Жилище во многом отражает картину «мира людей» коренного населения Алтая.
Комплекс, состоящий из жилищ и хозяйственных построек коренных жителей Алтая, обозначался одним словом «jурт» (юрта), само жилище айыл.
Пространственно-временная организация строительства айыла строго регламентирована. Так, айыл строился к моменту рождения новой семьи:
Вопрос «Сен айылду-уртту ба?» (букв. перевод: «Есть ли у тебя айыл- поселение?») имеет смысл «Ты женат/замужем».
Айыл ориентирован строго по сторонам света, вход расположен на восток; размещение утвари так же регламентировано.
Очаг— связующее звено между предками и потомками, символ преемственности поколений, как и символ непрерывного течения жизни. Образ От-Эне (Матерь огня) выступает одним из главных в алтайской культуре, являясь семейным центром, — наиболее почитаемым объектом жилища.
В Айыле соблюдают следующие правила:
недопустимо проходить между очагом и сидящим возле него человеком;
переступающий порог гость айыла первым произносит приветствие, обращённое очагу, хозяевам и жилищу в целом;
обращение к старшему поколению как в айыле, так и вне его — строго на «Вы»;
запрет наступать на почетное место- тоор, где находится семейный алтарь (jайык);
в очаг недопустимо лить молоко или воду, бросать мусор, плевать, мешать в нем золу, переступать через очаг;
запрещается бить огонь, направлять в его сторону колющие и режующие предметы;
запрещается пинать таган (треножнию), сидеть на нем и использовать 2 тагана в айыле;
важно дать испробовать огню продукты издалека, предварительно отделив небольших 2 или 4 кусочка и положив их аккуратно в очаг;
дверью айыла нельзя громко хлопать, держаться за косяки, касаться верхней части порога;
не нужно наступать на порог и садиться на него.