В субботу, 30 июля, собрались посмотреть старые дачи в Салтыковке. Первой в списке- дача Мейерхольда.
И вдруг. Накануне запестрели новости: пожар на даче Мейерхольда!
Так что вместо такого скромного домика
увидели обгорелые стены и головешки.
Строго говоря, дача принадлежала не режиссеру. Его жене- Зинаиде Райх.
Именно она купила этот домик в 1926г. получила деньги за посмертное издание четырехтомника своего первого мужа- Сергея Есенина.
Как она получила эти деньги? Ведь была у поэта и предыдущая жена. И последующие- Айседора Дункан, внучка Льва Николаевича Толстого- были в добром здравии. И стория умалчивает.
Роман Зины и поэта был бурным. Но не долгим.
В июле 1917 года русский поэт Алексей Ганин пригласил своего друга Есенина поехать к нему на родину. На Белое море, мол, съездим. Соловки посмотрим.
А заодно и Зиночку пригласили. Секретаря-машинистки газетки, где они с Есениным печатались.
И уже на обратной дороге Зиночка и Сережа сыграли свадьбу. Невтерпеж было.
Счастье молодых было недолгим. Вскоре мятежная душа поэта унесла его тело к новым вдохновениям. Оставив молодую жену с годовалой дочкой. На сносях вторым ребенком. В 1921 году развод был оформлен официально.
Как пишут биографы, Зинаида Николаевна пережила глубокий нервный стресс. Поэтому через год и выскочила замуж за знаменитого режиссера. Новой большой любви не помешала и разница в двадцать лет.
Зинаида Николаевна тогда была студенткой мэтра. На высших режиссерских курсах. Училась вместе с С.М. Эйзенштейном и С.И. Юткевичем. В отличие от своих сокурсников, великим режиссером не стала.
Зато муж, как положено, все главные роли любимой жене отдавал. Заслуженной артисткой РСФСР сделал.
Но вот улица, ведущая к дому названа не именем заслуженной артистки. И даже не великого режиссера. Улица Сергея Есенина. Собственно это даже не улица. Тенистая аллея.
Раньше она и называлась «Васильевской просека». Ведь это все парк усадьбы Горенки.
А память о Всеволоде Эмильевиче? Перед оградой- памятник.
Мол, здесь жил и работал выдающийся советский режиссер. В 1926- 1939г.
Все было хорошо. После революции Мейерхольд сразу вступил в РКП (б). Государство рабочих и крестьян ему собственный театр создало. Назвали просто: государственный театр им. Вс. Мейерхольда (ГосТиМ).
Пока как-то на спектакль не пришел тов. Сталин. На «Даму с камелиями». Кто в главной роли- понимаете. Дама эта Иосифу Виссарионовичу не понравилась.
И опять все бы ничего. Но в 1937 году прима ГосТиМа решила лично написать вождю народов. Мол, слабо вы, Иосиф Виссарионович, в искусстве разбираетесь.
Ответа не получила. Но через год ГосТиМ прикрыли. А потом и его руководителя арестовали. Японским шпионом оказался. А заодно- и английским.
И опять, может быть все ничего. Но неугомонная Зинаида Николаевна опять письмо написала. В НКВД. Мол, во время обыска сотрудники этой уважаемой организации грубо себя вели. Не культурно.
Ответа опять не получила. Но через пару недель ее нашли убитой. В московской квартире.
Пишут, что убийц не нашли. «Кто это был, их было двое и их не нашли» Это из письма Татьяны, дочери Зинаиды Райх, Мариэтте Шагинян 20 июля 1939 года.
Не совсем так. НКВД во всем разобралось. Убийц нашли. И расстреляли. Причем троих.
Так отчего сгорел дом режиссера? Разные версии. Проводка старая. Мол, молния ударила. Кто- то хлопок слышал. Перед пожаром..
Я так считаю. "Сui prodest". "Кому выгодно?".
Вот рядом такой скромный особнячок.
Слайд
Видимо хозяин и дорогу перегородил.
Пока пожарные с этим шлагбаумом копались, дача сгореть успела.
Думаю, через пару лет на месте пожарища похожий вырастет. В заповедной зоне.
Вот там и искать надо.
#дача мейерхольда #балашиха #достопримечательности