «Металлические боги». Еще один удивительный по мощности шедевр. Соло-гитара блестяща, не побоюсь даже сказать о том, что Типтон тут в таком ударе, в каком он не был при записи ни одного прежнего альбома – коротко, мощно, но выразительно. И хоть на пластинке не указано, кто какие соляки на ней играл, сам Типтон впоследствии признал, что все это наиграл он, а Даунингу были отданы только несколько соло-партий в двух последних композициях.

3). Breaking the Law (2:34) «Нарушение закона». Потрясающий шедевр, правда, в шлягерном исполнении, так сказать, но, тем не менее, комментировать эту убойную песню не имеет смысла – и так понятно, что это именно шедевр во всех всевозможных отношениях. Скажу только, что концертный вариант отличается гитарным соло К. К. Даунинга в кульминации, а так он вообще скорее ритм-гитарист, чем солист.

4). Grinder (3:56) «Точильщик» (что-то связанное с мясорубкой). Еще один мощняк, продолжающий тему двух первых композиций. Одна из моих любимых песен на альбоме, да и вообще в творчестве «Пристов», потому что вот уже 30 лет постоянно скрипит у меня на зубах, в хорошем смысле, конечно же.

5). United (3:31) «Единство». Песня хороша, но тут слишком заметный перебор в патетическом плане. Халфорд естественно поет только припев, да и тот какой-то стандартный. А в основном хоть мелодия и зачетная, но исполненная как-то вымученно. Недоработка, в общем, можно было бы усилить эту композицию хотя бы гитарной риффовкой помощнее, тогда бы недостатки песни не так бросались бы в глаза, вернее, в уши.

Сторона 2:

6). You Don't Have to Be Old to Be Wise (5:03) «Не обязательно быть старым, чтобы быть мудрым». «Проходняк», ничего интересного, хотя меня всегда довольно сильно привлекал в этой песне финальный вокальный момент, то, как Хэлфорд мастерски упражняется своими голосовыми связками, раз за разом повторяя более-менее вменяемый припев.

7). Living After Midnight (3:30) «Жизнь после полуночи». Стандартный рок-н-ролл, ничего металлического, мало того – ничего вообще интересного, ни в музыке, ни в вокале, даже Типтон пилит свое соло как будто он рядовой шахтер, не дотягивающий до стахановского звания.

8). The Rage (4:43) «Ярость». Принципиально песенка неплохая, риффовка на уровне Black Sabbath, но вот когда вступает Хэлфорд, сразу всё металлическое очарование обрушивается. Какой-то вымученный номер, и особенно его умаляет такое же вымученное блюзовое соло Кена Даунинга образца 70-х годов, но никак не в эпоху рок-металла.

9). Steeler (4:28) «Стилер». Очередной супер-шедевр, возможно, самый лучший (для меня, по крайней мере) номер на альбоме. И хотя, несмотря на специфический скрежет гитар, номер скорее хардовый, чем металлический, все же это полный убой. Я эту песню знаю наизусть до самой последней ноты и самой последней гитарной, вокальной и барабанной заковырки. Прекрасное завершение альбома. Кстати, соло на гитаре – Кена Даунинга. Об этом можно судить по homemade видео ниже.

В заключение хочу добавить еще вот что.

Признаюсь, что мне новый барабанщик Дэйв Холланд, пришедший в JP в 1980-м из группы Trapeze, где он в начале 70-х играл с Гленном Хьюзом, а позже – с Питом Голби (вокалист Uriah Heep в 1982-1985 гг.) – не нравится. Слишком плоский звук барабанов у него получается, правда, этот грех прекрасно затушевывался мощнейшей игрой прочих музыкантов, тем не менее когда его сменил Тревис Скотт, я вздохнул с облегчением.

Альбом «British Steel» записывался в поместье Титтенхёрст-парк (Аскот, графство Беркшир, Англия), принадлежавшее в 1980 году Ринго Старру, который до этого выкупил его у Джона Леннона. На территории поместья находилась построенная Ленноном студия звукозаписи Ascot Sound (она же впоследствии - Startling Studios), но диск записывался не в ней, а непосредственно в доме Ринго Старра. Бывший «битл» разрешил JP своим домом попользоваться ровно месяц, а сам с женой Моурин уехал куда-то в путешествие, вывезя предварительно из дома все хрупкие вещи и запретив «пристам» гонять по парку на мотоциклах, а также ловить рыбу в пруду. Запись началась 1 февраля, а закончилась 28-го. Сведение уже записанного материала производилось рядом - в Startling Studios.

Вышла пластинка 14 апреля того же, 1980 года, и очень быстро стала «золотой» в США, а потом собрала и первую свою «платину». Правда, это не первая «платиновая» пластинка Judas Priest – первым в этом статусе был предыдущий концертный альбом «Unleashed in the East». Но можно сказать, что «British Steel» стал первым из четырех «платиновых» студийных альбомов в США – за ним «выстрелили» один за другим «Screaming for Vengeance (1982 г.), потом «Defenders of the Faith» (1984 г.) и, наконец, «Turbo» (1986 г.), причем альбом 1982 года получил в итоге целых две платины, то есть стал самым успешным в коммерческом лане произведением группы.

Однако все же можно говорить о том, что именно «British Steel» стал самым переломным альбомом Judas Priest, мало того – он определил перелом во всей британской тяжелой музыке, став первым альбомом, замутившим так называемую «новую волну британского хэви-метала». А если покопаться в анналах музыкальной истории, то он вообще первый во всем мировом металле, и его без всяких преувеличений можно считать самой настоящей металлической классикой.

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О JUDAS PRIEST НА МОЁМ КАНАЛЕ:

Judas Priest «Sin After Sin» 1977 г. ~ первый успех группы, который определил ее дальнейшее бытие

Гитарист «Judas Priest» Гленн Типтон свой первый диск записал еще в 1973 году

Judas Priest «Stained Class», 1978 г. Именно с этого альбома началась эра спЕЕд-метала и трэша

Альбом Judas Priest «Defenders of the Faith» 1984 г. – это вершина группы, которую она так и не перепрыгнула

Саймон Филлипс стучал в Nazareth '75 и в Judas Priest '77, и сегодня он – самый именитый сессионный барабанщик

О каких западных рок-группах в конце 70-х в СССР и не слышали, а в 80-х они стали у нас супер-популярными?