Найти тему
Hronos

Сталин настоящий – как разглядеть правду, откинув мифы в сторону. Часть одиннадцатая – индустриализация - 1.

Фото взято из открытых источников.
Фото взято из открытых источников.

"Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут" - знаменитая фраза Иосифа Виссарионовича Сталина из контекста его выступления на Первой Всесоюзной конференции работников социалистической промышленности в 1931 году. Что хотел донести до страны этой фразой Сталин?

Чтобы это понять откатим время чуть назад в Версальский дворец города Парижа 28 июня 1919 года. Тогда там состоялось подписание мирного договора, который поставил точку в длившейся почти пять лет, Первой мировой войне. Страны- победительницы расписали сколько репараций должна заплатить Германия за свое поражение, разделили между собой территории Европы и колоний на других материках. Лидеры стран – участниц поулыбались, пожали друг другу руки и разъехались по домам. И все бы ни чего, но умные люди в мире прекрасно понимали, что Версальский договор был заключён не о мире, а всего лишь о перемирии. Ни одна из стран не достигла целей, поставленных перед войной.

Британия конечно устранила своего конкурента – Германию как очень влиятельного государства в Европе, страну владелицу «жирных» колоний , но промышленный и научный потенциал её не был уничтожен. Британцы съели Австро-Венгерскую империю, но разгром противников сильно возвысил ближайшего союзника Британии – США. Заокеанский друг так хорошо «приподнялся» за время войны, что его военная и экономическая мощь готова была сильно потеснить влияние самой Британии в мире.

В США этот казус тоже хорошо понимали, понимали и то, что для дальнейшего развития им очень нужны рынки Британии, на которые она их не пускать не собиралась. Но воевать с ближайшим союзником напрямую США конечно не собирались. Американские элиты находились в поиске некой ситуации, способной смести колониальное владычество Британии, и получить в результате доступ на рынки, подконтрольные союзничку.

А ещё и для Британии и для США осталась не решённой одна важная проблема – Россия и обладание её ресурсами. Ах, как же радовался британский премьер Ллойд Джордж в 1917 году, узнав о февральской революции и смещении монархии в России. Он радостно сообщал, что одна из важнейших целей войны уже достигнута. И какое его постигло разочарование уже в 1920, когда стало ясно, что ни революция, ни гражданская война не смогли разрушить эту империю до конца, и подчинить себе территории России им не удалось. Очень точно резюмировал итоги Первой мировой французский маршал Фош – «Это не мир. Это перемирие на 20 лет».

Строительство Днепрогэс. Фото взято из открытых источников.
Строительство Днепрогэс. Фото взято из открытых источников.

Понимали –ли всю серьёзность ситуации, сложившейся в мире, в СССР, думаю прекрасно понимали, но возможно не все. Планы дальнейшего развития страны обсуждались в горячих полемиках. Вокруг направления дальнейшего вектора развития страны сосредоточилась вся основная борьба между властными группировками после смерти Ленина. Особый накал противостояние получило в связи с провалом курса на мировую революцию, ради которого, как считалось во властных кабинетах, выигрывали Гражданскую войну. Более того, СССР со всех сторон был окружён врагами, в 20-е годы были разные предположения по поводу – какая из стран первой нанесет удар по молодому государству - Польша, а может Финляндия, или Британцы в союзе с США? Гадать можно было сколько угодно, ясно было одно – война в ближайшие пятнадцать – двадцать лет неизбежна. А ещё Сталин чётко понимал, что страна к этой войне не готова в принципе. Армия представляла жалкое зрелище и требовала полной перестройки. Опыт провала царизмом в кампании Первой мировой, четко показал невозможность ведения полномасштабной современной войны без национального, отвечающего всем последним мировым разработкам военно-промышленного комплекса и надёжного тыла с бесперебойными поставками продовольствия, и населения, готового по требованию государства встать на защиту страны. Подчинив себе в 1929 году большую часть управления страной, Сталин провозгласил курс на развитие в СССР тяжёлой промышленности и создание полного замкнутого цикла производства национального ВПК. Также большое место в планах развития промышленности занимало создание отечественной сельскохозяйственной техники, для модернизации сельхозпроизводства. Надо отдать должное уровню видения решения проблемы индустриализации Сталиным. В первую пятилетку основной упор был сделан на создание в СССР основ, без которых суверенная и независимая промышленность в стране в принципе не могла существовать – мощный энергетический комплекс и производство средств производства, то есть станкостроительная отрасль. Приведу в пример только несколько объектов возведённых в период с 1928 по 32 годы – Днепрогэс, Челябинский Магнитогорский металлургический комбинат, Сталинградский тракторный завод, Харьковский тракторный завод, Челябинский тракторный завод, Ростсельмаш (знаменитые советские комбайны), Новокузнецкий металлургический комбинат (КМК), Уралмашзавод - Уральский завод тяжелого машиностроения, Запорожсталь, построен Турксиб (Туркестано-Сибирская ж.д.) В стране создавались гидроэлектростанции и заводы, строилась инфраструктура вокруг них, создавались новые и перестраивались старые железнодорожные пути. Наши либеральные оппоненты часто использую приём-перевёртыш, дескать, а не было ни какой индустриализации, что многие заводы и железные дороги на юге и в центре страны царём-батюшкой построены были. По поводу построенных заводов статистику позже рассмотрим, а вот про железные дороги миф разобьём сейчас. Да, если посмотреть на протяжённость полотна по карте, то оно действительно за 30-е годы не сильно увеличилось в протяжённости, но это только на первый взгляд. Дело в том, что старая царская колея была однополосной, насыпь слабая. Движение тяжёлых составов не должно было превышать 50-ти км в час. Современным требованиям такая дорога не соответствовала в принципе. Всё полотно на стратегически важных направлениях было полностью переделано, создана усиленная насыпь, построена встречная колея, то есть почти вся старая дорога была перестроена заново. Составы увеличили скорость до 100 км в час и могли двигаться друг на встречу другу одновременно. Допустимая нагрузка на полотно увеличилась в несколько раз. Как это повлияло на железнодорожные перевозки и логистику в масштабах страны представить не сложно. Итогом первой пятилетки стало появление в стране новых, не существовавших ранее отраслей - автомобильная, авиационная, станкостроение, тракторная, металлургия, сельскохозяйственное машиностроение, химическая промышленность. К концу 30-х годов сельхоз техники в СССР производилось такое количество, что тракторы стали продавать за рубеж.

