Найти тему
Around Art

«На меня взглянуло лето изумрудными глазами…»

Мини-эссе о художнике из Углича Валентине Максимовой

Текст: Галина Мумрикова

Собственно, персональная выставка Валентины Максимовой «На меня взглянуло лето», которая проходила в Угличском Доме художника на набережной Волги, в середине июля уже закончилась. Но в этой арт-резиденции местных живописцев с весьма драматичной историей ее создания у Максимовой есть мастерская. Так что внутрь нас пустили, удалось все посмотреть и пообщаться с автором.

Валентина Максимова у своих работ
Валентина Максимова у своих работ
Афиша выставки
Афиша выставки

… Для меня метаморфозы начались еще на подходе: пропустив мимо ушей слова «текстильный коллаж», я поначалу подумала, что это традиционные картины «холст/масло». Оказалось, текстильная техника или «пэчворк», о котором многие имеют очень поверхностное представление. Вроде как одеяло или покрывало из лоскуточков. А ведь еще художники-авангардисты в начале XX века очень даже интересовались коллажами из лоскутов, но после революции этот вид творчества как-то сошел на нет и считался признаком нищеты. К счастью, в начале 1990-х лоскутная техника как жанр декоративно-прикладного искусства стала возрождаться. Вдруг выяснилось, что то, что делается руками, так называемое handmade, ценится везде, во всем мире.

… Валентина Максимова хотя и не родилась в Угличе (она уроженка небольшой деревни в Архангельской области), но училась в Ярославском художественном училище, одном из старейших в России. У истоков его создания стоял выпускник Строгановки Петр Романовский, организовавший в Ярославле рисовальные классы. Именно здесь Валентина получила то, что называется «школой» и чего подчас не хватает современным художникам.

Она попала в древний город Углич по распределению и 16 лет добросовестно трудилась в бюро дизайна на часовом заводе «Чайка», который угличане любовно называли «Часики». А потом градообразующие «Часики», не встроившись в новый мир конкуренции и маркетинговых стратегий, стали затухать. И Валентина перешла работать в Угличские художественно-производственные мастерские, с которых и началось ее «лоскутное восхождение».

В выставках самого разного уровня и масштаба Валентина Максимова участвовала с 1980 года. В 2008 году она вместе с коллегой по рекомендации Ярославского отделения Союза художников посетила Париж, где два месяца работала на так называемом Международном острове искусств (Cite international des arts) – особом арт-пространстве, где бок о бок живут и работают в мастерских художники со всего мира. Вот и Валентине с коллегой посчастливилось здесь поработать, побродить по уютным улицам Парижа, повстречаться с интересными людьми. Многие считают, что Париж как будто специально создан для богемы в лучшем смысле этого слова – людей творческих профессий – музыкантов, поэтов, художников. У этого города особый уклад и свой неповторимый стиль.

… И у Валентины Максимовой свой стиль. Она – художник. Художник не просто декоративно-прикладного искусства. Художник по существу. Ее коллажи – это живописные картины, в которых завораживает не цвет и не фактура даже, а далекая перспектива, какой-то затаенный подтекст, исходящий из ткани, на просторах которой только истинный художник изначально своим внутренним зрением увидит маленький домик в деревне, наливные яблочки, высветит извечный образ русского храма и угадает характер своего героя в портрете. Это не аппликации, не пресловутые красивые одеялки, это их, если хотите, отрицание. Валентина рисует тканью. Во всех жанрах.

Так, наверное, можно взглянуть на лето
Так, наверное, можно взглянуть на лето
Издалека эти работы кажутся написанными маслом
Издалека эти работы кажутся написанными маслом
А вот и яркий подсолнух
А вот и яркий подсолнух
Здесь тоже присутствует эффект "масла"
Здесь тоже присутствует эффект "масла"
За широкими полями, за высокими лесами. 2018
За широкими полями, за высокими лесами. 2018
Август. 2020
Август. 2020
Калина красная. 2022
Калина красная. 2022
Натюрморт, который украсит любой интерьер
Натюрморт, который украсит любой интерьер
Ночь накануне Ивана Купала. 2011
Ночь накануне Ивана Купала. 2011

Здесь была заявлена летняя тема. Да пожалуйста! И вот появляются такой солнечный вихревой подсолнух, настоящий натюрморт-триптих как своеобразное посвящение сочным арбузам. За широкими лесами, за высокими полями прячется деревенька, а в композиции «Август» уже чувствуется летний исход, слегка грустный, когда начинают опадать листья. Натюрморт «Калина красная» (каюсь) я потрогала руками, не поверив, что все сделано из ярких радостных кусочков ткани. «Ночь накануне Ивана Купала» посвящена папоротнику – символу магического исполнения желаний. Недаром девушки его вплетали в венок, чтобы приворожить паренька. По самой, наверное, известной легенде о папоротниках он цветет только в ночь на Ивана Купалу.

Абрикосовый сад посреди холодов. 2019
Абрикосовый сад посреди холодов. 2019
Постоянство изменчивости. 2022
Постоянство изменчивости. 2022
Дорога через Тотьму. 2012
Дорога через Тотьму. 2012

У Валентины Максимовой есть и сугубо абстрактные работы. Например, триптих «Постоянство изменчивости». Включаем игру воображения и уносимся в неведомые дали, на другие планеты, в космос – куда хотите. Необозримое пространство, помещенное в девять квадратиков.

И совсем иное настроение вызывает «Дорога через Тотьму», в которой так и слышится радостный мощный перезвон колоколов, после которого невольно впадаешь в состояние уравновешенного покоя.

Летние девчачьи портреты тоже абстрактны, их легкая цветущая яркость – само воплощение этого самого теплого времени года со всей его зеленью, синей водой, стремительными дождями, разнотравьем, запахами.

И здесь чувствуются какие-то тайны материи
И здесь чувствуются какие-то тайны материи
Яблоки декоративные. 2022
Яблоки декоративные. 2022
Такие чудные листики
Такие чудные листики
Лето и вправду в разгаре
Лето и вправду в разгаре
Портрет архитектора. 2010
Портрет архитектора. 2010
Портрет журналиста. 2020
Портрет журналиста. 2020
Портрет актера. 2021
Портрет актера. 2021
Лето скоро кончится, птички улетят, а картина останется
Лето скоро кончится, птички улетят, а картина останется
На контрасте
На контрасте

И, я считаю, вершина мастерства Валентины – монохромные почти скульптурные портреты-образы, в которых передан, скорее, обобщенный характер профессии. Журналист и архитектор предстают перед нами вместе с атрибутами своей профессии, и лишь слегка загрустивший актер как бы размышляет о превратностях судьбы.

Вот так: лето кончится, улетят птицы в теплые края, наступит золотая осень, потом белая зима. А Валентина Максимова в своей мастерской будет и дальше творить свои лоскутные чудеса, которым пока нет названия. Она их нарисует. И для каждой картины найдет новые образы, новые сочетания, новые сюжеты.

#валентина максимова художник#декоративно

прикладное искусство#выставки#город углич#

текстильный коллаж#творческое объединение художников