Многие народные промыслы до наших дней дошли лишь в виде обрывочных воспоминаний и музейных экспонатов. Это, конечно, немало, но ещё лучше, когда промыслы не только изучаются, но и воссоздаются.
ВОЛХОВСКАЯ РОСПИСЬ
Расписывали по дереву, на территории современного Волховского района, в поселениях на берегах р. Волхов. Является одним из возрождённых в наши дни народных художественных промыслов Ленинградской области.
Главная особенность волховской росписи — градиентный мазок с тонкими переходами от одного цвета к другому: на кисть наносится не один, а сразу два цвета и более.
При нанесении один цвет «переходит» в другой, создавая эффект игры солнечного света на растительных элементах (листьях и лепестках).
Для волховской росписи характерен яркий орнамент с центральным элементом — розаном, окружённом листьями. Волховский розан хорошо узнаваем благодаря градиентному мазку и насыщенным цветам.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПРЯЛОК.
Существовало два типа прялок в зависимости от используемых цветов и декора:
- Прялки-золочёнки.
Их росписью занимались в основном в деревнях на правом берегу реки Волхов в местности под названием Спасовщина. Композиции золочёнок отличаются насыщенными оттенками и обильным использованием золотого цвета.
- Прялки-крашенки.
Отличались от золочёнок отсутствием росписи золотым цветом — вместо него использовали жёлтую краску. Декор крашенок также был гораздо скромнее. Такие прялки изготавливали в основном на левом берегу Волхова, в округе Новой Ладоги.
Особо ценились «именные» прялки. По периметру от центральной композиции с розаном располагалась тёмная полоса, на которой жёлтыми или золотыми буквами писали имя хозяйки изделия, а иногда и мастера.
ШУГОЗЕРСКАЯ РОСПИСЬ
Художественная роспись по дереву, бытовавшая на территории современного Тихвинского района. Так же, как и Волховская, является одним из возрожденных в Ленинградской области народных художественных промыслов.
Промысел появился в конце XIX — начале XX в.
Рисунок на шугозерских прялках выполнялся в свободной кистевой манере красками розового, бордового, жёлтого, зелёного, синего, чёрного и белого цветов. Растительный орнамент был вытянут по вертикали.
Часто изображалась стилизованная ветвь с цветами, бутонами и листьями, а на вершине располагалась птица с маленькой веточкой с ягодами в клюве. Включение фигур птиц в орнаментальную композицию вносило дополнительный символический акцент в изображение. Встречались прялки, расписанные «букетами» из цветов.
Среди шугозерских прялок встречаются и изделия, окрашенные в синий или красный цвет и украшенные простым геометрическим орнаментом. Такие прялки были более доступны по цене для местных крестьян. Существовала также роспись по трафарету.
В 1920-е гг., с изменением уклада жизни в деревне, традиция изготовления ручных прялок и нанесения традиционной росписи начинает постепенно угасать. К 1930-м гг. изготовление прялок прекратилось. Шугозерская роспись была забыта.
РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ
На землях нынешней Ленинградской области, богатой хвойными и лиственными лесами, резьба по дереву давно стала одним из основных видов народных промыслов. На нетронутых войной землях сохранились старинные деревянные постройки, украшенные причудливой фасадной и скульптурной резьбой. Кстати, в наше время искусство местных резчиков активно используется при оформления в древне-русском стиле загородных домов и участков.
Скульптурная резьба более монументальна, хотя порой может быть тоже достаточно изящной. Деревянные скульптуры, заранее покрашенные или обработанные защитными составами, устанавливают у главного входа в дом или усадьбу, располагают вдоль водоемов и дорожек, а иногда используют и в оформлении внутреннего убранства строений.
Также существует такое старинное направление, как декоративная резьба по дереву, когда в разной стилистике обрабатываются мебель, предметы интерьера, настольные лампы и люстры, различная посуда, кухонные и банные принадлежности. Отдельное место в творчестве русских резчиков занимает изготовление небольших статуэток, оберегов и деревянных игрушек.
ОЯТСКАЯ КЕРАМИКА
Побережье реки Оять издавна славилось богатыми залежами высококачественной красной глины. Поэтому у оятских вепсов не было недостатка в бытовой утвари. Лепили всё: горшки, миски, чашки и игрушки.
Занимались лепкой в свободное время, чаще зимой. Причем, в гончарном деле была задействована вся семья: женщины месили глину, мужчины занимались формовкой и обжигом сосудов, а дети лепили мелкие детали к изделиям.
Промысел был распространен селе Алёховщина, деревнях Карпина Гора, Ефремково, Надпорожье, Ратигора, Мустоя, Подборье и других.
А гончарное производство возникло на берегах Ояти в XVIII веке. В 1820-е годы гончарный завод появился в Новом Селе.
В XVIII веке, в тех местах работал крупный лесопромышленник, немец Фок. Все шло у него замечательно, пока не стало угрожать ему банкротство. Из-за боязни разорения, нашел он другой промышленный путь: занялся освоением гончарного производства. Качество оятской глины не уступало в округе никакой другой. Поэтому перед Фоком не стоял вопрос, где расположить свои мастерские. В 1827 году в деревне Новое Село на реке Оять был построен гончарно-фарфоровый завод, принадлежавший Фоку и выпускавший вазы, посуду, черепицу и другие формовочные изделия.
