Найти в Дзене
О прожитом и узнанном

Вспоминая фильм «Кубанские казаки» - по следам телепередачи…

В воскресенье, 7 августа, на «Культуре» вспомнили фильм «Кубанские казаки».

Кадр из фильма. Из открытых источников.
Кадр из фильма. Из открытых источников.

Сначала, перед показом этого старого фильма, в программе «Кубанские казаки". А любовь девичья не проходит, нет!» в течение часа рассказывали о самом фильме, его съёмках, о режиссёре и актёрах, снимавшихся в когда-то любимой многими отечественными зрителями ленте.

А уж после подробного рассказа о судьбе фильма, которому стукнуло за 70-ть, показали и сам фильм.

Рассказ о фильме вызвал двоякое чувство.

Авторы этого рассказа как бы постоянно извиняются за его режиссёра Ивана Пырьева, взявшегося за его постановку и получившего очередную Сталинскую премию, оправдывают снимавшихся в нём актёров.

Причина такой неловкости за фильм кроется в том, что после смерти Сталина, во времена Хрущёва, кинокритики, пресса, которые ещё недавно возносили картину чуть ли не до небес, столь же дружно стали обвинять и фильм, и его авторов в лакировке послевоенной колхозной жизни. Ведь фильм, снятый в 1949-м, вышел на экраны страны в начале 50-го. Не так давно закончилась разрушительная и кровавая война, лишь совсем недавно отменили продуктовые карточки.

В ту пору, якобы так не жила деревня, так не жили колхозники. Показанное в фильме изобилие - выдумка и приукрашивание действительности.

А я думаю, что те критики, чутко реагирующие на то, куда властные ветры дули, подстраиваясь под вкусы и желания главы государства, перегнули палку.

Даже в Википедии, не особо симпатизирующей сталинским временам, указывают, что

«Кубанские казаки» — советская музыкальная комедия.

Да и не о жизни колхозников в ней рассказ. О реальной жизни колхозников показано и рассказано в «Председателе», в «Простой истории», и даже в «Дело было в Пенькове».

Здесь же все события происходят на районной, межколхозной ярмарке. И где уж увидели критики экранное изобилие?

Договорились до того, что помидоры и развалы арбузов на ярмарочных рядах – это муляжи, сделанные бутафорами «Мосфильма». Это на Кубани-то?! Или там ни помидоры, ни арбузы не растут?

Тем более, фильм снимали в колхозе-миллионере(!) – и это после недавней войны – называвшемся «Кубань».

Не думаю, что на Кубани, у сельхозмиллионера был дефицит каких-либо сельхозпродуктов. А уж хомуты – один из которых героиня Ладыниной, председатель колхоза Пересветова, надевает на шею другому председателю Ворону в исполнении Лукьянова – уж никак не дефицит в деревне.

Что касается радиоприёмников на ярмарочных прилавках, то такой же приёмник появился у моей бабушки в подмосковной деревне не позже 55-го, поскольку прекрасно помню, как она млела, стоя и приёмника «Москвич» и слушая пение Лидии Руслановой.

Повторяю, «Кубанские казаки» - музыкальная комедия. И относиться к ней надо, как к музыкальной комедии. Не больше и не меньше.

И не надо от комедии, тем более, музыкальной требовать больше того, что ей положено по жанру.

Кстати, в программе, упоминалось, что после выхода фильма на экраны страны, на «Мосфильм» в большом количестве приходили письма от зрителей.

Некоторые просились на работу в колхоз Пересветовой. Выходит, поверили увиденному. Не усмотрели «лака».

А зрители с Дона и Кубани обратили внимание не на то якобы сказочное сверхизобилие на ярмарке, а на то, что участники экранных скачек плохо сидят в седле.

Если же и был какой-то перехлёст в наполненности ярмарочных прилавков, в экранном оптимизме и веселье, бьющем через край у экранных героев, на то это и комедия.

Зато, какие актёры снимались в этом любимом народом фильме.

Не могу не назвать их имён: Марина Ладынина, Сергей Лукьянов, Александр Хвыля, Клара Лучко, Екатерина Савинова, Владлен Давыдов, Юрий Любимов, Борис Андреев, Валентина Телегина...

Даже в эпизодах сыграли Константин Сорокин, Владимир Лепко.

А какие песни звучали в фильме!

«Каким ты был, таким остался», «Ой, цветёт калина», «Урожайная», «Не за теми дальними морями»...

Первые две из них ещё долгие годы пелись в народе, в том числе и за праздничными столами. И многие люди считали их народными. А это – высшая оценка музыкального произведения.

Так что, пора очистить этот фильм от несправедливо приклеенного ему ярлыка: «лакировка».

Он за долгие годы своей экранной жизни – даже переозвучивался – доказал, что был и остаётся любим массовым зрителем.

А зритель фальш и враньё в прежние времена чётко видел.

Все факты взяты из открытых источников или из прожитого автором, мнение и выводы – автора.

Подписка, лайки, комментарии читателей – приветствуются.