Найти тему
Журнал ПРИГОРОД

Кирха преткновения

Оглавление
Фото: Яндекс-карты
Фото: Яндекс-карты

Арбитражный суд отказался вернуть лютеранам здание кирхи в Приозерске, на Ленинградской улице.

Отказные решения вынесли две инстанции; в сентябре дело будет рассматриваться в кассации. Истцом выступила Евангелическо-Лютеранская церковь Ингрии на территории России.

Сколько в Ленобласти лютеран, уточнить не удалось: официальная статистика подсчитывает количество религиозных организаций, а не верующих. В открытых источниках лютеранство называют второй по численности конфессией в регионе, после православия.

Церковь в Кякисалми была построена в 1930 году, по проекту Армаса Линдгрена, в духе финского романтизма (разновидность северного модерна). В ней установили 36-регистровый орган.

В 1940-м советская авиабомба пробила крышу; затем в кирхе размещался «Особый отряд НКВД». Финны вернулись в 1941-м и отремонтировали церковь. В 1944 году город снова заняли советские войска, кирха была преобразована в Дом культуры, следы религии уничтожили.

С 1987 года здание считается «объектом культурного наследия». В 2002 году кирха сильно горела: пожар уничтожил крышу и интерьеры. С тех пор используются только пристройки, «под административные нужды».

Прокуратура выносила администрации предписания «за ненадлежащее содержание памятника». В марте 2022 года глава администрации Приозерского района Александр Соклаков заявил 47news, что в кирхе планируют организовать «культурно-выставочный центр с концертным залом». И уже вроде бы есть «заинтересованные предприниматели».

Лютеране, однако, настаивали на том, что церковь следует использовать по назначению, ссылались на российское законодательство (закон 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения…») и выражали готовность вложиться в реставрацию.

Администрация церкви отказала. Лютеране обжаловали отказ в суде. Арбитраж подтвердил, что чиновники отказали правильно.

Потому что, по мнению суда, «на территории Российской Федерации данное здание по указанному (религиозному) назначению никогда не использовалось». В России немало храмов закрылось сразу после революции 1917 года, однако этот аргумент в многочисленных судебных спорах между чиновниками и православными ранее встречать не приходилось.

Кроме того, суд указал, что лютеране никак не доказали свои намерения финансировать реставрацию. Видимо, надо было предъявить банковскую гарантию.

Последние месяцы в СМИ много и охотно пишут о возвращении к «советским традициям». Проведение в церкви дискотек или использование храма под складирование плодоовощной продукции было бы достаточно убедительным примером. Или даже под размещение «особого отряда НКВД» - как бы он сейчас ни назывался…

Дмитрий Синочкин

Вернуться на страницу журнала "Пригород"

.