Почему в России не смотря на то, что за наркотики можно получить больше, чем за убийство, растёт их незаконный оборот?
В России количество осужденных в прошлом году за преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств, предусмотренных статьям 228 и 228.1 Уголовного кодекса РФ, увеличилось на 25 %.
В основном, за преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных препаратов задерживаются совсем не драгдилеры, а мелкие закладчики и покупатели, приобретающие наркосредства для самого себя.
Для оперативников и в целом правоохранительных органов, в чью ответственность входит борьба с незаконным оборотов наркотиков, нет никакой разницы задержать мелкого закладчика-кладмена или организатора целого канала сбыта. При этом выявить и задержать последнего очень сложно, в отличии от закладчиков и потребителей. Это происходит из-за того, что результаты работы органов по пресечению и раскрытию преступлений по конкретным статьям оценивается руководством по двум параметрам: количество и тяжесть преступления. А по действующему уголовному законодательству, закладчик у которого изъяли несколько доз и организатор канала сбыта, могут быть квалифицированы одним и тем же составом. Поэтому сотрудники правоохранительных органов идут по самому простому пути, задерживая "пешек" и "мелких сошек", а не крупных наркоторговцев и организаторов каналов поставки и сбыта. Как это часто бывает, берут количеством, а не качеством. Массовое задержание мелких курьеров, закладчиков ничего не меняет в ситуации с наркотиками в России. На место одного отправившегося на зону кладмена приходят двое других.
Так и получается с наркополитикой государства, что формально борьба с незаконным оборотом наркотиков и благополучие здоровья населения ведется беспощадно, а результат отрицательный. По отчетам органов правопорядка количество выявленных и пресеченных тяжких и особо тяжких преступлений в сфере НОН растет. У наркомафии каналы сбыта работают. Несчастные простые граждане страны, не нашедшие лучший для себя выход подзаработать, лишаются свободы и пополняют зоны страны.
О провале антинаркотической политики на государственном уровне указывают статистические данные, являющиеся показателем её эффективности. А эта статистика в отличии от отчетов полиции и судов удручающая. Так число смертей, связанных с употреблением наркотиков, за 2021 год превысило 10 тысяч или на 37% в сравнении с 2020-м годом.
Неэффективные методы борьбы с преступлениями и управления правоохранительной системой из прошлого остались неизменными и господствуют в современной России. Пережиток прошлого - "палочная" система оценки в работе МВД, прокуратуры и судов сориентирована на количественные показатели, а не на качество работы, остается основой деятельности "борцов с наркомафии". При этом такая система ни только не дает результаты, усугубляя ситуацию с наркопотреблением, но еще и порождает полицейский произвол.
Не редкость, когда "Жигловы и Шараповы" отправляют в "места не столь отдаленные" своих сограждан, подправляя совершенные административные правонарушения на уголовные преступления, фальсифицируя вещественные доказательства.
Распространенность фальсификаций вещдоков по уголовным делам, к которым относятся изымаемые в ходе обысков и досмотров вещества, подтверждают статистические исследования. Анализ изымаемых наркотических и психотропных веществ показывает, что зачастую задерживают как раз с пограничным между административным и уголовным весом наркотического вещества, которое чуть превышает вес и вытягивает на уголовную статью, а не на административку. К примеру, если уголовная ответственность за хранение для марихуаны это 6 граммов, то обычно по результатам экспертизы изъятый у задержанного вес составляет 6,1 грамм.
Так и получается, что несмотря на то, что прав у полиции и возможностей приукрасить статистику за счет невиновного, становится с каждом годом все больше, а суды, не особо разбираясь, со всё большим энтузиазмом отправляют на "нары" тех, кто предстал перед ним, черный рынок наркотиков ширится и процветает. И причина этому в том, что раскрывать дела против организованной преступности крайне сложно, а в статистике они ничем не отличаются от наркопотребителей или мелких закладчиков.
Если не поменять подходы, и продолжать грести всех под одну гребенку, не делая различий между бедным студентом и наркобароном, ситуация не изменится. Опера будут десятками задерживать вчерашних школьников, решивших пойти на легкий заработок, а не перекрывать каналы поставок запрещенных к обороту веществ, контролируемых крупными группировками. Рост смертности от наркотиков так и будет расти при отличных показателях в отчетах в этом направлении правоохранителей.
#228 #228.1 #адвокат #наркотики #срок