Найти тему

Можно ли допускать детей к гаджетам?

Без мобильных устройств уже давно сложно представить жизнь в современном мире. Мы используем их для общения, работы, множества повседневных задач, развлечения, обучения — гаджеты почти постоянно у нас в руках. Как связано развитие когнитивных функций, здоровье и благополучие ребенка с этими устройствами? В чем польза, а в чем вред гаджетов для детей? В этой статье мы собрали для вас все, что касается этой темы.

Зачем ребенку гаджеты?

Нынешние взрослые люди — это так называемые digital-immigrants — люди, которые родились и выросли до определенного возраста в бескомпьютерные времена. А наши дети — это поколение digital-natives — они родились как будто уже со смартфоном в руках.

Поэтому пытаться оградить современного ребенка от гаджетов — это утопия, которая не пойдет ему на пользу: сделает аутсайдером среди других детей, лишит возможности диджитал-развития, что в итоге может повлиять на его профессиональное будущее.

А вот выработать нерушимые правила обращения с мобильным устройством, дозировать время, уделяемое гаджетам, и воспитывать в ребенке интерес к осмысленному контенту (а не только к примитивным игрушкам), общаться с ним внутри гаджета — эти принципы точно стоит проработать.

-2

Правила обращения с гаджетами для детей

При разумном дозировании использования гаджеты могут быть весьма полезны. Развивающие видео на планшете, игры, обучение письму, счету, логические задачки, развитие моторики — с мобильными устройствами все это стало гораздо доступнее. Но стоит соблюдать несколько правил для максимально безопасного взаимодействия ребенка с гаджетами:

  • До двух лет никакое мобильное устройство ребенку давать не надо вообще. В это время мозг и тело малыша только начинают формироваться, и важно, чтобы это происходило полностью естественным путем. Только аналоговые игрушки, предметы быта, которые заинтересовали ребенка, живая речь и общение с родителями (гаджет не может поговорить с ребенком, поэтому речь развивается только пассивно). Залипать за картинки в телевизоре ребенок может, но только в качестве общего фона наравне с реальным миром.
  • С 2-3 лет ребенку можно показать гаджет, объяснить, что это такое, как этим пользоваться. Можно установить разные обучающие игровые приложения и быть вместе с ребенком, когда он их использует. Общее правило для взаимодействия ребенка с гаджетами — нельзя отдавать ему его на долгое время без присмотра, то есть не допускать, чтобы ребенок был предоставлен сам себе и делал в смартфоне что хочет.
  • Дети 3-5 лет могут пользоваться гаджетами по 40-50 минут в день, но важно четко дозировать время, проведенное с планшетом или смартфоном, разнообразить занятия внутри устройства (обучающие игры, мультики, интересные видео, задачки и тому подобное) и отдавать предпочтение занятиям в реальной жизни.
  • С пяти до 13 лет ребенку можно давать гаджет, постепенно повышая время пользования от 1 до 2 часов в день. Подарить ему смартфон можно в 10-11 лет, в этом возрасте у большинства детей уже появляются мобильные устройства. На нем можно установить блокировку контента 18+ и другие ограничения, продолжать строго дозировать и контролировать время, которое ребенок проводит в диджитал-среде. Не стоит отдавать ему смартфон на откуп, это все равно прежде всего вещь от родителей, и пользоваться ею можно только по их правилам. Главное правило: чтобы чтения, выполнения учебных заданий, живого общения и игр со сверстниками было больше, чем зависания в онлайне.

В любом возрасте нужно придерживаться общих правил пользования смартфоном или планшетом. Как минимум ограничивать время и делать перерывы для снижения нагрузки на глаза каждые 15-20 минут.

 

Итак, главное:

  1. Отдавать предпочтение традиционным формам обучения и развлечения (рисование, игры), нежели развлечениям в гаджетах.
  2. Установить четкие правила использования устройства.
  3. Не нарушать их и не поддаваться на «еще пять минуточек», как бы ребенок ни просил.
  4. Показывать, что реальный мир и аналоговые занятия интереснее, на своем примере. Не зависать слишком долго в телефоне при ребенке, читать книги вместе с ним и в его присутствии, общаться с ребенком и заинтересовывать его происходящим в офлайне.
-3

Как гаджеты влияют на когнитивное развитие ребенка и его здоровье?

  • Гаджеты при чрезмерном их использовании могут негативно повлиять на способность ребенка к обучению, усвоению и анализу новой информации. В 2-3 года гаджеты могут снижать когнитивные функции ребенка, он хуже справляется с обычными развивающими задачами и в дальнейшем показывает более слабые результаты тестов на развитие.
  • Экраны планшетов, смартфонов и компьютеров негативно влияют на зрение детей и взрослых (опять же, если смотреть в них слишком много и без соблюдения мер предосторожности). В юном возрасте они наиболее опасны. Пристальное высматривание мелких предметов в экране без переключения на дальние объекты (а именно так наши глаза должны функционировать) увеличивает риск развития близорукости и других офтальмологических проблем. Также длительное смотрение в экран иссушает глаза.
  • В раннем возрасте активно формируется психика ребенка, его мировосприятие. Гаджеты позитивно влияют на интеллектуальное развитие, но могут негативно повлиять на восприятие информации, понимание базовых жизненных законов, а также могут снизить эмоциональный интеллект ребенка.
  • У многих детей, злоупотребляющих гаджетами, может не развиваться фантазия, абстрактное мышление — обилие готовых образов внутри гаджета лишает ребенка возможности додумать и придумать что-то свое.
  • С планшетом или смартфоном дети меньше двигаются, это резонно может повлиять на ухудшение осанки, проблемы с мышечным корсетом. Важно сохранять активность каждый день, не проводить на диване с телефоном в руках много времени, делать перерывы.
  • В запущенных случаях гаджеты негативно влияют на мелкую моторику. Если ребенок, кроме смартфона, почти ничего в руках не держит, то моторика развивает слабо, а значит, идет негативное влияние и на мышление в целом, поскольку руки и мозг связаны самым тесным образом.
  • И, наконец, развитие речи. В раннем возрасте для развития речи ребенку нужно только живое общение с родителями, его попытки коммуницировать нужно всегда поддерживать. Гаджеты не могут дать ребенку общение в традиционном смысле, они не смогут ответить ему, поэтому раннее знакомство с диджитал-устройствами может тормозить развитие речи и вызывать коммуникативные проблемы.
-4

Больше полезных статей вы можете найти на нашем сайте https://iq007.ru/.

#дети #гаджеты #психология #полезные советы #развитиеребенка