Бойтесь своих желаний - знаменитая фраза Булгакова из романа "Мастер и Маргарита". Желания имеют свойство сбываться. Иногда следует даже задуматься: а твое ли это на самом деле желание, или тебе его навязали? Например, политики, которые хотят сохранить за собой уютные креслица в правительстве страны. Не политики ли пытаются убедить тебя в том, что ты очень хочешь стать частью Евросоюза? Действительно ли ты этого жаждешь? Если задуматься, и посмотреть на ситуацию с другой стороны, можно заметить, что вступление в Евросоюз принесет для грузин очень много проблем. Гораздо больше, чем преимуществ. Грузинские политики об этом умалчивают. Они обещают золотые горы, золотые банковские карты, золотому унитазы и полный рот золотых зубов. Достаточно лишь стать частью европейской семьи. Но реальное положение дел оказывается намного сложнее. Одного желания этим летом было мало - нужно было еще выполнить определенные требования, чтобы соответствовать новой семье. Странно, ведь та же Молдавия не удовлетворяет ни одному требованию, которые были предъявлены Грузии. Но у Молдавии есть свой "человек" в ЕС - Румыния. А у Грузии нет никого, кто бы мог заступиться за интересы страны. К тому же это европейское "ты должен" выглядит совсем уж не гостеприимно. Мы, видите ли, к вам с открытой душой, а вы так нечестно поступаете. Что-то в этом есть неприятное и подозрительное.
Соответствовать. Это очень важное слово, о котором следует задуматься. Соответствовать - означает выполнять ряд принятых норм. И если не соблюдать это условия, полагаются штрафы. Проблема в том, что иногда нормы могут вступать в противоречие с традициями. И что делать в таком случае: ломать общественные устои ради одобрения европейского дяди, или же платить этому дяде большие деньги, чтобы он не сердился на несоблюдение норм? Быть частью европейской семьи означает массовые репрессии против граждан Грузии. Почему так? Очень просто. Я уже писал об этом. Соблюдение правил, норм и законов для грузин - нечто добровольное. Но для европейских надзорных комиссий не существует такого понятия, как добровольное участие. Либо соблюдать принятые нормы, либо платить штрафы и все равно делать так, как указано в инструкции. Особенно в инструкции по безопасности. Для того, чтобы вы, наконец, осознали масштаб трагедии, позвольте привести один единственный пример. В Европе существуют жесткие строительные требования по безопасности и экологичности. Только представьте себе реакцию любого надзорного комитета, когда он приезжает в Батуми и видит то, что на изображении ниже. Логично предположить, что все батумские пристройки к домам очень быстро окажутся незаконными. И что делать в таком случае? Сносить? Сносить половину города? Вы представляете себе реакцию жителей, когда им начнут выписывать штрафы за незаконные пристройки? И это всего лишь один пример.
На самом деле проблема гораздо глубже, чем может показаться. С 2018 года в Грузии отмечается рост числа диссидентов, сбежавших заграницу от действий правящей партии. Основное направление миграции оппозиции, которая хочет укрыться от преследования - страны ЕС. Но как только Грузия станет частью Евросоюза, она может потребовать арестовать и выслать всех своих граждан, которые нарушили законы страны. Вышел на митинг несколько лет назад, получил срок за массовые беспорядки - шенгенская зона тебя больше не спасет. Причем нет абсолютно никакой разницы, какая именно партия находится у власти страны. Как только Грузия станет частью европейской семьи, все ее граждане, где бы они не находились в рамках ЕС, могут оказаться в розыске. Для этого достаточно одного лишь запроса властей, которые, конечно же, не упустят шанса разделаться с неугодными активистами. Но не стоит думать, что эта возможность играет на руку правительству Грузии. Властям регулярно придется делиться информацией: кто, где, когда и сколько? Особенно болезненной станет процедура подсчета налогов. Потому что ЕС требует прозрачности в налоговых отчетах, особенно от политиков. И на свет могут всплыть крайне дискомфортные данные об имуществе и накоплениях, которые хранят грузинские политики за рубежом. Причем эти данные будут неприятны как для правящей партии, так и для оппозиции. Многие, наконец, узнают, откуда именно берется финансирование митингов и протестов. Более того, грузины неожиданно увидят, какая именно часть европейских инвестиций оседает в карманах чиновников. И стоит полагать, никому эта цифра не понравится.
