Что есть сон? Сублимация ли это нашего сознания? Рассудочное ли бормотание, одурманенное магией краткого забвения? Или это некие тени, фатально поднимающиеся из древних омутов подсознательного?
Мудрые благоговеют перед сном, иные – смиряются как с фатумом. Мистики, поэты, писатели, пишущие чернилами темноты, настоянными на лунном свете, охотно отзываются на имя "художников чарующе жутких сновидений". Причащаясь гипнотическими грезами, они относятся к снам как к женщине своих мечтаний – сладострастно желая и боясь. Погонщики снов – мастера сюрреализма хитро прячут свои фобии и психозы за яркостью ирреальных фигур, но и они служат ему.
Что есть сон? Лукавый властелин трети жизни человеческой, либо туповатое животное, пережевывающее жгуты реальности? Чтобы найти ответ, отправимся в потаенные пределы забвения.
Анатомия препарированного сна
Чем больше нынешняя наука осваивает пространства логики и опыта, тем чаще сталкивается с неожиданными тупиками и трясинами двусмысленности. Однако было бы незаслуженно презрительно отталкивать наблюдения и толкования современной медицины.
На металлическом столе под яркими лампами лежит сон. Над ним стоит патологоанатом в халате небесного цвета и говорит нам:
- Сон – явление общебиологическое, особенно выраженное у высших животных. Это периодическое физиологическое состояние организма, выраженное в относительной блокаде сенсорных связей с окружающим миром и прекращении специфической для данного организма деятельности. Одним словом, когда мы спим, то мы спим. Сон – приспособительный фактор, уберегающий активную часть нервной системы от истощения и восстанавливающий оскудевший запас пластических и энергетических веществ. Внешне сон проявляется у человека в виде потери сознания, увеличения роста тела, что связано с падением тонуса мышц. Видимо, отсюда происходит устойчивое выражение – расти во сне.
Господствующая ныне корково-подкорковая теория отличается от своих старших сестер – сосудистой, гуморальной, подкорковой и корковой – лишь большим объемом наблюдений и открытий, якобы подтверждающих ее. Но и эта теория далека от универсальной формулы сна. Просто открылась старая истина: сон проявляет себя в активном взаимодействии двух систем – лимбической, расположенной в подкорковых областях мозга, и церебральной (рассудочной), обосновавшейся в коре головного мозга.
Под сном большинство из живущих понимают сновидения. Да, сон – это отдых, забвение. Но главное – это сновидения. Устойчивая идиома "сон без сновидений" эмоционально воспринимается как некая досадная оказия. "Устал, заснул, как в бездну провалился"… Отсутствие сновидений даже на одну ночь вызывает легкое недоумение. Как будто кто-то лишает нас законной порции фантасмагории – десерта.
Вероятно, первыми, кто с большой долей самоуверенности решил прочитать коды и пароли сновидения, был истинный гений провокации и мистификации Зигмунд Фрейд. Благообразный венский профессор, именитый и респектабельный, он частенько вгонял целомудренных матрон в краску, с долей цинизма объясняя им, что приснившийся зонт – это фаллос, а шляпка – вульва. Демиург же этого сексуального бестиария – великий и единый libido, что дословно переводится с латинского как "похоть".
Фрейд в своем психоанализе отнюдь не десакрализовал сон. Он лишь "словами века сего" озвучил древнюю истину, ведомую только особо посвященным магам: сексуальная энергия – единственный дар богов человеку. Характерно как краеугольное понятие психоанализа "либидо" трансформировалось у самого Фрейда. Изначально просто "похоть, страсть", у позднего Фрейда "либидо" вполне сблизилось с "эросом" Платона – примордиальной силой, творящей мир из Хаоса.
