Найти тему
Аркадий Илюхин

Древнегреческий пустырь. Античная дорога, пережившая Херсонес, не пережила Севастополь. Как сегодня выглядит часть музея-заповедника?

Основная часть рядовых граждан воспринимают музей-заповедник "Херсонес Таврический" как остатки древнего греческого города на берегу Песочной бухты. Однако, территория заповедника намного больше и ее составной частью являются не только само городище, но и практически вся территория Гераклейского полуострова - это около 500 гектаров вокруг бывшего Херсонеса.

Сохранились и остатки античной дороги. Построена она в 4-3 веках до нашей эры и функционировала до 1 века нашей эры. Соединившая между собой Камышовую и Круглую бухты, дорога пережила сам Херсонес.

Вдоль дороги располагались усадьбы. сельскохозяйственные угодья. Это территория называлась хорой Херсонеса. Такие хоры были у всех без исключения древнегреческих полисов - городские территории хозяйственной направленности за пределами самого города.

Всего на территории хоры Херсонеса известно больше 400 подобных усадеб, 270 из них разведаны или раскопаны, у каждых останков сегодня имеется собственный порядковый номер. Вся она как раз-таки и является частью заповедника "Херсонес Таврический".

Усадьбы вплотную примыкали к дороге и одна из таких усадеб сегодня носит имя Эвклида. Жил ли здесь древнегреческий математик или нет - никто не знает. "Усадьба Эвклида" стала таковой из-за найденного здесь глиняного сосуда с надписью "Эвклид". Ученые могли бы найти здесь гораздо больше артефактов, но перед ними на территории античной дороги хорошо поработали черные археологи. Построена усадьба, как и сама дорога, была на рубеже 4-3 веков до н. э.

Проблема изучения этих территорий заключается ещё и в том, что до нашего времени не дошло никаких описаний. Проблемой также является влияние советской историографии на нынешних учёных. Дело всё в том, что советские историки и археологи при изучении подобных сельскохозяйственных угодий причисляли их к месту проживания исключительно рабов и до сих пор такие веяния существуют в нашей науке. Поэтому историки и археологи современности очень осторожно делают выводы относительно севастопольских античных сельскохозяйственных угодий.

От начала античной дороги до усадьбы Эвклида самый облагороженный участок. Есть ещё так называемая "амфора" - Девятый надел хоры Херсонеса - в самом конце дороги, практически на берегу Камышовой бухты. Мы там уже с вами бывали, поэтому не будем принимать тот участок во внимание. Там построены дорожки, установлены лавки, какие-то теневые навесы и даже есть освещение. Но здесь, от Евклидовой усадьбы до "амфоры" самые настоящий пустырь.

Наверное не стоит заострять внимание насчёт того, что современные херсонеситы устраивают на территории этой дороги гулянки, свалки бытового, и не только, мусора, распитие алкогольных напитков и прочее маргинальные вещи. Хотя с обеих сторон располагается довольно неплохой с точки зрения именно расположения жилой комплекс. Некоторые дома здесь были построены ещё в начале 00-х годов, а некоторые ждут своей сдачи в эксплуатацию в 2022 году.

Стоит отдать должное тому, что застройке не подверглась территория самой античной дороги, только часть её сегодня является частью строительной площадки фондохранилища "Херсонеса Таврического".

Площадка строительная, конечно, имеется, однако, ни строителей, ни техники. ни каких-то работ на объекте не видно и не слышно. Будем надеяться на то, что часть античной дороги, которая будет располагаться на территории фондохранилища, будет приведена в порядок, раскопана и станет точкой притяжения для туристов и жителей города в хорошем смысле, в культурном.

По периметру античной дороги район начал застраиваться в начале 00-х и некоторые дома здесь построены по личному распоряжению тогдашних руководителей Украины. Например, один из домов был построен всего лишь за один год по личному распоряжению тогдашнего президента Украины Леонида Кучмы. Рядом с домом есть соответствующая табличка, которая рассказывает нам об этом событии.

"Домом образцового содержании" является и круглый дом, который сами севастопольцы называют "Колизей". Хорошо ли построены эти дома - можно спросить у самих севастопольцев, которые постоянно жалуются на то, что что-то где-то отваливается, что-то где-то проседает и где-то появляются какие-то трещины. Само собой разумеется, что за год построить такой масштабный объект хорошо невозможно, однако, сегодня стоимость квартир здесь буквально зашкаливает.

Можно ли вообще здесь строить или нет - это уже вопрос ушедших десятилетий, но и сегодня, после того как Севастополь вернулся в родную гавань, продолжается строительство и, кроме всего прочего, здесь обещают между этими домами сделать хорошую большую автомобильную дорогу, буквально закатав в асфальт то, что осталось от античности.

Не хочется мне, конечно, в очередной раз ругать Севастополь, но когда я бываю в этом городе, у меня возникают мысли насчёт того, что в городе неизмеримыми суммами просто воруют бюджетные деньги, которые выделены на обустройство города, приведение его в порядок, приведение в порядок исторических и археологических памятников.

Скорее всего будет следующее - какая-то часть античной дороги останется для изучения, для осмотра туристами, а всё остальное будет отдано под соответствующую жилую застройку.

Аркадий Илюхин

Телеграм наш. Больше фото, видео, комментарии и обсуждения - в нашем сообществе в ВКонтакте. Подписывайтесь