Возвращаем формат сближения с резидентами Мастерских Винзавода и это семь художников_ц: Карина Россиус, Кристина Пашкова, Катя Улитина, Елена Шайманова, Света Красинская, Даша Блудова и Александр Кашин. Художницы_ки познакомились во время учебы в Институте современного искусства Иосифа Бакштейна, позже объединились в формате арт-самоорганизации Baseless (всего в объединении входили 17 художников_ц).
В Мастерских работают над индивидуальными проектами и в различных техниках: гобелен, танец, перформанс, инсталляции, скульптура, видео-арт. Пространство для авторов_к – это художественная лаборатория, где в режиме настоящего времени создается искусство, разное по форме и содержанию.
Каждому мы задали один или два вопроса о трендах в современном искусстве, реакции зрителей и, конечно, смысле творчества. Ответы читайте в нашем материале ниже.
Карина Россиус
— Любимый тренд в современном искусстве?
Мне нравится, что в искусстве сейчас ставится вопрос экоосознанности. Многие художники_цы выбирают определенный медиум: произведение искусства не должно наносить вред окружающей среде.
Мне тяжело думать, что после выставки, в которой я участвую, останется много мусора, который отправится на полигоны. Даже создавая крупные инсталляции, я выбираю материалы, которые могут компактно храниться у меня в мастерской.
— Красота целого или красота элементов?
Через образы себя, своих близких и родных, природы и мест я рассказываю истории. В каждом элементе закодировано послание: от политического высказывания до наблюдения за природой. В целом элементы составляют карту — пережитого опыта, столкновения или поиска решений. Без красоты элементов невозможна красота целого и наоборот.
— Над каким проектом ты сейчас работаешь в Мастерских Винзавода?
Мой последний проект — инсталляция «Разрыв». Часть работы сейчас можно увидеть в нашей мастерской на Винзаводе. Эта работа о том, как разные виды идентичности внутри одного человека способны пересекаться, наслаиваться, вступать в конфликт и разрываться.
Моя идентичность художницы тесно связана с Винзаводом. Первая выставка, в которой я приняла участие, проходила здесь. После этого проекта мы создали арт-самоорганизацию Baseless. Позже, во многом благодаря Baseless, я стала резиденткой Мастерских. ИСИ ИБ и Винзавод — две институции без которых я не представляю свое становление как художницы.
Кристина Пашкова
— Чем тебя привлекает искусство гобелена?
Современные художницы часто выбирают текстиль в качестве медиума, а сегодня популярность его только растет. Это отражает запрос на выведение женских и домашних практик из зоны невидимости. Мне интересно ткачество и гобелен потому, что эта техника очень связана с антропологией, культурой и технологиями.
Текстиль и ткачество – благодатная почва для коллективных практик, построения новых связей и коммуникаций, даже межпоколенческих, что особенно редко и ценно сегодня.
— Практика ткачества – это …
Это древнее программирование. Один-ноль-один-ноль-один ноль. Прообраз первых компьютеров – Жаккардовый ткацкий станок с его системой перфокарт, которая позволяла быстро ткать сложные узоры: мне интересно поднять эту связь, немного позабытую, и найти в ней какие-то ключи.
— Каким будет искусство будущего?
Сейчас я чувствую будущее в постоянном возвращении к прошлому. Но это не вторичное повторение. Несмотря на то, что искусство как будто повторяет само себя, есть много прецедентов, когда рождаются новые смыслы и связи — в этом главная ценность.
Катя Улитина
— Чем тебя привлекает эстетика танца?
Одержимостью, дикостью, ритуальностью, драматизмом и преодолением возможностей человеческого тела.
Изучение, наблюдение и присвоение танца через графику. Танец — некогда прерванная траектория моей биографии, в детстве был балет, сейчас в своих проектах я обращаюсь к современному танцу, перформансу, наблюдением за движением в повседневности.
— Импровизация или отрепетированная постановка?
Современный танец, как и все современное искусство, не вписывается в рамки. Любой опыт уникален, для меня каждый проект – изучение философии телесности.
У меня есть проекты с театром «Балет Москва» и Центром Мейерхольда, многолетнее сотрудничество с Александром Андрияшкиным. Классические и этнические танцы в рамках международного проекта DanceHelp, где я параллельно вела лаборатории и изучала направления танца. Постановку можно увидеть в статике, повседневном движении, телесно-ориентированной терапии, или многофигурной композиции пассажиров в метро.
