Найти в Дзене

Иммерсивный театр и опера. Что это и зачем оно надо?

Классические спектакли, оперы и театральные представления до боли всем нам известны. Схема проста: найти и выбрать нужное представление в нужном вам театре, купить туда билет онлайн или в кассах, а затем, в нужную дату прийти и просто наслаждаться. Кто-то любит ещё принарядиться, чтобы этот вечер запомнился не только эстетикой представления, великолепной музыкой и/или невероятной постановкой, но ещё и вашей личной красотой и красотой ваших спутников.

Но что, если я скажу, что можно разнообразить такой поход непосредственным присутствием в самом спектакле или даже ОПЕРЕ? Уже интереснее, правда?

«Начало» – театральный сериал в иммерсивном формате
«Начало» – театральный сериал в иммерсивном формате

Есть две разновидности участия: иммерсивный театр и интерактивный театр. Последний подразумевает взаимодействие с актерами для создания чего-либо в процессе спектакля, т.е. непосредственное участие в самом спектакле. Сие - яркий пример современного искусства. Но это тема для отдельной статьи.

А сегодня поговорим про иммерсивные виды театрального искусства, где вы находитесь в самом действии, не нарушая его течение и не меняя сюжет.

➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️

Опера-променад "Пиковая дама"
Опера-променад "Пиковая дама"

Иммерсивные спектакли — наиболее молодой вид театральных представлений, который особенно стал популярным с середины 10х годов нашего века.

С английского языка слово immersion дословно переводится как «погружение» или «вовлечение». Собственно, это и есть суть. Постановки отличаются максимальным погружением в спектакль или оперу — эдайкий iMAX-3D от мира театра. Аудитория становится соучастником происходящего с разными (в зависимости от режиссёра и сюжета) возможностями взаимодействия с происходящим и актёрами. Например, гостю такого спектакля могут завязать глаза, сесть в обнимку, пригласить к какому-то действию, порой даже разговору. Притом, эти действия (в отличии от театра-интерактива) не подразумевают каких-либо изменений в повествовании. Всё идёт своим чередом — по сюжету. А это взаимодействие — психологический момент для гостя театра, оказывающий на него особое влияние и впечатление.

Иммерсивный театр «Москва 2048»
Иммерсивный театр «Москва 2048»

К слову, такие представления имеют ещё одно название, которое, мне кажется, подходит к ним больше — театр-променад (или опера-променад). Название намекает на то, что его зрители могут свободно передвигаться по сценическому пространству во время представлений.

Сценой для таких спектаклей и опер может служить как сам зрительный зал, так и любое другое пространство в театре и даже вне его. Иногда разные сюжетные линии разворачиваются в разных локациях параллельно, и выходит, что зритель сам волен выбирать, за какой из них следить.

История иммерсивного театра

Оформлением концепции и её воплощением считается 2000е годы. Но был такой итальянский режиссер и художественный руководитель театра Пикколо в Милане Лука Ронкони. Его по праву считают последним авангардистом, который, увы, покинул нас в 2015 году. Так вот: он ещё в 1969 году сделал постановку спектакля «Неистовый Роланд» по рыцарской поэме Людовика Ариосто. Это была одна из первых его постановок, и она стала знаковым событием для итальянского и европейского театра. Режиссёр в «Неистовом Роланде» предложил новый тип построения сценического пространства — симультанный театр нового типа.

«Неистовый Роланд» 1969 года
«Неистовый Роланд» 1969 года
Действие разворачивалось в закрытом ангаре, где зрители и артисты уравнивались в правах. Пространство не было стабильным, публика перемещалась, обходя многочисленные деревянные помосты, части декорации переносились из одного места в другое. Принцип незамыкаемости действия, его постоянного пространственного развития был положен в основу спектакля. На одной из немногих сохранившихся фотографий мы видим средневекового рыцаря верхом на деревянном остове крылатого коня, высоко поднятого в воздух благодаря несложному техническому приспособлению. Ронкони никогда не стеснялся раскрывать условность театра, демонстрируя его нутро.
«Неистовый Роланд» 1969 года
«Неистовый Роланд» 1969 года

Но то был эксперимент в духе ХХ века, а не отдельный жанр искусства. А вот первый именно иммерсивный спектакль представили в 2000 году. Театральная компания Punchdrunk из Великобритании представила спектакль по сюжету пьесы «Войцек» немца Георга Бюхнера. Тогда это не стало столь известным, но команда не остановилась. И спустя 9 лет они добились мировой славы, показав иммерсивное представление «Sleep no more» по мотивам пьесы «Макбет» Уильяма Шекспира. Его зрители ходили в масках по заброшенному складу Нью-Йорка, оформленному в стиле фильмов кинорежиссера Альфреда Хичкока.

 Театральная компания Punchdrunk. «Sleep no more» 2000 года
Театральная компания Punchdrunk. «Sleep no more» 2000 года

В России же первой стала постановка «Норманск» в 2014 году (Центр им. Мейерхольда). Сюжет — постапокалиптический роман «Гадкие лебеди» братьев Стругацких.

Юрий Квятковский. «Норманск» 2014 года
Юрий Квятковский. «Норманск» 2014 года

Известной также стала постановка режиссера Максима Диденко «Черный русский» по мотивам романа «Дубровский» Александра Пушкина. В ней участвовали артисты Мастерской Брусникина и «Гоголь-центра». Каждый зритель получал маски, а также мог выпить алкоголь и даже потанцевать.

Максима Диденко. «Черный русский» 2016 года
Максима Диденко. «Черный русский» 2016 года

А в 2017 и 2019 году состоялись премьеры двух променад-опер: "Пиковая дама" и "Иоланта". Оба действа происходят в уникальной исторической усадьбе Гончаровых-Филлиповых. Суть: структура оперы по Петру Ильичу Чайковскому: 3 действия, 7 картин и одна «Пиковая дама». В представлениях участвуют: 50 человек в "Пиковой даме" и 70 человек в "Иоланте". От посетителей требуется строгий классический дресс-код, дабы подходить к общему стилю оперы.

Также был выпущен иммерсивный спектакль "Детский альбом" для участников-детей (с музыкой, лёгкой для детского восприятия), а также иммерсивный спектакль-ужин "Калиостро", в основе которого — судьба и история Графа Калиостро во времена египетских фараонов в сочетании с судьбой А. Толстого, героями Пушкина, а музыкальная основа — опера американского композитора-минималиста Филлипа Гласса «Эхнатон», а так же романсы и оперные арии Чайковского. Премьера состоялась в начале 2021 года.

Опера-променад "Пиковая дама"
Опера-променад "Пиковая дама"

Ставит всё МОД (Московский оперный дом) — первый Российский частный оперный театр с постоянным репертуаром и площадкой, открытый за последние 100 лет. Исполнители — ведущие солисты-вокалисты лучших оперных театров, артисты балета и музыканты.

Режиссёр: Александр Легчаков.

Сейчас афиша МОДа посвящена "Пиковой даме". Билеты очень дорогие (12.000 р. обычный и 30.000 р. vip), но если есть возможность, я очень советую такое посетить. На ближайшие даты сезона 2022-2023 уже всё раскуплено. Так что поторопитесь!

Сайт на афишу МОДа ниже:

Афиша МОД
Опера-променад "Пиковая дама"
Опера-променад "Пиковая дама"

А как вам такой вид театрального искусства? Пишите в комментариях!

______________________________________________________________________

Смотрите также:

______________________________________________________________________

Подписываетесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент. 😊