Найти тему
Диалоги о Востоке

Космос и Арктика: современная стратегия Японии.

Проблемы, стоящие перед современной Японией ограничиваются далеко не только демографическим и экономическим фактором. Значительную актуальность для Токио приобретают вопросы международного сотрудничества, требующие выработки определённой стратегии действий. Не каждый знает о том, что Япония на фоне остро стоящего на повестке климатического вопроса уже выработала свою собственную стратегию в отношении Арктики. Причем для Токио в этом вопросе имеет и значение проблема регулирования отношений стран в космическом пространстве. О том, какие интересы Япония преследует в Арктике и как с этим связан космос мы и расскажем вам в нашей новой статье.

В условиях новой геополитической реальности Япония активизирует противодействие вызовам, носящим комплексный характер[1]. В частности речь идет о росте напряженности в американо-китайских отношениях, ситуации вокруг Тайваня и Корейского полуострова, изменении климата и других важных проблемах[2]. При этом в списке угроз значительную роль играет проблема климатических изменений (Рис.1), что в условиях наличия у Японии определенного веса и влияния на решение глобальных проблем (Рис.2), создает необходимость более подробно рассмотреть политику страны в этом направлении.

Рисунок 1. Угрозы США и Японии. Источник: JIIA
Рисунок 1. Угрозы США и Японии. Источник: JIIA
Рисунок 2. Взгляд Японии на роль современных лидеров на международном и региональном уровнях. Источник: JIIA
Рисунок 2. Взгляд Японии на роль современных лидеров на международном и региональном уровнях. Источник: JIIA

Прежде всего, подчеркивая значимость межгосударственного сотрудничества в регионах стратегического значения, Токио обращается к такому значимому региону, как Арктика. Интересы Японии в регионе связаны с вопросами поддержания экологической устойчивости, энергетической безопасности и международной стабильности. В условиях обострения конкуренции между ведущими державами перед Токио стоит задача выстроить систему оперативного реагирования на действия других стран в Арктике.

Основополагающими документами японской стратегии в регионе являются «Japan's Arctic Policy» и «The Third Basic Plan on Ocean Policy»[3]. Стоит отметить, что значимыми игроками, задействованными в реализации политики являются не только правительство и государственные структуры, но и университеты и представители частного сектора. Деятельности Токио в отношении Арктики основывается на важности создания системы предсказания глобальных изменений окружающей среды с использованием собственного научно-технологического потенциала[4]. Поэтому наиболее актуальными направлениями Арктической политики Японии является развитие исследовательской деятельности, а также транспортно-логистической инфраструктуры с учетом поддержки международного сотрудничества в регионе[5].

При этом Токио активно привлекает к работе партнеров, среди которых стоит рассматривать постоянных членов Арктического совета (АС)[6]. Для указанных стран значение приобретает сотрудничество в таких областях, как продвижение зеленой повестки, наблюдение за состоянием окружающей среды, обмен геопространственной информацией, обеспечение безопасности и совершенствование подходов к управлению процессами в мировом океане. В подобных условиях направление космических исследований, которое позволяет улучшать мониторинг данных в регионах Земли, приобретает особую актуальность для Японии и её ближайших партнеров.

Значение соответствующего направления для современной стратегии Токио проявляется в расширении возможностей создания коллективной сети мониторинга, фиксации и наблюдения активности объектов наземного и морского базирования в условиях освоения Арктической зоны. Цель Японии может заключаться и в оказании дополнительной поддержки потенциальным партнерам в таких областях, как разведка, поддержание системы широкополосной связи, мониторинг экологической обстановки.

Итак, на сегодняшний день Япония может предпринять следующий комплекс действий в Арктике в рамках рассматриваемого стратегического курса:

1. Участие в процессе создания комплексной системы оперативного реагирования на угрозы природного или системного характера;

2. Выстраивание более тесного взаимодействия с членами мирового сообщества с опорой на двусторонние, трехсторонние партнерства, региональные площадки и неформальные объединения;

3. Формирование коллективной сети мониторинга, фиксации и наблюдения активности объектов наземного и морского базирования в определенных геополитических и геоэкономических зонах;

4. Создание совместной космической инфраструктуры с помощью углубления и поддержки сотрудничества между оборонными и коммерческими секторами в области разработки оружия кибернетического, электронного типа;

5. Интегрирование платформенных решений с целью достижения гибкого и централизованного управления космическими активами;

6. Содействие сотрудничеству в области разработки искусственного интеллекта, технологий двойного назначения, обмена геопространственной информацией.

Возвращаясь к проблеме космоса, в связке с Арктической политикой Токио рассматривает деятельность в космическом пространстве в качестве вспомогательного элемента своего внешнеполитического курса[7]. Интересы государства в этой области включают обеспечение космической безопасности, совершенствование собственного научно-исследовательского, технологического, экономического потенциала, расширение возможностей по управлению стихийными бедствиями и преодолению глобальных проблем.

