Найти тему
Свободная школа

А вы доверяете школьному психологу?

muysalud.com
muysalud.com

А вы доверяете школьному психологу? Я, честно говоря, не очень. Поделюсь своими впечатлениями об этих весьма таинственных людях - школьных психологах.

Расскажу с позиции родителя.

Мы знаем, что такой специалист в школе есть и, если будут какие-то проблемы с учителями, учениками или даже внутри собственной семьи, то можно к нему обратиться.

Иногда школьного психолога представляют родителям на родительских собраниях: "Вот познакомьтесь, это наш психолог! И подпишите, пожалуйста, бумажки, что вы согласны доверить ему своих детей для всяких экспериментов и вмешательства в частную жизнь и их и вашу. Впрочем, можно и не подписывать, если вы не доверяете".

Итак, школьные психологи. Кто они? Я видела этих молодых девушек, скорее всего, студенток, которые неуверенно говорят на собраниях, что будут работать с детьми посредством всяких тестов, диагностики... Ну и, конечно, к психологу можно обратиться, если вдруг что-то в этой жизни пойдёт не так.

В нашей школе психологи часто менялись. В начале каждого учебного года классный руководитель представлял нам нового психолога. Мы, родители, один раз спросили, почему так. На что очередная девушка-психолог с усмешкой сказала: "А вы догадайтесь!" Догадались, конечно. Школа - это всего лишь начало карьеры юного психолога. Всю жизнь здесь работать никто не хочет, и, набравшись опыта, наши психологические девушки пойдут консультировать клиентов и получать нормальные деньги.

А бывают ли психологи, которые хранят верность школе?

Одна учительница мне рассказывала, что как-то пришла к ним в школу очень активная женщина-психолог. Она была взрослой, лет под пятьдесят. Эта уверенная в себе дама сразу развела в школе бурную деятельность, стала давать учителям советы, как правильно общаться с детьми и их родителями, как разрешать конфликты. В результате, её выгнали. Администрация и школьные учителя не любят, когда деятели со стороны вмешиваются в их образовательный процесс, одним словом, лезут в чужой монастырь со своими уставом. И в этой школе на место психолога взяли девочку-студентку, которая вела себя тихо, ни во что не вмешивалась и делала то, что ей говорит администрация. Девочка была послушной. Директор активно использовал её для того, чтобы закрывать "дырки" в расписании. Какой-нибудь учитель заболеет, других учителей для замены нет. И тогда на замену посылают психолога. Психологу всё равно делать нечего. Посидит, последит за ребятами, может, какой-нибудь тест им даст. Однажды надолго заболел учитель физкультуры. И все его уроки пришлось заменять этой девочке-психологу. А в это время была зима. По программе были лыжи. И психолог учила ребят кататься на лыжах, притом, правильно учила, знала технику. Тут она была молодец! Её преподавание высоко оценили все, и даже администрация.

***

Для кого работает школьный психолог? или Бесплатный сыр бывает только в мышеловке.

Почему у меня такое недоверчивое отношение к школьным психологам? Есть одна серьёзная причина. Эти психологи работают, в первую очередь, на директора. То есть, они не сохраняют тайны детей и родителей, которые к ним обращаются. Более того: они могут задавать вопросы, связанные с семьёй, всё записывать и передавать администрации или социальному педагогу сведения о проблемах в семье. Поэтому, даже если у нас в семье ничего плохого нет, всё равно неприятно, когда представитель школы что-то выведывает у ребёнка. А цели бывают разные. Иногда даже эта информация используется для того, чтобы уволить неугодного учителя.

Некоторое время назад здесь, в Яндекс-Дзен, я читала жалобы учителей на тяжёлую жизнь. Жизнь у них всегда тяжёлая. И тогда я задала вопрос: "Может ли учитель обратиться к школьному психологу со своими проблемами? Может ли рассказать о своём выгорании, о конфликтах с администрацией, о хулигане, который срывает уроки? Может ли пожаловаться на директора и выплеснуть эмоции?" Учителя отвечали уклончиво: вроде такая возможность есть, но лучше не рисковать! Они прекрасно понимали, что школьный психолог, при всём их уважении, ненадёжный.

***

Консультация в толпе

И наконец о вопиющих нарушениях в школе с участием психолога. Я это видела сама, когда однажды пришла в школу за ребёнком.

Я думаю, все родители знают, что такое турникет у входа в школу. В здание школы пускают только детей, а для родителей остаётся небольшое пространство между дверью и перегородкой. И если родителям надо пообщаться с учителем, то к ним спускается учитель сам, и они говорят через перегородку у всех на виду. Конечно, это неудобно и неприятно. Родители, идя в школу, всё-таки рассчитывают на общение в кабинете учителя без посторонних людей. Но что поделаешь! А вот когда то же самое делает психолог...

Однажды я ждала своего ребёнка возле турникета. И вот что я увидела. Бабушка ученика пришла, чтобы поговорить со школьным психологом. Психолог подошла к ней по ту сторону перегородки. Бабушка говорила с ней на очень интимную тему, связанную с внуком, с его поведением, с его заболеваниями. Разговор шёл при всех. Рядом толпились одноклассники этого мальчика, их родители, а также заинтересованно слушали этот разговор охранник и уборщицы. Нет, это было не то время, когда буйствовал коронавирус. Его ещё тогда в помине не было! Просто по каким-то причинам психолог решила не приглашать бабушку в свой кабинет.

***

"Где, к сожалению, навязчивый сервис"

И последнее, о чём я хочу рассказать, что меня неприятно удивило. Мою дочку Аню в восьмом классе стала травить компания девочек-одноклассниц. Я обратилась к директору. Все подробности расписывать не буду, это тема сложная, и я хочу рассказать только об одной ситуации. В один прекрасный день директор, не спрашивая меня, велел классному руководителю после уроков отправить Аню к психологу. Притом желание Ани никто не спрашивал. Ладно, она пришла. И что же было? Психолог, молодая дама, ей даже не предложила сесть. Какие уж там два кресла, направленные друг на друга, как это должно быть у психолога! Так вот, тоже стоя, психолог стала произносить долгую и нудную речь. Примечательно то, что она даже не задавала Ане никаких вопросов, а наслаждалась своим красноречием. Я, конечно, не так сильно разбираюсь в психологической службе, но я всегда считала, что говорить должен клиент, а психолог должен активно слушать и задавать вопросы. По-моему, так. И уж точно психолог не должен ошарашивать клиента потоком наставлений, даже ничего не спросив. В конце концов, психолог сказала: "Если у тебя будут проблемы, обращайся!" На это Аня ответила: "Нет уж, спасибо, я больше не приду!"

Если кто-то захочет рассказать о своём общении со школьным психологом, я буду очень рада. Если Вы расскажете о хорошем школьном психологе, я буду рада ещё больше. Я не претендую на абсолютную объективность. Это просто мой опыт.