Был у меня как-то пост о том, что главный страх, который удерживает людей от начала эксперимента в Дизайне - это страх отказа от нашего отражения в социальном зеркале. Тридцать семь лет я думала, что я вот то и вот это, и вот этим я являюсь, а этим - нет. А теперь мне предлагают наплевать на это и подвергнуть все сомнению и глубокому пересмотру. Что? Да ни в жизнь!
Социальное зеркало всегда кривое
Отказ от историй, которые мы рассказываем себе про себя же - это психологический стресс невероятной силы. Отчасти потому, что глубоко внутри мы осознаем: почти все эти истории - ложь. Если каждый из нас уникален, то отражение в социальном зеркале является ложью. Но нас учили воспринимать себя через это отражение на протяжении всей жизни. Кому-то с детства втемяшивали в голову, что он не способен к математике или языкам. Кому-то постоянно намекали на то, что не мешало бы поправиться или похудеть. Кому-то говорили, что он должен уважать авторитеты, иначе никогда не заведет друзей. Кому-то говорили, что нельзя делать татуировки, потому что люди с татуировками не получают хорошую работу. И мы делали то, чего от нас ждут, ведомые одним из основных человеческих страхов - страхом оказаться вне стаи. Принадлежность к обществу - наш инстинкт, хотим мы этого или нет. И угроза изгнания из общества может напугать нас до смерти. Это не шутка. Недаром социальная депривация в разных ее формах рано или поздно приводит к необратимым психическим, а иногда и нейрофизиологическим нарушениям в мозгу.
Но давайте посмотрим на это с другой стороны. Та маска, которую вы создали для общества, на самом деле не является вами. То есть, вы лжете каждую секунду своей жизни. Лжете себе, лжете другим. И так свыклись с этой ложью, что поверили в нее. В каком-то смысле этих слов мы все - патологические лжецы. Мы боимся открыть себе, а потом и миру свое настоящее лицо. Да, это будет совсем не тот человек, к которому все привыкли. Он будет странным, противоречивым, порой чересчур холодным, порой чересчур эмоциональным. Он перестанет подстраиваться под других по одной простой причине: когда вы в контакте с собой настоящим, потребность подстраиваться под кого-то пропадает сама собой. Вы больше не навязываете другим свое общение. Не испытываете болезненное желание заводить как можно больше друзей. Не пытаетесь кому бы то ни было понравиться. Вы просто такой, какой есть, и вы прекрасны.
Говорить vs делать
Мне доводилось проводить собеседования, и во время каждого из них я наблюдала за тем, как люди из кожи вон лезут, пытаясь продемонстрировать прелести своей маски. Вы можете быть мастером притворства, но это заметно сразу. Когда кто-то начинает описывать прелести своей маски вместо того, чтобы показывать себя настоящего, они используют обтекаемые формулировки и говорят о своих качествах (порой очень шаблонно - "я ответственный", "я исполнительный", "я хорошо лажу с людьми"). "Каковы ваши сильные стороны?", любят спрашивать на собеседованиях. "Каковы ваши слабые стороны?". Но правда в том, что это никого не интересует. Человек может долго расписывать свои сильные стороны. Кое-кто опишет и слабые. А как насчет суровой конкретики?
На обтекаемое "я умею и люблю руководить людьми":
Пожалуйста, расскажите подробнее о вашем опыте как руководители. Назовите пять ключевых проблем, которые вы решили на предыдущем месте работы. Опишите их суть, процесс решения и результат.
Или еще лучше:
Пожалуйста, расскажите о трех ошибках, которые вы, как руководитель, допустили на прошлом месте работы. Какие выводы вы сделали, и какие шаги предприняли для того, чтобы улучшить свои навыки?
На вдохновляющее, но абсолютно неконкретное "у меня большой опыт в управлении проектами":
Пожалуйста, расскажите о том, что для вас наиболее важно в работе над тем или иным проектом. Назовите список из пяти главных ценностей, на которые вы опираетесь, и опишите, как они проявляются на практике.