При этом Япония как одна из ведущих космических держав (Рис.3) проявляет повышенное внимание к развитию космической программы. концентрируя особое внимание наразвитии систем связи, космической ситуационной осведомленности (SSA) и искусственного интеллекта (ИИ), сборе данных, разработке технологий двойного назначения, наращивании спутниковых группировок, обеспечении устойчивости элементов управления критической инфраструктурой.

Рисунок 3. Количество спутников по странам. Источник: SpaceTech Analytics
Рисунок 3. Количество спутников по странам. Источник: SpaceTech Analytics

Источники:

1. Кадзусигэ К. Будущее транслатерального мирового порядка: переосмысление глобального партнёрства в эпоху неопределённости // Международный дискуссионный клуб «Валдай». – 2021. – URL: https://ru.valdaiclub.com/files/38500/

2. Akimoto D. Japan’s Multi-Domain Defense Force: The Space, Cyber, and Electromagnetic Domains // ISDP. – 2021. - URL: https://isdp.eu/publication/japans-multi-domain-defense-force-the-space-cyber-and-electromagnetic-domains/

3. Defense of Japan 2022 // Ministry of Defense. – URL: https://www.mod.go.jp/en/publ/w_paper/index.html

4. Diplomatic Bluebook 2022 // Ministry of Foreign Affairs. – URL: https://www.mofa.go.jp/mofaj/files/100334590.pdf

5. Hornung, Jeffrey W., Allies Growing Closer: Japan–Europe Security Ties in the Age of Strategic Competition. Santa Monica, CA: RAND Corporation. - 2020.

6. How Japan Is Promoting Ocean Sustainability Through Science And Startups // Forbes. -2022. - URL: https://www.forbes.com/sites/japan/2022/01/28/how-japan-is-promoting-ocean-sustainability-through-science-and-startups/?sh=1561f7044518

7. Japan, EU leaders agree security of both regions inseparable // Kyodo News. – 2022. – URL: https://english.kyodonews.net/news/2022/06/f0f28598e61d-japan-eu-leaders-agree-security-of-both-regions-inseparable.html

8. Japan’s Arctic Policy // Cabinet Office. - 2015. – URL: https://www8.cao.go.jp/ocean/english/arctic/pdf/japans_ap_e.pdf

9. Outline of the Third Basic Plan on Ocean Policy // Cabinet Office. – 2018. – URL: https://www8.cao.go.jp/ocean/english/plan/pdf/plan03_gaiyou_e.pdf

10. Panda J. [Asia’s Next Page] Why Tokyo Needs a Renewed Outreach in the Nordic Region // JAPAN Forward. – 2022. – URL: https://japan-forward.com/asias-next-page-why-tokyo-needs-a-renewed-outreach-in-the-nordic-region/

11. Sevunts L. Canada and Japan move to expand security cooperation in Indo-Pacific // CBC. – 2021. – URL: https://www.cbc.ca/news/politics/canada-japan-garneau-china-north-korea-1.6013747

12. Space Policy // Cabinet Office. - URL: https://www8.cao.go.jp/space/english/index-e.html

Инфографика:

1. SpaceTech Industry 2021 / Q2 Landscape Overview // SpaceTech Analytics. – 2021. – URL: https://analytics.dkv.global/spacetech/SpaceTech-Industry-2021-Report.pdf

2. Strong Partners: Japanese and American Perceptions of the US and the World // JIIA. – 2022. – URL: https://www.jiia.or.jp/en/column/2022/03/29/US-JapanReport2022.pdf

[1]Japan, EU leaders agree security of both regions inseparable // Kyodo

News. – 2022. – URL: https://english.kyodonews.net/news/2022/06/f0f28598e61d-japan-eu-leaders-agree-security-of-both-regions-inseparable.html

[2]Defense of Japan 2022 // Ministry of Defense. – URL: https://www.mod.go.jp/en/publ/w_paper/index.html

[3] Japan's Arctic Policy // Cabinet Office. – 2015. – URL: https://www8.cao.go.jp/ocean/english/arctic/pdf/japans_ap_e.pdf ;

Outline of the Third Basic Plan on Ocean Policy // Cabinet Office. – 2018. – URL: https://www8.cao.go.jp/ocean/english/plan/pdf/plan03_gaiyou_e.pdf

[4]How Japan Is Promoting Ocean Sustainability Through Science And Startups // Forbes. -2022. - URL: https://www.forbes.com/sites/japan/2022/01/28/how-japan-is-promoting-ocean-sustainability-through-science-and-startups/?sh=1561f7044518

[5] Там же.

[6]Panda J. [Asia’s Next Page] Why Tokyo Needs a Renewed Outreach in the Nordic Region // JAPAN Forward. – 2022. – URL: https://japan-forward.com/asias-next-page-why-tokyo-needs-a-renewed-outreach-in-the-nordic-region/; Sevunts L. Canada and Japan move to expand security cooperation in Indo-Pacific // CBC. – 2021. – URL: https://www.cbc.ca/news/politics/canada-japan-garneau-china-north-korea-1.6013747

[7] Space Policy // Cabinet Office. - URL: https://www8.cao.go.jp/space/english/index-e.html