Найти тему
De Profundis

Много или мало?

У популярных историй есть одно качество - их часто пересказывают. Собственно, так они и становятся популярными. Услышал, "зацепило", пересказал другому и пошло-поехало. И чем глубже тебя "зацепило", тем чаще ты рассказываешь эту историю. В какой-то момент количество переходит в качество и, вот - популярная история стала легендой.

У автора легенды всегда тысячи сердец и тысячи уст. Каждый, кто хоть раз рассказал легенду другому, стал её соавтором. Каждый из нас что-то вкладывает в свой рассказ. Поэтому легенды несут наш опыт и ожидания, наши ценности и традиции. Мы чувствуем, что легенды говорят нам нечто важное. И если мы говорим о чём-то важном, мы часто говорим словами легенд. 

Рассказ Иоанна о том, как Иисус накормил тысячи людей несколькими буханками хлеба - тоже легенда.

Евангелие от Иоанна, Глава 6: Библия онлайн, Синодальный перевод == БИБЛИЯ-ЦЕНТР

С небольшим отличиями об этом говорят все четыре евангелиста. Так единодушно они говорят, пожалуй, только о Кресте и Воскресении. Четыре свидетеля, четыре традиции считают, что нельзя пройти мимо рассказа о чудесном умножении хлебов, потому что для авторов Евангелий это настоящая легенда, без которой невозможно говорить об Иисусе. 

Почему? Что "цепляет" нас в этой истории? Всемогущество Бога? Вера Иисуса? Готовность людей развязать свои котомки и поделиться друг с другом последней едой? Есть много точек зрения и много идей. Поэтому, давайте взглянем на эту историю ещё раз. 

Всё начинается просто: Иисусу и его друзьям не хватает хлеба. Не для себя - для других. Нам всем это знакомо: ты должен что-то сделать, а возможностей нет. Так часто бывает. Вокруг Иисуса голодные толпы, а нет ни хлеба, ни денег. Филипп тонко подмечает: "Да тут на 200 денариев хлеба не хватит!". Андрей добавляет: "У нас тут есть один парень, у которого пять хлебов и две рыбы, но это так мало..." 

Но, вот, все садятся на землю. Иисус благословляет хлеб и рыбу, и даёт ученикам. Ученики раздают её людям. Тысячам людей. В итоге, еды не просто хватило - остатками заполнили 12 корзин. 

Неизбежное поражение превращается в победу - в победу Иисуса. И совсем не удивительно, что теперь Иисуса хотят сделать вождём. 

Акценты в этом легендарном рассказе можно поставить по-разному. Мы так и делаем - эта история повторяется в наших чтениях, она у всех нас на слуху и каждый раз мы стараемся найти в ней что-то новое.

Но, сегодня я хочу обратить внимание на одну маленькую деталь.

Иоанн говорит, что приближается Пасха. Я вижу здесь ключ к нашей истории. Потому что когда я думаю о Пасхе, я вспоминаю другое свидетельство о хлебе. Я вспоминаю рассказ о Тайной Вечере, когда Иисус разделил со своими друзьями хлеб и вино как Свои Тело и Кровь. 

Сальвадор Дали, Тайная Вечеря
Сальвадор Дали, Тайная Вечеря

Иоанн даёт нам ясное указание: когда мы говорим об Иисусе и хлебе, мы говорим о Причастии. И я вижу: наш сегодняшний рассказ о чудесном умножении хлебов - это рассказ о Святом Причастии. 

Смотрите! Всё как в нашей истории: Иисус взял хлеб, вознёс молитву благодарения и дал хлеб Своим ученикам. Ученики Иисуса разделили Хлеб Жизни с нами, а сегодня мы делим этот Хлеб друг с другом. А поскольку Причастие - дар Бога, то этот источник никогда не иссякнет. Мы видим: было пять хлебов и две рыбки - стало 12 полных корзин. Так Бог действует через Святое Причастие. Его даров хватит всем и ещё останется.

-3

Можно сказать, что рассказ об умножении хлебов - это первое размышление о значении Причастия для нас, для Церкви. Ещё не было богословия в привычном для нас виде, но потребность говорить о важном была. Поэтому это размышление имеет форму рассказа. 

Вот, как это происходит! Мы слышим Благую Весть и оживаем. Мы принимаем решение и переплываем свое «Галилейское озеро» - это образ Крещения. Теперь мы на одном берегу с Иисусом. Мы сидим и слушаем Его слово - каждый в своей общине, в своей традиции. Но, каждый из нас пришел ко Христу своей дорогой, со своей печалью и раной. Здесь, рядом с Иисусом, мы ищем исцеление и утешение среди скорбей этого мира. И Бог утоляет наш духовный голод. И это не какие-то духовные "сухари" - это обильная пища Святого Духа! Хватит для всех! 

-4

Я вижу, что эта история - о нас. Вот, почему она так "зацепила" евангелистов и "цепляет" сегодня нас с вами. Это история о том, что Бог даёт нам в Святом Причастии. О чуде Божьем среди нашей жизни.

Но, почему эта история всегда предшествует рассказу о Тайной Вечере? Зачем авторы Евангелий так расставляют свои свидетельства? 

Я думаю, для того, чтобы к разговору о Тайной Вечере мы пришли подготовленными. Рассказ о Тайной Вечере - это "вишенка на торте". Но, основа для размышлений, источник догадок и озарений, лежит глубже. Это действительно похоже на торт: сначала евангелисты кладут и смазывают кремом первые коржи, а потом уже вишенка завершает этот шедевр. 

А, может быть, это "тизер": затравочный ролик о новом фильме. Фильм ещё снимают, а всем уже интересно. Евангелисты подходят к важным вопросам издалека. 

У популярных историй есть одно качество - их часто пересказывают. История об умножении хлебов настолько популярна, что стала легендой. По-другому и быть не могло: ведь речь идёт о том, как мы встречаем Бога среди нашей жизни. Мы встречаем Его в Святом Причастии. Бог входит в нашу жизнь в Хлебе и вине. Бог наполняет наши корзины своими богатыми дарами. Для этого не нужны "деньги", не нужны усилия с нашей стороны - надо только сесть на траву и открыть свое сердце. Надо позаботиться лишь, чтобы "ничего не пропало". Чтобы богатые дары Бога давали утешение и надежду тысячам людей вокруг нас. 

-5