Может показаться, что насильственное приучение к правилам даже будет полезно для страны. Грузия освободится от теневой экономики и будет развиваться в соответствии с мировыми стандартами. Однако, на практике это не работает так. Особенно в таких запущенных случаях, как в Грузии. Грузин заставят платить за все, что раньше казалось обычным: за припаркованный автомобиль на пешеходном тротуаре, за незаконное ведение бизнеса (особенно в курортной зоне), за отсутствие кассовых аппаратов, за несоблюдение санитарных норм в магазинах и ресторанах, за незаконную перепланировку, за незаконное строительство, за несоблюдение экологичных норм (бетонный завод в центре Батуми), за домашнее насилие, за отсутствие документации, за массовую коррупцию и откаты, за присвоение государственной земли, за отсутствие лицензии, и так далее и тому подобное. Буквально вся привычная жизнь грузина будет пронизана штрафами настолько, что это будет действительно выглядеть, как массовые репрессии, а не как улучшение жизни граждан. Понимают ли это сами грузины - сложный вопрос. Пока что складывается ощущение, что рядовой гражданин видит вступление в ЕС, как тринадцатую зарплату. От него ничего не требуется, а взамен он получает бонус. Грузины не понимают, что 12 требований, которые выдумала Еврокомиссия - это лишь начало. Что за этим последуют серьезные меры по "европеизации" всех сфер жизни. Что сдача квартиры приезжим должна оформляться официально, и что каждому придется платить налоги за прибыль со сдачи. Иначе - штраф. Важный вопрос: откуда вообще у одной из самых нищих наций Европы появятся деньги на эти бесконечные штрафы?
Но и это не все проблемы, которые могут возникнуть, стоит только Грузии стать частью ЕС. Некоторые из вас еще в предыдущем абзаце заметили хитрую лазейку: зачем арендодателям платить налоги, если держать сдачу квартиры в секрете? Строгие общественные нормы рождают не только культуру ответственного поведения, но еще и культуру жалоб. Европейцы, особенно северные, любят писать доносы на всё и всех. Если они слышат крик ребенка за стеной - уже завтра к соседям приедет полиция и начнет расследование, насколько "правильно" родители воспитывают свое чадо и нет ли домашнего насилия. Именно поэтому о том, что квартира сдается, а налоги не платятся, надзорные органы узнают непременно. Ведь в том числе это станет и конкурентной борьбой - грузины начнут доносить на грузин, чтобы занять более выгодное место. И снова, в курортной зоне подобные доносы станут играть важную роль распределения сфер влияния между игроками. Впрочем, это довольно удобный инструмент для некоторых компаний, особенно начинающих. Пишешь донос на маленький магазинчик в центре приморского города, ему приходится освободить площадь, и ты вовремя предлагаешь арендодателю занять пустое место. К счастью, подобная практика может удачно повлиять на качество туристических сервисов. Если раньше отели могли позволить себе наплевательское отношение к приезжим, после того, как доносы станут неотъемлемой частью жизни, различные комиссии станут чаще проверять их деятельность и чаще выписывать штрафы, тем самым заставляя работать лучше.
И все же для Грузии слишком рано начинать подобные "петровские" методы социальных изменений. Строгие требования с самого начала вызовут лишь недовольство и протесты со стороны граждан. Возможно, в правительстве это понимают, отчего не спешат влиться в европейскую семью. К тому же многие забывают, что европейские деньги - это не подарки. Это кредиты, которые будет необходимо выплачивать. А если нечем платить - придется отбирать у народа пенсии и пособия, сокращать бюджет на социальную политику и урезать расходы на культурные объекты. Некоторые страны ЕС, как Греция, прекрасно понимают, о чем идет речь. К тому же не стоит забывать и о развитии грузинских компаний. Как только рынок станет общим, все они окажутся за пределами конкуренции. Частично из-за несоответствия европейским нормам, частично из-за недостаточного бюджета. И власти не смогут повлиять на ситуацию вручную, как это делается сейчас. Просто отдав тендер конкретной компании. Прозрачность будет требовать справедливого подхода к выбору подрядчиков. Однако, уже сама ситуация несправедлива. В одной из беднейших стран Европы не было ни времени, ни сил, чтобы выйти на европейский уровень. А это означает лишь то, что Грузия впадет в полную зависимость от новых хозяев. И если эти хозяева скажут начать военные действия против России, например, шанса отказаться уже не будет, как сегодня. В противном случае ЕС заставит компании уйти, и у Грузии ничего не останется, чем заменить их. Все это происходит прямо сейчас. Остается лишь удивляться, насколько некоторые слепы, не видя у себя под носом, чего стоят западные обещания и к чему приводит западопоклонничество.
Сулико Горишвили