В годы второй пятилетки основные усилия были направлены на создание новых гигантов индустрии, поведена реконструкция отраслей производства путем их технической модернизации, стало улучшаться материальное положение трудящихся. Рабочий человек стал символом прогресса современного общества, фамилии передовиков производства - Стаханов, Чкалов и другие гремели на всю страну. Много внимания уделялось улучшению жизни людей, началось строительство жилья для граждан, парков, кино, театров, школ, клубов. В крупных городах создавалась современная система общественного транспорта. В Москве появился лучший в мире метрополитен.

К концу второй пятилетки, закончился перевод предприятий под контроль государства (фабрики, заводы, топливо, транспорт, сырьё, земля, леса, скот и т.п.) госсобственность составила 98,7 процента. Как в промышленности, так и в сельском хозяйстве стала безраздельно господствовать социалистическая система производства. Промышленность Советского Союза к концу второй пятилетки выросла более чем в четыре раза по сравнению с 1929 годом.

Советский трактор. Фото взято из открытых источников.
Советский трактор. Фото взято из открытых источников.

Теперь рассмотрим итоги индустриализации в цифрах – производство электроэнергии выросло по сравнению с 1917 годом в 24 раза с 2 млр киловатт часов до 48 млр киловатт часов к 1940 году и производство электроэнергии стало централизованным, а не местечковым как до революции. Электричество и радио появились во всех уголках страны. Занятость людей в нефтяной сфере в СССР к середине 30-х годов снизилась с 51 тысячи человек, до 45 тысяч человек, а добыча нефти выросла с 9 миллионов тонн нефти до 31 миллиона тонн. С нуля появились многие отрасли производства – авиастроение замкнутого цикла (в Российской империи двигатели к самолётам не делали в принципе), машиностроение (попробуйте вспомнить хоть одну марку автомобиля, производимого у нас при царе), производство танков. Перечислять можно очень долго. К сороковым годам в СССР появился свой мощнейший суверенный военно-промышленный комплекс.

Ещё одним важным направлением индустриализации являлось создание национальной научной базы. Количество ВУЗов в стране выросло с 1914 года по 1940 в 9 раз, с 91 го до 817 высших учебных заведений. Страна ковала свои научные кадры, обучались все желающие. Итогом стало появление своих инженеров, конструкторов, ученых во всех областях науки. И если в начале и середине 30-х годов в СССР активно привлекались иностранные специалисты (благо сильнейший кризис капитализма в те годы способствовал притоку мозгов), то к началу 40-х у нас появились свои квалифицированные специалисты. СССР к 1940 году стала второй экономикой Мира, уступая лишь США, и нос в нос шла с Германией, чья экономика росла во многом за счет вновь захваченных стран в Европе (захват Чехословакии с её оборонными предприятиями чего только стоил).

Первой и наиболее острой проблемой для начала индустриализации в СССР была отсутствие свободных рабочих рук, люди были заняты в сельхоз отрасли. Там где должен был работать один человек на тракторе, толкались пятеро крестьян с деревянной сохой и убогой лошадёнкой. Резкое начало коллективизации порой грубой силой выталкивало избыточное население в город и на стройки. Проблема «свободных рабочих рук» начала постепенно решаться. Существует очень распространённый миф, будто советская промышленность была создана на костях заключённых ГУЛАГа. Бредовость этого вброса заключается в том, что искомого количества рабочих рук там в принципе не было. Труд заключённых использовался на великих стройках только как неквалифицированная рабочая сила на некоторых участках (рытьё траншей например), и это не было советским изобретением, а являлось мировой практикой того времени. Основной массив работ выполняли обычные рабочие. Энтузиазм людей тоже играл большую роль. Дело в том, что когда люди из глухих уголков государства попадали на стройки страны, их поражал масштаб и значимость создаваемых объектов. Сопричастность к перерождению страны из разбитого разрухой и войнами полумертвого образования в мирового индустриального гиганта являлась огромным стимулом в работе. В недрах индустриализации ковалось новое самосознание граждан СССР, формировался новый тип личности – советский человек. Именно этот типаж людей чуть позже сломил хребет фашизму, как агрессору, посягнувшему на новую, созданную на месте хаоса руками этих личностей страну. Об издержках индустриализации и путях её финансирования поговорим в следующей статье.

Если вам понравилась статья, и вы дочитали её до конца, очень прошу поддержать мой канал подпиской и поднятым пальцем, эта малость с вашей стороны критически важна для развития канала и поддержки автора.