Мини-эссе о художнике из Углича Валентине Максимовой
Текст: Галина Мумрикова
Собственно, персональная выставка Валентины Максимовой «На меня взглянуло лето», которая проходила в Угличском Доме художника на набережной Волги, в середине июля уже закончилась. Но в этой арт-резиденции местных живописцев с весьма драматичной историей ее создания у Максимовой есть мастерская. Так что внутрь нас пустили, удалось все посмотреть и пообщаться с автором.
… Для меня метаморфозы начались еще на подходе: пропустив мимо ушей слова «текстильный коллаж», я поначалу подумала, что это традиционные картины «холст/масло». Оказалось, текстильная техника или «пэчворк», о котором многие имеют очень поверхностное представление. Вроде как одеяло или покрывало из лоскуточков. А ведь еще художники-авангардисты в начале XX века очень даже интересовались коллажами из лоскутов, но после революции этот вид творчества как-то сошел на нет и считался признаком нищеты. К счастью, в начале 1990-х лоскутная техника как жанр декоративно-прикладного искусства стала возрождаться. Вдруг выяснилось, что то, что делается руками, так называемое handmade, ценится везде, во всем мире.
… Валентина Максимова хотя и не родилась в Угличе (она уроженка небольшой деревни в Архангельской области), но училась в Ярославском художественном училище, одном из старейших в России. У истоков его создания стоял выпускник Строгановки Петр Романовский, организовавший в Ярославле рисовальные классы. Именно здесь Валентина получила то, что называется «школой» и чего подчас не хватает современным художникам.
Она попала в древний город Углич по распределению и 16 лет добросовестно трудилась в бюро дизайна на часовом заводе «Чайка», который угличане любовно называли «Часики». А потом градообразующие «Часики», не встроившись в новый мир конкуренции и маркетинговых стратегий, стали затухать. И Валентина перешла работать в Угличские художественно-производственные мастерские, с которых и началось ее «лоскутное восхождение».
В выставках самого разного уровня и масштаба Валентина Максимова участвовала с 1980 года. В 2008 году она вместе с коллегой по рекомендации Ярославского отделения Союза художников посетила Париж, где два месяца работала на так называемом Международном острове искусств (Cite international des arts) – особом арт-пространстве, где бок о бок живут и работают в мастерских художники со всего мира. Вот и Валентине с коллегой посчастливилось здесь поработать, побродить по уютным улицам Парижа, повстречаться с интересными людьми. Многие считают, что Париж как будто специально создан для богемы в лучшем смысле этого слова – людей творческих профессий – музыкантов, поэтов, художников. У этого города особый уклад и свой неповторимый стиль.
… И у Валентины Максимовой свой стиль. Она – художник. Художник не просто декоративно-прикладного искусства. Художник по существу. Ее коллажи – это живописные картины, в которых завораживает не цвет и не фактура даже, а далекая перспектива, какой-то затаенный подтекст, исходящий из ткани, на просторах которой только истинный художник изначально своим внутренним зрением увидит маленький домик в деревне, наливные яблочки, высветит извечный образ русского храма и угадает характер своего героя в портрете. Это не аппликации, не пресловутые красивые одеялки, это их, если хотите, отрицание. Валентина рисует тканью. Во всех жанрах.
Здесь была заявлена летняя тема. Да пожалуйста! И вот появляются такой солнечный вихревой подсолнух, настоящий натюрморт-триптих как своеобразное посвящение сочным арбузам. За широкими лесами, за высокими полями прячется деревенька, а в композиции «Август» уже чувствуется летний исход, слегка грустный, когда начинают опадать листья. Натюрморт «Калина красная» (каюсь) я потрогала руками, не поверив, что все сделано из ярких радостных кусочков ткани. «Ночь накануне Ивана Купала» посвящена папоротнику – символу магического исполнения желаний. Недаром девушки его вплетали в венок, чтобы приворожить паренька. По самой, наверное, известной легенде о папоротниках он цветет только в ночь на Ивана Купалу.
У Валентины Максимовой есть и сугубо абстрактные работы. Например, триптих «Постоянство изменчивости». Включаем игру воображения и уносимся в неведомые дали, на другие планеты, в космос – куда хотите. Необозримое пространство, помещенное в девять квадратиков.
И совсем иное настроение вызывает «Дорога через Тотьму», в которой так и слышится радостный мощный перезвон колоколов, после которого невольно впадаешь в состояние уравновешенного покоя.
Летние девчачьи портреты тоже абстрактны, их легкая цветущая яркость – само воплощение этого самого теплого времени года со всей его зеленью, синей водой, стремительными дождями, разнотравьем, запахами.
И, я считаю, вершина мастерства Валентины – монохромные почти скульптурные портреты-образы, в которых передан, скорее, обобщенный характер профессии. Журналист и архитектор предстают перед нами вместе с атрибутами своей профессии, и лишь слегка загрустивший актер как бы размышляет о превратностях судьбы.
Вот так: лето кончится, улетят птицы в теплые края, наступит золотая осень, потом белая зима. А Валентина Максимова в своей мастерской будет и дальше творить свои лоскутные чудеса, которым пока нет названия. Она их нарисует. И для каждой картины найдет новые образы, новые сочетания, новые сюжеты.
#валентина максимова художник#декоративно
прикладное искусство#выставки#город углич#
текстильный коллаж#творческое объединение художников