В воскресенье, 7 августа, на «Культуре» вспомнили фильм «Кубанские казаки».
Сначала, перед показом этого старого фильма, в программе «Кубанские казаки". А любовь девичья не проходит, нет!» в течение часа рассказывали о самом фильме, его съёмках, о режиссёре и актёрах, снимавшихся в когда-то любимой многими отечественными зрителями ленте.
А уж после подробного рассказа о судьбе фильма, которому стукнуло за 70-ть, показали и сам фильм.
Рассказ о фильме вызвал двоякое чувство.
Авторы этого рассказа как бы постоянно извиняются за его режиссёра Ивана Пырьева, взявшегося за его постановку и получившего очередную Сталинскую премию, оправдывают снимавшихся в нём актёров.
Причина такой неловкости за фильм кроется в том, что после смерти Сталина, во времена Хрущёва, кинокритики, пресса, которые ещё недавно возносили картину чуть ли не до небес, столь же дружно стали обвинять и фильм, и его авторов в лакировке послевоенной колхозной жизни. Ведь фильм, снятый в 1949-м, вышел на экраны страны в начале 50-го. Не так давно закончилась разрушительная и кровавая война, лишь совсем недавно отменили продуктовые карточки.
В ту пору, якобы так не жила деревня, так не жили колхозники. Показанное в фильме изобилие - выдумка и приукрашивание действительности.
А я думаю, что те критики, чутко реагирующие на то, куда властные ветры дули, подстраиваясь под вкусы и желания главы государства, перегнули палку.
Даже в Википедии, не особо симпатизирующей сталинским временам, указывают, что
«Кубанские казаки» — советская музыкальная комедия.
Да и не о жизни колхозников в ней рассказ. О реальной жизни колхозников показано и рассказано в «Председателе», в «Простой истории», и даже в «Дело было в Пенькове».
Здесь же все события происходят на районной, межколхозной ярмарке. И где уж увидели критики экранное изобилие?
Договорились до того, что помидоры и развалы арбузов на ярмарочных рядах – это муляжи, сделанные бутафорами «Мосфильма». Это на Кубани-то?! Или там ни помидоры, ни арбузы не растут?
Тем более, фильм снимали в колхозе-миллионере(!) – и это после недавней войны – называвшемся «Кубань».
Не думаю, что на Кубани, у сельхозмиллионера был дефицит каких-либо сельхозпродуктов. А уж хомуты – один из которых героиня Ладыниной, председатель колхоза Пересветова, надевает на шею другому председателю Ворону в исполнении Лукьянова – уж никак не дефицит в деревне.
Что касается радиоприёмников на ярмарочных прилавках, то такой же приёмник появился у моей бабушки в подмосковной деревне не позже 55-го, поскольку прекрасно помню, как она млела, стоя и приёмника «Москвич» и слушая пение Лидии Руслановой.
Повторяю, «Кубанские казаки» - музыкальная комедия. И относиться к ней надо, как к музыкальной комедии. Не больше и не меньше.
И не надо от комедии, тем более, музыкальной требовать больше того, что ей положено по жанру.
Кстати, в программе, упоминалось, что после выхода фильма на экраны страны, на «Мосфильм» в большом количестве приходили письма от зрителей.
Некоторые просились на работу в колхоз Пересветовой. Выходит, поверили увиденному. Не усмотрели «лака».
А зрители с Дона и Кубани обратили внимание не на то якобы сказочное сверхизобилие на ярмарке, а на то, что участники экранных скачек плохо сидят в седле.
Если же и был какой-то перехлёст в наполненности ярмарочных прилавков, в экранном оптимизме и веселье, бьющем через край у экранных героев, на то это и комедия.
Зато, какие актёры снимались в этом любимом народом фильме.
Не могу не назвать их имён: Марина Ладынина, Сергей Лукьянов, Александр Хвыля, Клара Лучко, Екатерина Савинова, Владлен Давыдов, Юрий Любимов, Борис Андреев, Валентина Телегина...
Даже в эпизодах сыграли Константин Сорокин, Владимир Лепко.
А какие песни звучали в фильме!
«Каким ты был, таким остался», «Ой, цветёт калина», «Урожайная», «Не за теми дальними морями»...
Первые две из них ещё долгие годы пелись в народе, в том числе и за праздничными столами. И многие люди считали их народными. А это – высшая оценка музыкального произведения.
Так что, пора очистить этот фильм от несправедливо приклеенного ему ярлыка: «лакировка».
Он за долгие годы своей экранной жизни – даже переозвучивался – доказал, что был и остаётся любим массовым зрителем.
А зритель фальш и враньё в прежние времена чётко видел.
Все факты взяты из открытых источников или из прожитого автором, мнение и выводы – автора.
Подписка, лайки, комментарии читателей – приветствуются.