Иногда нам нужен другой человек для того, чтобы мы сняли маску и посмотрели на себя настоящего. Чтобы копнули глубже и прикоснулись к своей индивидуальности. К тому, кем мы являемся на самом деле в контексте наших действий, а не абстрактных понятий "стрессоустойчивый", "общительный" или "обладающий сильной волей". Конкретика - наше все.
Ну, и напоследок - чуть-чуть личных примеров
Чтобы не выглядело абстрактно.
Я - писатель, и я каждый день пишу тексты. Я написала 20 + книг, собственных и в соавторстве. Я регулярно пишу статьи, веду блоги и страницы в социальных сетях.
Согласитесь, звучит лучше, чем "ну, мое хобби - это писательское творчество, и еще я время от времени пишу статейки в свой уютный бложик".
Я - наставник, преподаватель и коуч писательского мастерства, и я администрирую собственный писательский клуб, в рамках которого обучаю всех желающих теории и практике писательского мастерства. Я пишу статьи, создаю курсы, записываю мини-циклы аудио. И, конечно же, консультирую лично.
Согласитесь, звучит лучше, чем "я коуч, и я - твоя гарантия успеха! Довольно, а теперь плати".
Я - бывший сотрудник сферы обслуживания. У меня есть опыт работы с клиентами самого разного уровня, включая владельцев крупных фирм, доход которых исчисляется в суммах с шестью нолями.
Я отлично знаю, что такое "стрессовая ситуация". Стрессовая ситуация - это не когда на вас кричит клиент. Стрессовая ситуация - это когда ключевого клиента по-крупному подвел ваш деловой партнер, а вы не знаете, как снять напряжение и разрулить все с пользой для обеих сторон (а я знаю, и делала это не раз). Стрессовая ситуация - это когда мать девочки-подростка на другом конце провода плачет в истерике, потому что не может попасть домой, и уверена, что ее дочь перерезала себе вены, а вы застываете, как статуя, и адреналина у вас в крови столько, что вы способны пробежать десять километров без остановки (с дочерью все было в порядке, она просто сидела в наушниках за компьютерной игрой, ох уж эти подростки).
Я могу определить, в каком настроении клиент, и чего он хочет, по тону его "здравствуйте". Я знаю, как отказать человеку вежливо - и он даже не поймет, что ему отказали. Знаю, как перевернуть его впечатление об услугах компании или работе клиентского сервиса от "ненавижу вас, чтобы вы сдохли, проклятые воры" до "я буду предан вам до гробовой доски и порекомендую вас всем своим друзьям". И на всех местах работы обучала всем вышеперечисленным искусствам новых сотрудников.
Согласитесь, звучит лучше, чем "я люблю общаться с людьми, я стрессоустойчивый и лажу со всеми, возьмите меня на работу".
Помимо всего прочего, в моей копилке есть несколько лет руководящего опыта. Я знаю, как объединять и мотивировать команду, при этом оставляя у каждого ощущение собственной уникальности и значимости. Я принадлежу к тому типу лидеров, которые спят, едят и тренируются вместе со своими "солдатами" - то есть, люблю быть в гуще событий. Поэтому основополагающими ценностями для меня является доверие, а во главу угла я всегда ставлю человеческие взаимоотношения. "Политика открытой двери" в моем случае - не красивое словосочетание, а способ взаимодействия с коллективом. Когда кто-то из подчиненных приходит ко мне для того, чтобы поделиться личной проблемой или рассказать о конфликте с коллегой, я откладываю все дела и концентрируюсь на нем. И считаю, что это - единственная стратегия, с помощью которой можно выстроить здоровые отношения между руководителем и подчиненными. Все проблемы в коллективе так или иначе проистекают из неумения руководителя (или руководителей) понимать истинные мотивы и чувства подчиненных. С развитым эмоциональным интеллектом никто не рождается, над ним необходимо работать каждый день, и совершенно не важно, насколько высоко вы забрались по карьерной лестнице.
Согласитесь, звучит лучше, чем "я бодрый и яркий и могу заставлять других людей делать то, что нужно компании".
Помните: нас определяют конкретные действия, складывающиеся в опыт, а не маска, которую мы так красочно описываем.
#АнастасияЭльберг
#личнаяэффективность
#собеседование
#карьера
#самоопределение