Оятские игрушки на "Ладье"
Оятский гончарный промысел – наиболее известный в Ленинградской области. Называется по реке Оять – на ней располагается центр промысла, село Алёховщина, и несколько соседних, где он тоже был в прошлом. Кроме русских, там живут вепсы – малый финно-угорский народ.
Для оятской игрушки характерны тёмно-коричневый естественный цвет глины, бесцветная глазурь; бывает подглазурная роспись ангобами. Среди узоров чаще всего встречаются чёрные кружки с каймой из белых точек. Отдельные мелкие детали росписи – разных оттенков зелёного и синего цвета. Зелёный – более традиционный.
Глаза у фигурок делаются в виде налепов-горошин. Шерсть животных иногда изображается в виде глиняной лапши, получаемой, скорее всего, путём давления глины через сито.
Туловища скульптур пустотелые, с отверстиями для выхода горячего воздуха при обжиге. Обжиг высокотемпературный, наверное, не менее 1 тыс. градусов – глина звенит.
КИРИШСКОЕ КРУЖЕВО
Кружевной промысел появился в Захоже не позднее начала XIX века, но и поныне, в наш XX век местные кружевницы называют кружева «галунцами» или «галунами», что предполагает тот факт, что их пра-пра-бабушки плели кружевные изделия из золотых и серебряных нитей.
В деревнях Дуняково и Мотохово жили мастера, которые изготавливали «палочки» для плетения. Так местные жители называли коклюшки. Это — Николай Звездин, Михаил Дунаев, Пётр Красухин. Точили палочки из берёзы или ольхи. Захожские коклюшки имели длину от 12 до 15 см, диаметром от 1 до 1,5 см, так как ладони у кружевниц были разные. Делали палочки и ещё меньше, ибо девочек начинали обучать кружевоплетению с 5-6 лет.
Обучение начинали с простого элемента « «плетешок», затем уже «насновка» и «полотнянка». А далее в изделии исполнялись более сложные узоры, в которых вырисовывались образы птиц или животных — «гадик», «жучок», «кобылка», т.е. кузнечик, а между ними «дорожки», «изгибы-вилюшки», «проходец», «розетки», «звёздочки» и др.
Плели в свободное от работы время на «беседах», по-захожски —«бесидах». Взрослые мастерицы плели на заказ, им и дети, а кому-то даже и мужья помогали. А девушки на выданье, готовили себе приданое.
Именно в Захожах использовалась местная особенность «плести поверху». Сколок, а по-местному «наколки» или «наколы» не было, они появились после Великой Отечественной войны. Нитки кружевницы применяли льняные и хлопчатобумажные, но предпочитались мастерицами льняные нитки, так как со временем изделие приобретало серебристый цвет.
ПЛЕТЕНИЕ ИЗ ИВОВОЙ ЛОЗЫ
Промысел появился еще до гончарного искусства, раньше, чем дерево- и металлообработка. Изначально в России из ивовой лозы плели снасти для рыболовства, ловушки для птиц и зверей, корзины, возводили заборы и хозяйственные сооружения. Затем из Европы пришла мода на плетеную мебель, которая понравилась владельцам дворянских усадеб.
В ответ на спрос крестьяне начали создавать мастерские, где не хуже заморских коллег плели из ивовых прутьев изящные столы и кресла, ширмы и этажерки, дорожные сундуки и даже сани. Развитию лозоплетения способствовало продвижение железнодорожного транспорта и торговли, так как изделия из лозы являлись отличной упаковкой для перевозимых товаров.
В свое время старинное ремесло - плетение из ивовой лозы, распространенное в Ленинградской области, было вытеснено с рынка массовым производством. А печальные события времен перестройки его и вовсе чуть не уничтожили. Во времена забвения этот древний промысел сохранился лишь за счет того, что его практиковали в качестве хобби и домашнего рукоделия. В наши дни плетеные изделия из ивовой лозы неожиданно попали в модную струю экотрендов. В Петербурге и Ленинградской области появились современные предприятия, которые не только возродили древний промысел, но и задают тон отрасли на рынке.
КУЗНЕЧНОЕ ДЕЛО и Тихвинский серебряный промысел
В тихвинском крае на развитие ремесел и промыслов большое влияние оказали удобные водные и сухопутные пути, близость такого крупного населенного пункта, как Петербург, наличие ярмарок и торжков как в самом Тихвине, так и в округе, богатые природные ресурсы. Тихвинские кузнецы в течение XVI-XVII веков изготовляли из железа различные предметы домашнего обихода, сельскохозяйственные орудия и даже военные доспехи. Тихвинская сталь шла не только во внутренние районы России, но и за границу. Первоначально кузнецы осуществляли весь комплекс железоделательных работ самостоятельно, то есть добывали руду, производили выплавку железа, обрабатывали его и ковали различные предметы. Постепенно операции разделились, и кузнецы Тихвинского посада перешли лишь к изготовлению продукции, железо же поставляли крестьяне тихвинских погостов.
Вторым по значимости в Тихвине в XVI веке был серебряный промысел – изготовление различных изделий из серебра.
К концу XVII века среди тихвинских кузнецов имущественное разнообразие достигло значительных размеров. Часть их превратилась в самостоятельных товаропроизводителей, располагающих возможностью нанимать себе неимущих кузнецов. В конце XVII – начале XVIII века торговля в Тихвине резко сократилась. Причиной этому послужили опустошительные пожары 1693 и 1697 годов, а также тяжелые войны в России.
#ленинградскаяобласть #санктпетербург #народныепромыслы #промыслы ленинградской области #культура #народная культура #традиция #роспись