— В чем связь между визуальным искусством и телесными практиками?
Для меня эта связь во всем, все телесные практики визуальны: перформанс, спортивные состязания, руки пианиста над клавишами.
Человек в движении – не просто мимолетный образ. Помимо визуальной фиксации анатомии, мне важно эмпатически, а лучше физически чувствовать, какие мышцы задействованы, где центр внимания и наибольшее напряжение.
Елена Шайманова
— Когда ты создаешь свои работы, ты думаешь о реакции зрителей?
Работа над высказыванием обычно занимает от года. За это время я обсуждаю наработки с близкими людьми, вплетаю в перформансы часть материала. И, конечно, мне очень ценно видеть и слышать реакцию. Иногда окружающие точнее тебя самого схватывают часть высказывания и определяют развитие работы.
— Что делать, если пропало вдохновение?
Три последовательных шага:
- Попробовать найти, куда стянуто ваше внимание.
- Смириться с напряжением. Это тоже энергия, значит можно его перенаправить.
- Обнять близкого человека.
Света Красинская
— Форма или содержание?
Художественный акт может существовать в различных формах. Форма для меня существует как внутренняя организация, которая упорядочивает содержание и создает определенную структуру. Форма помогает проявить и воплотить в жизнь содержание, но сама создается и развивается в зависимости от идеи.
— Топ-3 твоих любимых скульпторов. Почему именно они?
Генри Мур. В работах английского скульптора мне близка пластичностью объектов, подход художника к форме. Форма снаружи и внутри: он как бы впускает скульптуру в свое внутреннее личное пространство. Объем прорывается и пространство заполняет ее.
Берлинде Де Брейкере – бельгийская художница, работает с темой страха. Один из образов, который она использует – одеяло, чтобы спрятать свои страхи под ним. Ее скульптуры беззащитны и одновременно вызывают отвращение. Уязвимые объекты и уродливые формы, лишенные своего голоса.
Сара Лукас. Работает с темой гендера, социальных норм. Ее объекты собраны из обыденных вещей, не лишенные чувства юмора.
— Какая самая красивая форма в окружающем мире?
Квинтэссенция красоты – это бесформенность материи, именно в ней содержится возможность развития. Изначальной среда, в которой идеи обретают свои очертания.
Незавершенность в скульптуре и становление содержания прослеживаются в моей практике. Трактовать мои работы можно по-разному. Я бы сказала, что они представляют собой конструктор идентичности: каждый объект формирует себя в процессе демонстрации – обретает форму и функцию, проявляет свой голос.
Даша Блудова
— Как ты проживаешь настоящее через искусство? В чем ты видишь смысл творчества для себя?
Я не ищу смысла в творчестве. Искусство – это отражение реальности. Все, что происходит вокруг и внутри нас – проецируется на нашу деятельность, перерабатывается и выдается как продукт.
— Какой вид искусства наиболее близко отражает твои чувства и художественные замыслы?
Я работаю с разными медиумами, материалами и способами экспонирования. Все, что помогает автору донести свою идею или мысль до зрителя – имеет право на существование.
— Художественный проект твоей мечты.
Собственный проект на выставке современного искусства Documenta, которая проходит раз в пять лет в Касселе.
Александр Кашин
— Куда ведут все дороги?
Думаю, что в разные места сетевого мира. Если говорить о решениях, которые нам приходится принимать в жизни, то мне видится важным и сама возможность решать и последствия этих решений. Мне бы не хотелось, чтобы мы лишали себя субъектности, обесценивая важность выбора.
— Твои любимые: материал / медиум / художественный инструмент?
Не уверен, что между мной и медиумом есть отношения такого рода, которые я мог бы описать категориями любви. Это скорее удивление, попытка прислушаться к материалу или технике. Мне интересны обычные/обыденные вещи, взаимодействие этих вещей, их смешение. Социальные, экономические или политические отношения, которые стоят за предметами.
— Чем тебя привлекает формат опен-спейса, в котором ты разделяешь рабочее пространство с другими художниками в Мастерских?
Мне интересно понятие коллектива: сообщества играют ключевую роль в культурной жизни. В таком формате взаимодействия рождаются интересные мысли и высказывания.