Верный ассистент и гениальный ученик отца психоанализа Карл Густав Юнг не просто развил почин учителя, но и преобразил его значительно. По воспоминаниям самого Юнга, однажды ему приснилась некая комната, наполненная алхимическими символами. Во фрейдистский психоанализ явился европейский средневековый оккультизм, как бы демонстрируя свое первородство и приоритет в просторах души и духа. Юнг услышал в пении сновидений темные заклятия архаических мифов и первобытной магии.
Брат смерти, сын великой ночи сон…
Однако покинем лабиринты академической науки, те ее области, где блуждают юнгианские тени и веет сладостным запахом фрейдистской похоти – либидо. Взглянем на сон глазами богоподобных предков.
Ты не живой, ты и не мертвый,
Бессмертный богов зародыш, о сон!
Варунами – твоя мать, Яма – отец твой,
Именем Арару ты наречен.
Эта магическая формула взята из "Атхарведы", написанной примерно в IV-III вв. до н. э. и содержащей различные заговоры и заклятия. Для того чтобы заклятия были максимально действенны имена и генеалогия божеств скрупулезно уточнялись, поэтому мы с полным правом можем доверять аутентичному древнеарийскому источнику.
Итак, сон предстает перед нами сыном Ямы – Первочеловека, царя Золотого века, первым сошедшего в мир смерти и ставшего его повелителем, и Варунами – женской ипостаси грозного бога Варуна – повелителя ночного неба и изначального океана. Сам же сон – Арару – это божество-асур (ср. русское "ящер") – драконоподобный обитатель вышних сфер, наделенный необычайной мощью и божественным разумом.
Древние эллины, еще одни носители индоевропейской традиции, почитали бога сна Гипноса сыном богини ночи Никты и братом бога смерти Танатоса и богини возмездия Немезиды. Гипнос обитал в передних пределах подземного мира и, следовательно, был божеством хтоническим.
Мистерии Гипноса носили на редкость таинственный характер и, вероятно, как-то были связаны с загадочным культом Кабиров – мудрых змееподобных божеств дочеловеческих мифов. Величайшие ученые и философы Этрурии, Эллады и Рима в определенные ночи отправляли невообразимые культы, чествуя этих загадочных существ. Среди адептов культа Кабиров были Платон, Пифагор, Аристотель, Плутарх и многие другие.
В магических практиках как западной, так и восточной традиции сон имеет огромное значение. Он рассматривался магами как средство коммуникации с иной реальностью. "Устами сна говорят Боги" – аксиома мистики.
Мастера сновидения
Для истинных магов сон чрезвычайно многоипостасен. Помимо восприятия сна как "голоса богов", маг еще и стремится овладеть пространством сна: родиться в царстве сна, стать в его туманной стране самостоятельной личностью, субъектом со своей волей, обрести, в конечном счете, свободу. Задача эта чрезвычайно сложная и успех возможен лишь при несгибаемой воле и запасе личной магической силы.
Обретение же "мудрой силы" – "силы пробудившейся звезды" – это путь аскезы и полуночных бдений. Обретая целостность в сновиденческой реальности, маг способен проделывать невероятные вещи в бодрствующем мире.
Обретение целостности во сне понимается магами вполне однозначно: адепт должен увидеть и осознать себя как личность, способную пролонгировать свою волю в том призрачном мире. Медитация йогов, шаманский транс, откровения медиумов и ясновидение – все это грани Великого сна.
Согласно некоторым эзотерическим доктринам, окружающий нас мир – иллюзия, сон божества, а сновидения – единственная реальность.
"Достойный человек стоит по ту сторону добра и зла… Достойный человек постиг Все-в-одном. Достойный человек знает, что иллюзия – это единственная реальность, а плоть – величайший обманщик…" На редкость красивая эпитафия кичливому материализму, сказанная великим писателем-мистиком Г.Ф. Лавкрафтом.
Так будьте же почтительны перед богами Сна, их могущество превосходит самые дикие фантазии, но они благоволят к смертным.
⭐ Интенсивный курс "Матрица Сновидений" - начните использовать 1/3 своей жизни, что проводите во сне, себе на пользу! 👌